Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
 
 return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Новости (архив)

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 

Трутнев и Литвиненко: полярные точки зрения на закон «О недрах»


 
  11 марта 2005 г.

В самом начале заседания председатель Совета Федерации Сергей Миронов словно почувствовал настроение участников слушаний. И во вступительном слове сделал оговорку, которая, по-видимому, должна была смягчить возможную резкость обсуждения законопроекта в части разграничения полномочий между федеральным центром и регионами в сфере недропользования. Как известно, в законопроекте устанавливается не государственная собственность на недра, а федеральная. С отменой принципа "двух ключей", согласно которому выдача лицензии на недропользование согласовывалась федеральными и региональными исполнительными органами, исключается право субъекта Федерации выступать одной из сторон договора пользования на участки недр. А ведь именно власти на местах, за редким исключением, способствовали продвижению проектов в недропользовании, а не федеральные. Сергей Миронов попросил учесть, что формирование законопроекта шло в то время, когда был взят курс на резкую централизацию власти. Теперь ситуация изменилась, вертикаль власти выстроена. Видимо, из этого следовало, что субъекты опять могут получить слово в недропользовании.

Заместитель министра природных ресурсов Анатолий Темкин в своем выступлении особый акцент сделал на положительных результатах, к которым приведет реализация закона: через сквозные права на участки недр удастся привлечь немалые инвестиции, аукционы обеспечат больший доход в бюджет от разовых платежей за недра, повышенные требования к техническим регламентам усилят эффективность разработки месторождений. Итогом преобразований в сфере природопользования должно стать расширение рынка труда.

На вопрос, не нарушаем ли мы международные нормы, ограничивая доступ нерезидентов к российским недрам, Юрий Трутнев ответил, что наше правительство ориентируется прежде всего на экономические национальные интересы России.

Первым из выступавших, кто резко раскритиковал законопроект, был ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко. Он сравнил уровень непродуманности, разрушительности, неприятия законопроекта в среде экспертов с уровнем, которого "достиг" разве что закон о монетизации социальных льгот. Главное, по его мнению, что законопроект «О недрах» не обеспечивает воспроизводство запасов, рациональное использование добытого сырья, контроль и регулирование отрасли. "Если государство не в состоянии регулировать, тогда уж лучше не продавать [ресурсы]", - заключил он. Ориентация на национальные интересы, о которой говорил Юрий Трутнев, тоже была поставлена под сомнение: "В последние годы, да и сейчас многое делалось для того, чтобы пролоббировать интересы иностранного капитала в России. А этот законопроект, если будет принят, будет законом о доступе к российским недрам". Те ограничения для иностранцев, которые вводятся, легко преодолимы, считает Литвиненко. Например, по его словам, ничто не помешает нашим гражданам, приобретя лицензию на недропользование, зарегистрировать позже с иностранцами совместное предприятие.

По поводу перехода на гражданско-правовые отношения в недропользовании (например, на концессионные)однозначного мнения у участников парламентских слушаний не выработалось. Одни считают их более прогрессивной формой по сравнению с разрешительной системой, так как в специальном договоре государства и инвестора будут детально прописаны права и обязанности каждой из сторон применительно к конкретному месторождению, возможные санкции за неисполнение обязательств. Другие уверены, что за гражданско-правовыми отношениями маскируется основная идея закона – продолжение приватизации, передача недр, принадлежащих государству, в частные руки.

Как прокомментировал статью 16 законопроекта о переходе участка недр во владение (пользование) к недропользователю академик РАН Дмитрий Львов, она означает не что иное, как передачу участка в собственность, то есть приватизацию. Законопроектом предусмотрена торговля правом пользования, аренда и залог, то есть оборот участков недр приравнивается к обороту недвижимого имущества. А недра с недвижимым имуществом отождествлять нельзя. Статья 26 предусматривает совмещенное пользование (на одном участке допускается геологическое изучение, разведка, добыча). "Непонятно, зачем нужно такое совмещение?" - недоумевает академик. Государству выгоднее передать участок сначала под геологическое изучение на 2-3 года, в случае успеха – под поиски на 3-5 лет, потом под разведку и добычу. На практике же статья 26 будет означать передачу любого участка в бессрочное пользование, а при нашем уровне коррупции - бесплатную раздачу впрок участков недр своим людям. "Законопроект – образец того, как протащить скрытую идею приватизации недр и оставить будущие поколения россиян без ресурсов", - заключил академик.

По мнению председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника и генерального директора АссоНефти Елены Корзун, законопроект с его аукционной системой ставит крест на малых и средних компаниях, которые наверняка проиграют "пухлым кошелькам" в соревновании денег, а не технологий. А без малого и среднего бизнеса рыночную экономику не построишь, "иначе сфера недропользования будет обречена на олигархическую структуру". Новый закон, по мнению Юрия Шафраника, следует принимать только вместе с изменениями в Налоговый кодекс РФ, в частности, с дифференциацией НДПИ.

Елена Корзун поддерживает идею передачи части запасов в региональное ведение. "Только малые и средние компании могут стабилизировать добычу в регионах", - считает она.

Вице-президент РАЕН Евгений Козловский вообще не видит смысла в распределении недр, если не будет восстановлена система их изучения и разведки, которая существовала в Советском Союзе и благодаря которой "до сих пор есть, что делить".

Выслушав всех, Юрий Трутнев сказал, что участники больше спорили не о законопроекте, а о том, по какому пути должна развиваться страна. Выбор экономической модели уже сделан, и он отражен в законе. Далее последовали тезисы и их аргументация, означавшие, что основные претензии участников слушаний к закону министр не разделяет:

"Ключ" должен быть один, инвестор будет увереннее себя чувствовать, заключив договор (это о целесообразности гражданско-правовых отношений), недрами в нашей стране частные компании пользовались и будут пользоваться дальше под государственным контролем, право пользования участками будет приобретаться на аукционах, дифференциация НДПИ – не предмет этого законопроекта, и т.д. Министр уверен, что закон надо принимать.

Участники, утвердив свои рекомендации по законопроекту, в кулуарах нисколько не сомневались, что он будет принят в неизменном виде. За все время работы над ним они не заметили ни одной концептуальной правки – только редакторскую.

17 марта законопроект будет внесен на рассмотрение в правительство, а до конца года, как сказал журналистам после заседания Юрий Трутнев, может быть принят.
 
 
Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика""

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru