Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Новости

 

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергетическая стратегия России: преемственность и развитие в условиях мирового финансово-экономического кризиса

 
   

Доклад Министра энергетики Российской Федерации С.И.Шматко на заседании Правительства Российской Федерации - Москва, 27 августа 2009 г.

 

 
 

 
 

Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Правительства!


При подготовке проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030) мы исходили из того, что она является не просто пролонгацией предыдущей стратегии – но формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР).

При этом, естественно, должна обеспечиваться преемственность Энергостратегии - в частности, остаются неизменными цели и главные принципы государственной энергетической политики.

Подготовка проекта ЭС-2030 осуществлялась Межведомственной рабочей группой, насчитывающей около 100 специалистов – представляющих Российскую академию наук, федеральные и региональные органы исполнительной власти, крупнейшие энергетические компании и отраслевые институты.

Основные положения ЭС-2030 подлежат использованию при разработке и корректировке стратегий и программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации, Генеральных схем и программ развития отраслей ТЭК, комплексных программ по энергетическому освоению новых регионов – а также должны учитываться при подготовке и корректировке инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.

Таким образом, предусматривается, что реализация ЭС-2030, включая принятие решений о привлечении государственных средств, будет осуществляться в рамках утвержденных программных документов.

Преемственность ЭС-2030 базируется и на том факте, что в течение прошедшего с момента принятия действующей Энергостратегии периода российский энергетический сектор развивался, преимущественно, в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данном документе, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от заложенных в ЭС-2020.

При этом главное в стратегии, конечно, не сами цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора; ведь стратегия в конечном счете – это не прогноз, а система утверждений.

За основу при разработке ЭС-2030 приняты следующие укрупненные прогнозные гипотезы социально-экономического развития:

Гипотеза I – к концу первого этапа реализации ЭС-2030 и началу посткризисного периода (ориентировочно, 2013-2015 гг.) начнет осуществляться выход на предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития (КДР) темпы социально-экономического развития страны.

Гипотеза II – за счет более ускоренного развития в посткризисный период к концу второго этапа реализации ЭС-2030 (ориентировочно, 2020-2022 гг.) будет обеспечен выход на предусмотренные КДР уровни социально-экономического развития.

Таким образом, в рамках ЭС-2030 задаются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном поле с учетом объективно существующих рисков. То есть, курс развития в базовом прогнозном поле задается не условными сценариями, а системой поэтапных целевых индикаторов, которых в ЭС-2030 насчитывается в общей сложности более 50. Основное целевое содержание выделенных в ЭС-2030 этапов характеризуется переходом от преодоления кризисных явлений к интенсивному посткризисному развитию - включая развитие инфраструктуры, рост энергоэффективности, инновационное обновление отраслей ТЭК; наконец (на последнем этапе) - постепенный переход к энергетике будущего.

При этом неизменной остается система главных стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов ее реализации.

Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. В данной сфере намечаются: обеспечение гарантированной энергетической безопасности России и ее регионов; рост душевого потребления различных энергоресурсов на 40-85% к уровню 2005 г. (с учетом мер по повышению энергоэффективности); более чем полуторакратное снижение износа производственных фондов; ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей.

Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности производителей и потребителей энергии в энергосбережении, а также инвестировании в эту сферу. Намеченные ориентиры: не менее чем двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП, кратный рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК, 10%-ное снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными. Доведение ежегодного объема экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до не менее чем 300 млн т у.т./год (с использованием не менее 75% существующего потенциала организационного и технологического энергосбережения).

Главной целью в сфере экономической (бюджетной) эффективности энергетики является гармонизация соотношения вклада ТЭК в налоговые поступления в бюджетную систему страны и в общий объем инвестиций в основной капитал, обеспечивающая финансово-экономическую устойчивость предприятий ТЭК при выполнении ими своих бюджетных обязательств.

Базовыми задачами в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики являются двукратное снижение удельной нагрузки ТЭК на окружающую среду (удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов), и ограничение выбросов парниковых газов к 2030 году на уровне 100-105% от 1990 г.

При подготовке новой Энергостратегии были разработаны проекты «дорожных карт» развития по всем основным направлениям, предложены индикаторы их поэтапной реализации – в частности, для политик недропользования и управления государственным фондом недр; развития внутренних топливно-энергетических рынков; а также формирования рационального топливно-энергетического баланса; региональной, социальной, научно-технической и инновационной политики в энергетическом секторе.

Глобальный характер энергетических проблем, их усиливающаяся политизация, а также объективная значимость российского ТЭК в мировой энергетике предопределяют важную роль внешней энергетической политики страны. Стратегической целью внешней энергетической политики является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.

Представленные меры и механизмы государственной внешней энергетической политики направлены на решение следующих задач:
- отражения национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;
- диверсификации экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
- обеспечения стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;
- укрепления позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
- обеспечения эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях).

В рамках Энергостратегии, так же как и в отношении других политик, был разработан проект «дорожной карты» развития внешней энергетической политики с соответствующими индикаторами.

Диапазон прогнозных оценок ростак 2030 г. производства и внутреннего потребления ТЭР по сравнению с существующим уровнем составляет:
  • для производства ТЭР – 26-36%;
  • для внутреннего потребления ТЭР – примерно в полтора раза больше (39-58%).


  • Соотношение объемов экспорта и внутреннего потребления ТЭР уменьшится при этом с 0,88 до 0,62-0,72. Существенно изменится структура производства и потребления первичных энергоресурсов: в производстве вырастет доля газа и уменьшится доля жидких энергоресурсов (нефть и конденсат); в потреблении – напротив, уменьшится доля газа и возрастет доля нефти. В обоих случаях (и в производстве, и в потреблении) увеличится доля угля и, особенно, нетопливных энергоресурсов.

    Развитие нетопливной энергетики – атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику – является одной из важных стратегических инициатив ЭС-2030. Это обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов в условиях продолжающегося роста спроса на энергоресурсы. ЭС-2030 предусматривает развитие атомной энергетики и гидроэнергетики сообразно с региональными особенностями спроса на электроэнергию, а также особенностями регулирования графика нагрузок и размещения разных видов генерирующих мощностей.

    Будут развиваться новые возобновляемые источники энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) – к концу периода годовой объем производства электроэнергии на их базе составит не менее 80-100 млрд. кВт.ч., т.е. вырастет более чем на порядок.

    В целом, предусматривается увеличить к концу третьего этапа долю нетопливных источников в производстве электроэнергии с примерно 32% (2008 г.) до не менее чем 38%. При этом конкретные траектории и относительные темпы развития каждой из указанных нетопливных составляющих на различных этапах реализации ЭС-2030 подлежат уточнению в рамках соответствующих программных документов – в первую очередь, в рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.

    Осуществляя поддержку данного важного для страны направления развития энергетики, мы не должны забывать о повышении надежности и устойчивости функционирования энергетических объектов. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – дополнительное и серьезное напоминание об этом.

    Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Эта тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта.

    Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 российский нефтяной комплекс должен будет обеспечить необходимые объемы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов.

    На завершающем этапе реализации ЭС-2030 добыча нефти достигнет своего технологического и экономического максимума; экспорт нефти и нефтепродуктов будет устойчиво снижаться; значительно интенсифицируется развитие высокотехнологичных нефтехимических производств и энергетического сервиса. Российский нефтяной комплекс будет активно использовать свои мощности для обеспечения транзита нефти, производства и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.

    Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча нефти сможет составить 530-535 млн. т (рост на 8,7% - 9,7% к уровню 2008 г.); ее переработка - 275-311 млн. т (рост на 16% - 31%); экспорт нефти и нефтепродуктов – 306-329 млн. т (снижение на 0% - 6,4%).

    В настоящее время активно осуществляется реализация установок действующей Энергостратегии по вопросам развития газовой промышленности – в части ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем, газификации российских регионов.

    Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 необходимо будет не только обеспечить внутренние и экспортные потребности российской экономики в природном газе (главным образом, за счет эксплуатации действующих и ввода новых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области), но и выполнить активную работу по подготовке и вовлечению в эксплуатацию новых газовых месторождений Ямала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей, осуществить управляемую либерализацию рынка и развить биржевую торговлю природным газом.

    На завершающем этапе реализации Энергостратегии развитие российской газовой промышленности будет направлено на расширение сферы использования газа в экономике не только как энергоносителя, но и как ценного химического продукта. Широкое развитие должны получить высокотехнологичная газохимия и производство синтетического жидкого топлива на основе газа.

    Внутри страны будет завершена газификация ее регионов, продолжатся работы по расширению восточной газотранспортной системы с возможным, в случае экономической эффективности, подключением к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Более четверти объема добычи газа в стране будут давать независимые производители газа. Начнется освоение месторождений восточных арктических морей. Будут созданы технологические предпосылки для добычи и промышленного использования газогидратов. Российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между Европой и Азией.

    Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча газа сможет составить 885-940 млрд. куб.м (рост на 33% - 42%); его экспорт (с учетом транзита) - 349-368 млрд. куб.м (рост на 45% - 53%).

    В ходе реализации действующей Энергостратегии в угольной промышленности возобновился после длительного перерыва ввод новых добычных мощностей (80 млн. т за пятилетие); в полтора раза возрос объем переработки углей на обогатительных фабриках; в 1,6 раза увеличился объем экспорта угля, достигнув почти 100 млн. т. Вместе с тем, перечень подлежащих решению проблем здесь по-прежнему широк.

    На первом этапе реализации ЭС-2030 в угольной промышленности планируются: реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в условиях снижения объемов производства угля; завершение мероприятий по реструктуризации отрасли; техническое перевооружение и интенсификация угольного производства; дальнейшее увеличение объемов обогащения угля; снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях, развитие экспортного потенциала отрасли.

    На завершающем этапе реализации стратегии предусматривается обеспечить кардинальное повышение производительности труда в угольной отрасли при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля; промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и т.п.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).

    Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча угля сможет составить 425-470 млн. т (рост на 30% - 44%); охват обогащением каменных энергетических углей – 65-70% (рост в 1,8 раза); экспорт угля, как ожидается, сохранится примерно на существующем уровне.

    В электроэнергетике завершается процесс реформирования отрасли, предусмотренного действующей Энергостратегией.

    ЭС-2030 предусматривает, что Единая энергосистема России будет развиваться как путем присоединения к ней ныне изолированных энергосистем и энергообъединений, так и путем развития межсистемных и внутрисистемных электрических сетей всех классов напряжений, в том числе для экспорта электроэнергии. Будут созданы межсистемные линии электропередач для транспорта электрической энергии и мощности из энергоизбыточных в энергодефицитные регионы в объемах, не превышающих требований надежности работы ЕЭС России.

    Будет оптимизирована конфигурация системообразующих и распределительных электрических сетей с целью обеспечения эффективного функционирования ЕЭС России и систем распределённой генерации с высокими показателями надёжности их работы. Будут обеспечены условия для привлечения частного капитала в распределительный электросетевой комплекс и осуществлен переход от административных к экономическим методам стимулирования эффективности сетевых компаний.

    Главной задачей развития гидроэнергетики на весь период действия ЭС-2030 станет дальнейшее освоение богатых гидроресурсов России в увязке со спросом на электроэнергию и режимами ее потребления.

    В сфере атомной энергетики предусматриваются увеличение объемов выработки электроэнергии на АЭС; формирование и развитие инжиниринга основного энергетического оборудования; развитие ядерного топливного цикла, сырьевой и производственной базы атомной энергетики; создание инфраструктуры управления жизненным циклом АЭС. На третьем этапе получит развитие использование малой атомной энергетики (включая плавучие атомные электростанции) для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также модульных высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов для производства электроэнергии, коммунального тепла для жилищно-коммунального сектора и высокотемпературного тепла для технологических целей, в том числе для производства водорода.

    Будет завершено формирование оптового и розничного рынка электрической энергии (мощности), обеспечены соответствующие нормативно-правовые и институциональные условия деятельности сбытовых и энергосервисных компаний.

    Будет проводиться предсказуемая государственная долгосрочная тарифная политика в электроэнергетике, которая должна обеспечить ограниченный рост среднеотпускной цены электроэнергии для конечных потребителей в течение всего периода реализации стратегии.

    Индикаторы стратегического развития электроэнергетики предусматривают в том числе поэтапное повышение вероятности бездефицитной работы энергосистем России (с 0,996 до 0,9997); изменение структуры топливообеспечения (снижение доли газа с 70 до 60-62%, рост доли угля с 26 до 34-36%); снижение потерь в электрических сетях (с 12 до 8%), значительный рост КПД электростанций.

    Перспективные уровни производства электроэнергии будут определяться ожидаемой динамикой внутреннего спроса на нее, соответствующей региональным стратегиям социально-экономического развития и существенно опережающей рост спроса на первичные ТЭР. При этом предусматривается поэтапное уточнение прогнозных объемов потребления электроэнергии в увязке с ее ожидаемой стоимостью. По текущей оценке, к 2030 г. производство электроэнергии сможет составить 1800-2210 млрд. кВт.ч (рост в 1,7-2,1 раза); установленная мощность электростанций – 355-445 млн. кВт (рост в 1,6-2 раза).

    Теплоснабжение является той сферой, работу которой в рамках реализации ЭС-2020 следует признать неудовлетворительной.

    В связи с этим уже на первом этапе выполнения ЭС-2030 должны быть обеспечены:
    - во-первых, повышение требований к действующим и разработка новых стандартов предоставления услуг теплоснабжения;
    - во-вторых, разработка и начало реализации комплекса программных мер по коренной модернизации теплоснабжения.
    На завершающем этапе реализации ЭС-2030 должны быть обеспечены высокий уровень теплового комфорта населения, соответствующий уровню развития стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии), а также расширенное вовлечение в производство тепла новых нетопливных источников энергии и использование высокоэффективных автоматизированных технологических схем организации подачи тепла потребителям.

    Индикаторы стратегического развития теплоснабжения предусматривают в том числе к 2030 г.: почти двукратное уменьшение частоты отключений теплоснабжения и более чем пятикратное снижение частоты нарушений в подаче тепла по вине генерации; 90%-ное обновление тепловых сетей; двукратное снижение уровня тепловых потерь.

    Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г.: производство тепла сможет вырасти на 10-11%, а его потребление (с учетом снижения потерь) – на 21-22%.

    Развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения потребует крупных инвестиций – согласно прогнозной оценке, в объеме не менее 60 трлн. руб. в ценах 2007 г. (из них непосредственно в отрасли ТЭК – не менее 45 трлн. руб.). При этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап реализации Энергостратегии.

    Преобладающими источниками инвестиций по-прежнему будут собственные средства, прибыли акционерных компаний, как отечественных (в основном), так и зарубежных, с привлечением кредитных ресурсов и средств от дополнительной эмиссии акций (в настоящее время доля внебюджетных источников инвестиций в ТЭК составляет около 98%). При модернизации существующих и строительстве новых АЭС и ГЭС, а также в случаях, когда в силу региональных особенностей энергокомпании не являются самодостаточными и инвестиционно привлекательными, будут в соответствии с утвержденными программными документами привлекаться государственные средства.

    Как уже отмечалось, Энергостратегия задает главный курс развития российского энергетического сектора до 2030 года. Дополнительная балансировка этого курса по составу и срокам реализации важнейших мероприятий, финансовым ресурсам и ограничениям должна осуществляться в рамках разрабатываемых на основе ЭС-2030 программных документов, а также в рамках систематического опережающего мониторинга ЭС-2030, необходимого для сопоставления фактических результатов осуществления государственной энергетической политики с индикаторами «дорожной карты» и прогнозными показателями развития и функционирования ТЭК. Ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о мониторинге Энергостратегии будет также включать предложения о первоочередных нормативных правовых актах, необходимых для ее реализации.

    В совокупности, предложенные меры позволят осуществлять адаптивную корректировку текущих ориентиров государственной энергетической политики – при сохранении ее главной целевой направленности: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

    Все это должно явиться одним из важнейших механизмов снижения рисков реализации предложенного проекта ЭС-2030.

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
     
         
     
    Еще статьи на эту тему:
    - Презентация выступления Министра энергетики РФ С.Шматко на заседании Правительства РФ 27.08.2009 г. по рассмотрению проекта Энергетической стратегии на период до 2030 года.
    - Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (PDF)

     
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru