Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
 
 return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Новости Минпромэнерго РФ (Архив)

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 

«Энергетическая стратегия России: преемственность и развитие в условиях мирового финансово-экономического кризиса»
(доклад министра энергетики российской федерации С.И.Шматко на всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» – апрель 2009 г.)


 
 

Уважаемые коллеги!


Рад приветствовать Вас на очередном Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке».

Данный форум обладает позитивной динамикой развития, а не проходящий интерес деловых и общественных кругов к участию в нем свидетельствует о том, что тематика обсуждений из года в год остается актуальной и востребованной.

Преемственность и развитие долгосрочной государственной энергетической политики и задающей основы этой политики Энергетической стратегии России – это те характеристики, значение которых еще более возрастает в современном мире, характеризующемся финансово-экономическим кризисом.

Во время кризиса нужно определить точки опоры, которые в будущем должны стать основой для формирования реалистичной и отвечающей на главные вызовы модели перспективного развития страны и роста экономики.

Одной из таких опорных площадок призвана стать, на наш взгляд, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), проект которой подготовлен Минэнерго России и в настоящее время находится в стадии доработки.

В переживаемый нами сложный временной период необходимы как минимизация последствий кризиса для населения и экономики, так и создание платформы для посткризисного развития. Кризис не отменяет долгосрочных стратегических целей и качественных ориентиров социально-экономического развития страны, содержащихся в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Следовательно, и в энергетическом секторе антикризисные меры должны быть направлены: во-первых, на предсказуемость долгосрочных стратегических приоритетов и ориентиров развития ТЭК; во-вторых, на необходимую корректировку с учетом кризиса базового комплекса программных документов по среднесрочному развитию энергетического сектора; и, в-третьих, на принятие необходимых в связи с кризисом оперативных решений. Именно эти положения стали базовыми при подготовке проекта ЭС-2030.

Отмечу, что в текущем году планируется, наряду с ЭС-2030, завершить подготовку Генеральных схем развития газовой промышленности и нефтяной отрасли, разработать Государственную программу энергосбережения, скорректировать Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики. При условии адекватного учета возможных последствий экономического кризиса и мер по их минимизации, а также взаимной согласованности указанных документов, их принятие и последующее использование может стать серьезной антикризисной мерой.

В чем преемственность Энергостратегии-2030 по отношению к Энергостратегии-2020?

Прежде всего, в неизменности цели и главных принципов государственной энергетической политики.

Цель: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и качества жизни населения страны, а также содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Принципы:
- последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;
- заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;
- обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Далее, это преемственность в структуризации ЭС-2030, в системе главных стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов ее реализации.

И, наконец, связь двух Энергостратегий заключается в том, что за прошедший с момента принятия действующей Энергостратегии (ЭС-2020) период российский энергетический сектор развивался, преимущественно, в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данном документе, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от их прогнозировавшихся в рамках ЭС-2020 значений.

Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долл. США за баррель в 2000 г. до 94 долл. США в 2008 г., и почти четырехкратном превышении данным показателем прогнозных оценок ЭС-2020, фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос в 1,5 раза при отклонении от прогнозов экспорта по ЭС-2020 менее чем на 10%; прогноз добычи и производства первичных ТЭР отклонился от факта всего на 2,9%; прогноз потребления электроэнергии – на 4%, и т.д.

Каковы главные отличия проекта новой стратегии от ЭС-2020?

Во-первых, это дополнительный учет фактора неопределенности (назовем его уроком кризиса). В частности,
- целевые приоритеты и ориентиры ЭС-2030 задаются в привязке не к конкретным годам, а к качественно различным этапам стратегического развития, характеристика содержания и параметров которых дается во всех основных разделах настоящего документа;
- в качестве главных прогнозных ориентиров ЭС-2030 используются диапазоны ожидаемых значений показателей развития энергетического сектора по состоянию на конец каждого этапа;
- предусматривается возможность сдвига сроков реализации отдельных этапов (в том числе, в результате кризисных явлений) - при сохранении их основного качественного содержания.

Во-вторых, это новые экономические вводные, касающиеся внешних и внутренних макроэкономических условий (конечно, с учетом возможных последствий мирового финансово-экономического кризиса).

В-третьих, и это главное – изменившееся содержание и количественные ориентиры представленных в стратегии проектов развития – в терминах отдельных политик и отраслей, параметров разрабатывавшихся при подготовке ЭС-2030 «дорожных карт» развития по всем основным направлениям.

Энергостратегия – достаточно объемный и комплексный документ, поэтому ниже я остановлюсь лишь на базовых принципах, составляющих ее основу.

Начнем с ожидаемых результатов реализации ЭС-2030. Это:
- полноценное участие России в формировании системы глобальной энергетической безопасности,в том числе за счет диверсификации направлений экспортных поставок углеводородов;
- снижение зависимости экономического благосостояния страны от нефтегазового секторас уменьшением доли ТЭК в структуре ВВП с 30 до 18%;
- снижение удельной энергоемкости ВВПв 2,1-2,3 раза;
- оптимизация структуры топливно-энергетического баланса странысо снижением доли газа в структуре внутреннего потребления ТЭР с 52 до 44-48% и увеличением доли нетопливной энергетики с 11 до 13-15%;
- освоение новых нефтегазоносных районов;
- развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества;
- достижение устойчивой инвестиционной обеспеченностихозяйствующих субъектов ТЭК;
- инновационное обновлениепроизводственных фондов и энергетической инфраструктуры, создание и развитие новых видов энергии и энергетических технологий;
- экологическая безопасность и эффективностьразвития и функционирования ТЭК с ограничением выбросов парниковых газов за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Достижение намеченных результатов предполагается осуществлять поэтапно.

Для первого этапа характерны следующие основные задачи:
- скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике;
- выход к концу этапа на темпы экономического развития, заложенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
- использование экономического кризиса для качественного обновления и модернизации ТЭК.

Их решение будет происходить на фоне:
- анализа последствий мирового финансово-экономического кризиса;
- возможного посткризисного роста мировой экономики;
- нестабильности мировых финансовых, фондовых и энергетических рынков;
- повышения роли государства, как регулятора экономических отношений в энергетике и партнера в энергетическом бизнесе.

Окончание этапа: 2013-2015 гг.

Задачи второго этапа:
- резкое повышение энергоэффективности экономики и энергетики;
- ускоренная реализация энергетических проектов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, п-ове Ямал и на шельфе арктических морей;
- инновационное обновление отраслей ТЭК.

Внешние условия реализации задач второго этапа:
- стабилизация мирового энергетического рынка;
- уменьшение зависимости российской экономики от деятельности ТЭК;
- ослабление роли государственного участия в энергетике;
- развитие частно-государственного партнерства.

Окончание этапа: 2020-2022 гг.

Задачи третьего этапа:
‑ высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов;
‑ постепенный переход к энергетике будущего.

Внешние условия:
- значительное снижение роли ТЭК в экономике России;
- повышение роли государства в создании инновационных направлений развития ТЭК.

Окончание этапа: 2030 г.

К числу важнейших стратегических инициатив Энергостраегии-2030 относятся:
· освоение нефтегазового потенциала комплексов Восточных регионов страны;
· освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и Северных территорий России;
· развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;
· развитие нетопливной энергетики;
· реализация потенциала энергосбережения и повышение энергоэффективности.

Отдельно остановлюсь на последнем направлении.

Энергосбережение и повышение энергоэффективности занимают особое место среди стратегических инициатив ЭС-2030, поскольку без масштабной реализации потенциала энергосбережения невозможно поступательное развитие экономики страны. Использование имеющегося технологического и структурного потенциала энергосбережения позволит обеспечить сбалансированность производства и спроса на энергоресурсы, а также существенно ограничить выбросы парниковых газов при поддержании высоких темпов экономического роста. Достижение этих целей потребует формирования адекватных механизмов заинтересованности потребителей и производителей энергоресурсов в энергосбережении.

В настоящее время активно продолжается процесс актуализации законодательной и нормативной правовой базы в области энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, а также формирование структуры управления энергосбережением в стране.

Важным шагом в сфере повышения энергоэффективности станет внесение изменений в законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, ориентированных на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей промышленности, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, и предусматривающих использование показателей энергоэффективности в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования.

Крайне необходима государственная программа энергосбережения, реализуемая на основе частно-государственного партнерства, над формированием которой работает Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Скорейшая разработка и принятие такой программы предусмотрены Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Мы предполагаем, что эта программа должна состоять из ряда приоритетных в масштабах страны проектов, а в ее составе должны быть отражены:
- задания субъектам Российской Федерации по сокращению энергоемкости;
- меры, включая государственную поддержку, направленные на массовую реализацию в ряде регионов типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим и экономическим эффектом, прежде всего таких, как внедрение энергосберегающего осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация технологического оборудования объектов коммунальной сферы и др.;
- организационные и технические мероприятия по энергосбережению в бюджетной сфере, включая оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов и организацию энергосервисного обслуживания;
- реализация типовых инновационных проектов на основе возобновляемых источников энергии и комплекс мер по стимулированию создания производственной базы и инфраструктуры сервисного обслуживания возобновляемой энергетики;
- разработка и реализация энергосберегающих проектов в энергоемких отраслях промышленности, функционирующих с участием государства, в первую очередь в естественных монополиях.

Наконец, не могу не остановиться на проблемах внешней энергетической политики. Важнейшие задачи для нас на этом стратегическом направлении:
- отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;
- диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
- обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая безопасность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта;
- укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
- обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях).

В заключение хочу подчеркнуть, что чем реалистичнее будет наша долгосрочная энергетическая стратегия, чем активнее будет осуществляться процесс формирования и использования системы стратегических и программных ориентиров в сфере ТЭК - тем с меньшими потерями мы сможем преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и перейти к этапу энергоэффективного развития экономики страны.

Благодарю за внимание!
 
Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru