Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Обжигающая Арктика


 
 

Освоение Арктического шельфа можно сравнить с освоением Космоса, считают российские ученые. Это мнение разделяет председатель научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа академик Алексей Конторович.

 
 

Людмила ЮДИНА

 
 
ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ

На прошедшей в Санкт-Петербурге Международной конференции RAO/CIS Offshore-2009, посвященной освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа России и стран СНГ, Алексей Конторович отметил, что по своей сложности и объемам реализации научно-технических проектов, по масштабам привлечения финансовых ресурсов арктическая программа не уступает космической.

И осуществлять ее нужно не впопыхах, а основательно подготовившись. В связи с этим ученый подчеркнул, что с освоением даже наиболее разведанных и подготовленных к разработке месторождений, таких как Штокмановское в Баренцевом море, спешить не стоит.

"Сейчас нет необходимости слишком скоро приступать к разработке Штокмана, - сказал он, - для газовых поставок
России пока достаточно континентальных месторождений".

А. Конторович считает, что разговоры об исчерпанности ресурсов на суше ничем не оправданы. Особенно если речь идет о России. Очень большие запасы нефти и газа сосредоточены в Западной и Восточной Сибири, Прикаспийской низменности и т.д.

В то же время богатство недр Северного Ледовитого океана никому не дает покоя. По предварительным оценкам, здесь сосредоточено около 100 млрд тонн условного топлива (т у.т.). Но распечатать подземные кладовые без серьезной программной, законодательной, научно-технической, технологической подготовки невозможно. Многое придется создавать впервые, потому что в мировой практике нет опыта работы в столь экстремальных условиях, какие присутствуют в российской части Арктики.

Не случайно ученые сходятся в том, что активный период работ в Северном Ледовитом океане начнется в 2030-40-х гг. "После 2040 года арктические месторождения нефти и газа будут сопоставимы по своему значению с месторождениями Западной Сибири и стран Персидского залива", - подчеркнул Алексей Конторович.

Осваивать недра Арктического шельфа предстоит новым поколениям газовиков и нефтяников. А их предшественникам необходимо провести огромный объем геологоразведочных работ и сделать максимально точную (при имеющихся возможностях) оценку ресурсов.

"Несмотря на то, что потенциал Арктического шельфа измерен достаточно давно, изучен он крайне неравномерно, - отмечает директор департамента госполитики Министерства природных ресурсов и экологии Денис Храмов. - Даже наиболее изученные акватории морей (Баренцева, Карского) можно назвать лишь условно изученными. А шельфы Охотского и Японского морей вообще остаются "белым пятном".
Эта ситуация побудила вице-премьера России Сергея Иванова к жестким высказываниям. Выездное совещание Морской коллегии при правительстве России, прошедшей этим летом в Архангельске, он начал с критики. "Недопустимо медленно продвигаются работы по обоснованию границ континентального шельфа России в Арктике, - сказал Иванов. - Несмотря на принятые правительством однозначные решения, по-прежнему предпринимаются попытки продолжения дискуссии в этом вопросе".

Вице-премьер также констатировал, что "за последнее время на акваториях Баренцева и Карского морей не было открыто ни одного нефтяного месторождения, а на акваториях моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей даже не пробурено ни одной параметрической скважины". Связано это прежде всего с сокращением финансирования разведочных работ из-за кризиса. По итогам 2009 г. инвестиции в геологоразведку составят меньше миллиарда рублей, что значительно ниже, чем в предыдущем году.

Ссылки на кризис в данном случае неуместны, считает высокий чиновник. Во-первых, будущее никто не отменял, а оно формируется сегодня. Во-вторых, в Арктическом регионе России предстоит решить слишком много задач. "Делать это мы вынуждены не только в условиях дефицита финансовых ресурсов, но и в условиях дефицита времени, - отметил вице-премьер. - Вопрос стоит предельно жестко: если мы не будем осваивать Арктику - ее будут осваивать другие".

КАК ВСЕГДА, НЕ ГОТОВЫ

Интересы национальной безопасности требуют эффективного проведения геологоразведочных работ в Арктике даже в условиях кризиса. В этом году правительство России утвердило долгосрочную программу регионального изучения геологии и ресурсов углеводородов на арктических шельфах. На ближайшие десять лет она становится приоритетной для России.

А 27 августа с.г. правительство одобрило Стратегию развития геологической отрасли до 2020 года. Но нужна так же мощная, продуманная государственная программа геологического изучения шельфа, утвержденная законодательно, считает А. Конторович.

Поскольку такой амбициозный проект, как освоение Арктики, можно реализовать лишь при обязательном условии поддержки со стороны государства с использованием принципов частно-государственного партнерства. Правительство РФ обязано сформулировать алгоритмы стимулов и преференций для мобилизации частных инвестиций в шельфовые проекты российской Арктики, резюмировал академик РАН.

Председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов отмечает, что нынешнее некоторое "расслабление", выраженное в падении добычи нефти и газа, непременно сменится добычным авралом. Перед нефтегазодобытчиками стоит непростая задача: до 2013-2015 гг. сохранить объемы добычи нефти в размере 486-495 млн т, а добычу газа увеличить до 685-745 млрд м. куб.. На втором этапе - до 2020-2022 гг. -предполагаемые объемы добычи должны достичь 505-525 млн т нефти и 803- 837 млрд м3 газа. На третьем этапе, то есть до 2030 г., добыча нефти должна составить 530-535 млн т, а газа - 885- 940 млрд кубометров.

Основной рост предполагается за счет освоения новых нефтегазоносных провинций в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также на шельфе. С учетом того, что основные ресурсы углеводородов (около 70%) сосредоточены в недрах арктических морей - Баренцева, Печорского и Карского, - разработка этих месторождений станет основным условием стабильного развития отечественного нефтегазового комплекса в XXI веке и одной из приоритетных задач российского Правительства.

"Добыча нефти и газа на шельфах арктических морей создаст для России в перспективе возможность стать крупнейшим экспортером ресурсов на мировой рынок, - отметил в своем докладе академик РАН, лауреат премии "Глобальная энергия" Алексей Конторович. - Во второй половине нынешнего века добыча углеводородов в Арктическом нефтегазоносном супербассейне будет играть не меньшую роль в обеспечении энергоресурсами человечества, чем сегодня играет бассейн Персидского залива и Западно-Сибирский".
Однако, как говорилось выше, к освоению шельфа мы не готовы ни финансово, ни - что еще важнее - технологически. Как сказал заместитель председателя правления Газпрома Валерий Голубев, "технологическое отставание - самая большая для нас проблема". Для реализации большинства арктических проектов требуются особая техника и оборудование, однако ни одно предприятие в России и мире не готово к их выпуску.

Вместе с тем практика показывает, что не готовы не только машиностроительные и приборостроительные заводы, но и сами нефтегазовые компании. Например, совершенно очевидно, запланированный на 2013 г. ввод в эксплуатацию Штокмановского месторождения придется отложить на пару, а то и больше лет.

Зампред правления Газпрома заявил, что "пока о переносах сроков речь не идет", однако стадия принятия инвест-решения по Штокману перенесена с 2009 г. на I квартал 2010, а завершение стадии FEED (техпроект) и ТЭО ожидается к концу 2009 г., а в начале 2010 документы будут направлены на госэкспертизу. Все это дает повод ученым и специалистам утверждать, что в установленные сроки реализовать проект не удастся.

СПИСОК РАЗДОРА

Вокруг холодной Арктики постоянно разгораются жаркие споры. Причем по разным поводам - то государства границы не поделили, то подрядчики с заказчиками переругались, то партнеры к общему знаменателю не пришли...

Сейчас производители нефтегазового оборудования и специализированной техники горячо обсуждают список потенциальных поставщиков по Штокмановскому проекту, опубликованному компанией Shtokman Development AG на своем временном сайте.

Напомним, Shtokman Development AG - компания специального назначения, учредителями которой являются Газпром (51% акций), Total (25%) и StatoilHydro (24%). Она осуществляет проектирование, разработку, строительство, финансирование и эксплуатацию объектов первой фазы освоения Штокмановского месторождения.

По замыслу учредителей, Shtokman Development AG должна была стать "важным этапом, позволяющим объединить силы и опыт в реализации масштабных проектов в труднодоступных районах и решить уникальные задачи, стоящие в рамках Штокмановского проекта". А стала "яблоком раздора".

База потенциальных поставщиков, обнародованная СП, не понравилась никому. Компанию обвинили (во многом справедливо) в замалчивании информации и самонадеянном подходе к делу. Российских машиностроителей, например, удивило, что в "список Штокмана" не попали Автомобильный завод "УРАЛ" и КАМАЗ. Хотя на встрече с представителями российских машиностроительных компаний Shtokman Development AG отмечала, что для реализации Штокмановского проекта потребуется 700 большегрузных самосвалов, два крана грузоподъемностью до 1250 т, три крана на 800 т, 70 кранов грузоподъемностью около 400 т, 120 грузовых автомобилей, 20 бульдозеров, 40 экскаваторов, 200 автомашин и 240 автобусов. В результате в число потенциальных поставщиков не вошли компании по производству автомобильной и строительной техники. Не вошла в число поставщиков и группа "ГАЗ", в составе которой мощные заводы по производству самосвалов, другой строительной и специальной техники.

Не меньше возмутил россиян и тот факт, что Shtokman Development AG отказалась выполнять требование при реализации проектов на континентальном шельфе придерживаться нормы 70-процентного участия российских подрядчиков. Размытость критериев подбора российских и иностранных подрядчиков для реализации Штокмановского проекта отметил и представитель норвежской компании StatoilHydro в России Бенедикт Хенриксен. В дипломатичной форме он обратил внимание на непрозрачность тендеров, а также возможность появления "откатов" в структуре сделок.

На сайте Shtokman Development AG не указаны иностранные подрядные организации, которые уже победили в тендерах, а также суммы, которые они получили. Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин предостерегает: нельзя допустить реализации Штокмановского проекта на дискриминационных для российской промышленности условиях. Чиновникам, которые планируют одобрить инвестиционное решение по Штокмановскому проекту, надо серьезно подумать о последствиях. "В реализацию Штокмановского проекта уже инвестировано 300 млн долларов, - говорит А. Романихин. - До конца года СП планирует освоить миллиард. Это цена целой платформы! Меня смущает, что многие статьи расходов Shtokman Development AG представляются как коммерческая тайна. Я не очень понимаю, чьи это деньги - Франции, Норвегии или Газпрома? Предполагаю, что последнее. А расходы Газпрома потом ложатся через тарифы на промышленность и население. Поэтому считаю, что все субподряды Газпрома надо контролировать. Это не просто деньги частной компании, а деньги естественной монополии, которые сегодня через механизм субподрядов утекают за границу".

Эксперты считают, что нынешний негативный опыт организационных работ по Штокмановскому проекту позволит в дальнейшем избежать многих ошибок и неясностей. Впереди предстоит громадная работа. В частности, только на создание плавсредств, необходимых для освоения Арктики, уйдут десятки и сотни миллиардов рублей. Кому достанутся заказы?

Академик Анатолий Дмитриевский привел такие цифры: до 2030 г. предстоит построить 55 платформ, 34 плавучие буровые установки, 30 научно-исследовательских судов, 46 ледоколов, 58 танкеров и 93 судна обеспечения. Плюс к этому необходимо создать заводы по сжижению газа и терминалы по его отгрузке мощностью 39,5 млн т в год.

При грамотной организации работ и при предполагаемых объемах заказов отечественная промышленность на десятки лет вперед будет обеспечена работой, а российская экономика наконец выйдет из ступора.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru