Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Надежность важнее прибыльности


 
 

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС: уроки, выводы, последствия.

 
 

Виктор КУДРЯВЫЙ,
профессор, д.т.н.

 
 
Перспективная электроэнергетика - это, прежде всего, дееспособная, самосовершенствующаяся система, нацеленная на надежность, эффективность и экологическую чистоту. В ней должны функционировать четкие механизмы финансирования текущей деятельности и развития. При этом содержание отрасли не должно быть чрезмерно обременительным для экономики.

ЗАВЕТЫ ВИНЕРА

Выбор верной стратегии невозможен без учета всех технологических особенностей. Отец кибернетики Норберт Винер отмечал: "Управление не может быть эффективным, если оно не учитывает особенности управляемой системы". Учет национальных особенностей, безусловно, входит в предпроектную работу при подготовке крупных структурных реформ отрасли.

Первый вывод: необходим баланс прав и обязанностей, четкая обратная связь на всех ступенях управления. В отрасли должен действовать противозатратный механизм как принцип организации всех видов бизнеса и структурных реформ.

ПО КРИТЕРИЯМ "СКОРОЙ ПОМОЩИ"

При решении текущих проблем отрасли или выборе стратегии перспективного развития в любой стране учитываются следующие факторы. Во-первых, что это бизнес, предоставляющий незаменимую услугу. Во-вторых, электроэнергию как конечную продукцию практически невозможно положить в запас в необходимых объемах ни у производителя, ни в сетевой инфраструктуре, ни у потребителя. В-третьих, это универсальный товар единого стандарта качества, выступающий одновременно в роли конечного продукта (электронагрев, освещение), полуфабриката (зарядка аккумуляторов), привода технологического оборудования (электродвигатели), многофакторной услуги (для информации, систем измерения, контроля и управления).

Принципиальное отличие электроэнергии - товар единых качественных показателей в момент продажи (частота электрического тока и напряжение). Это взрывает, казалось бы, универсальную формулу выбора поставщиков товара по наилучшему соотношению "цена - качество", так как кроме цены и обязательств соблюдать стандарт качества он не располагает другой информацией в момент покупки. Но верно ли это?

Электроэнергетика везде, тем более в России, как северной стране, - нерядовая отрасль. Ее бесперебойная работа во многом определяет условия труда и быта каждого гражданина, возможность сохранить здоровье, а в ряде случаев и жизнь.

Поэтому стандартом качества для электроэнергии, наряду с параметрами электрического тока, следует считать стабильность поставки энергии. Надежность- это, безусловно, итоговый показатель получаемой энергии. Учитывая, что электроэнергетика - отрасль жизнеобеспечения, правомерно распространить на нее аналог оценки "скорой помощи", одним из основных показателей дееспособности которой является время приезда оснащенной бригады квалифицированных врачей к больному. При этом никого не интересует, что врачи готовы, но неисправна автомашина, что есть необходимое оборудование, но нет медикаментов. Надо как можно быстрее оказать помощь больному. Цена задержки - жизнь пациента. В электроэнергетике цена крупных аварий может превышать по масштабам последствия тяжелейших стихийных бедствий.

Второй вывод: надежность энергоснабжения - важнейший показатель для потребителя. Энергокомплекс на региональном и межрегиональном уровнях должен быть единым, вертикально интегрированным.

НАДЕЖНОСТЬ - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Особенности электроэнергии и чрезвычайная важность бесперебойной поставки энергии диктуют следующее. Надежность энергоснабжения должна быть не только важнейшим показателем для потребителя, но и мерилом оценки деятельности всех органов управления энергокомпаний российской электроэнергетики.

Приоритет надежности должен быть закреплен в уставах акционерных обществ, нормах, инструкциях и регламентах сооружений.

Аварийные ситуации с прекращением электроснабжения означают мгновенную остановку электронасосов, обеспечивающих циркуляцию воды в теплотрассах. При этом, независимо от вида топлива (газ, уголь, мазут), останавливаются не только ТЭЦ, но и все котельные, попавшие в зону аварии. Такие же последствия для потребителей происходят в системе водоснабжения, канализации, электрифицированном трубопроводном и железнодорожном транспорте, включая метро. Буквально все секторы экономики уязвимы при сбоях в электроснабжении из-за отказов автоматического управления, сбора и обработки исходных данных, прекращения работы средств связи.

Поэтому в результате крупных электрических аварий неизбежен развал систем теплоснабжения, водоснабжения, нарушения в работе транспорта, систем управления, связи. Это прямая угроза энергетической и экономической безопасности страны.

Третий вывод: надежность должна быть основной целью энергокомпаний, закрепленной в уставах и функциональных обязанностях органов управления.

Все остальные показатели - прибыльность, топливная эффективность, производительность труда, экологичность - имеют подчиненный характер.

Статьи затрат на обеспечение надежности должны находиться под жестким контролем на предмет целевого использования.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН

Ответственность за стабильное энергоснабжение потребителей при мгновенных, экстремальных воздействиях, вызванных его прекращением, не может быть абстрактна. Памятен эпизод презентации председателю правительства России новой спутниковой связи:

B. Путин:
- Кто ответственный перед пользователем за стабильность связи?
C. Иванов:
- Мы, совместно с Германом Оскаровичем Грефом.
В. Путин:
- Если двое - значит, никто. Ответственный должен быть один.

В электроэнергетике ответственность должна быть конкретной, закрепленной за компанией, без ограничения сроков действия. Это диктует статус естественных монополий. Если по каким-либо причинам бизнес компании, ее собственники или функции меняются, то договоры энергоснабжения должны быть пролонгированы с сохранением обязательств сторон.

Ответственность за энергоснабжение перед потребителем можно конкретизировать только в рамках сформированной топологии сетевой инфраструктуры, которая может охватывать регион, его часть или экономический район. Ответственность поставщика перед потребителем в разных регионах, запитанных от сетей разных собственников, - абсурд, не требующий доказательств.

При этом, безусловно, предпочтительным является наличие в инфраструктуре собственной генерации, поскольку большие расстояния (при отсутствии достаточных сетевых резервов), стихийная уязвимость ЛЭП и электроподстанций делают вариант чисто сетевой энергокомпании менее надежным. Необходимо учитывать, что западный вариант двойного, тройного резервирования в сетях по формуле n-2 или n-3 для наших расстояний разорителен и не реален.

Также очевидно, что правовая, судебная ответственность энергоснабжающей организации потребителю практически не интересна. При прекращении электроснабжения важна только продолжительность устранения дефекта. Судебный иск-дело не скорое, а упущенную выгоду поставщик не оплачивает по закону. Приемлемую скорость устранения аварийных ситуаций может обеспечить только энергокомпания, которая на всех объектах имеет квалифицированные диспетчерские службы, свой линейный персонал и технику для выполнения эксплуатационных и ремонтных работ.

Четвертый вывод: ответственность за надежность энергоснабжения должна быть четко прописана в нормативных документах и контрактах с руководителями.

Ответственность собственника за содержание основных фондов в состоянии, обеспечивающем их надежность, должна быть закреплена законодательством.

Резервы в энергетической инфраструктуре, влияющей на надежность энергоснабжения, должны быть конкретизированы по климатическим зонам.

ЭФФЕКТИВНА ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Специфика российской действительности (холодный климат, огромные расстояния и т.д.) диктует необходимость иметь низкие тарифы на энергию. Наиболее эффективными, признанными в мире методами достижения этой цели являются: укрупнение компаний для снижения трансакционных издержек; применение при новом строительстве высокоэффективных современных технологий, оборудования и систем управления; оптимизация режимов электростанций по использованию топлива; усиление внутрикорпоративных хозяйственных связей по однотипным работам, широкое внедрение метода эталонного сравнения затрат в сетевых видах бизнеса, непрерывный цикл крупных

НИОКР для совершенствования отрасли на базе новых технологий, материалов и оборудования.

Наибольшая эффективность в энергокомпаниях достигается при расширении вертикальной интеграции в электроэнергетике до добычи и транспортировки топлива. Крупные энергетические компании Европы, Америки имеют в своем составе не только газовые, угольные, торфяные компании, но и транспортную инфраструктуру с собственным подвижным составом при железнодорожном транспорте, крупнотоннажный флот и автотранспорт для перевозки жидкого, твердого и газообразного топлива.

Методом одновременного решения двух основных задач (надежности и эффективности) является создание не просто достаточного резерва мощности, а резерва примерно равной экономичности за счет ускоренного ввода в работу нового эффективного оборудования. Сегодня это наглядно демонстрируют энергокомплексы Китая, США, Японии, Англии, Германии, где из общего резерва, равного 20-30%, доля равноэкономичного оборудования составляет 10-12%. Это обостряет конкуренцию без чрезмерного обременения потребителя.

Пятый вывод: российская энергетика может обеспечить противозатратное развитие только через создание крупных, вертикально интегрированных энергокомплексов на уровне крупнейших компаний мира. Методом совершенствования текущей деятельности отрасли должно быть эталонное (нормативное) сравнение результатов деятельности энергокомпаний в целом и по отдельным видам бизнеса. В перспективе сравнение необходимо проводить с лучшими мировыми компаниями.

Методом совершенствования отрасли в развитии должно быть типовое строительство энергообъектов, сжатие типоразмерного ряда оборудования, оценка стоимости объекта по удельным затратам на ввод мощности и удельным затратам на ремонт и эксплуатацию за жизненный цикл.

МОДЕЛЬ ДЛЯ СВЕРХПРИБЫЛЕЙ

Серьезным фактором влияния на тариф для конечного потребителя является модель оптового рынка электроэнергии. Внедренная в российской электроэнергетике модель конкурентного рынка по равновесной цене для экономики губительна. В чистом виде такая модель предусматривает установление тарифа по стоимости самой дорогой энергии за купленную в данный момент для обеспечения баланса производства и потребления энергии. Такая модель минимизирует прибыль только для замыкающего поставщика. Все остальные поставщики получают незаработанную сверхприбыль, которую в лучшем случае лишь 10% продавцов используют для инвестиций. Эксперты подсчитали, что необоснованная сверхприбыль энергокомпаний - это, по сути, дополнительное обременение промышленности до 15-20 млрд долл. в год и около 165 млрд до 2020 г. Стагнация экономики без всякого кризиса обеспечена.

Сейчас проведена определенная работа по сглаживанию негативных последствий принятой модели рынка: практически начато усреднение тарифа на мощность, отдельно для европейской части страны и Сибири. Усредняются тарифы по точкам поставки. Однако более 65% обременения, которое создается такой моделью, остается. Загрузка мощности электростанций производится сегодня по минимально заявленной цене электроэнергии, а не по минимальным относительным приростам расхода топлива, как это осуществляется в оптимизационной модели рынка. Различие огромное. У менеджеров появляется возможность снижать цену энергии за счет технически необходимых затрат, обеспечивающих надежность. Это означает, что экономический эффект рынка пропадает. Оптимизационный метод основан не на ценовых заявках, а на конкуренции технологических характеристик использования топлива. Загрузка эффективных энергоблоков не только снижает тариф на электроэнергию, но и экономит расход ликвидного топлива на внутреннем рынке, увеличивая экспортный потенциал страны.

Приоритет прибыли, принятая модель рынка, поощрение менеджеров лишь за финансовые показатели провоцируют риски в любом секторе экономики. В банковской деятельности годовые бонусы способствовали возникновению необеспеченных деривативов, гигантских финансовых пузырей. В энергетике приоритет прибыли привел к снижению объемов ремонтной деятельности, недостаточной диагностике и способствовал крупным авариям, не имеющим аналогов в истории российской и мировой электроэнергетики. При этом ущерб экономике страны наносится дважды: происходит перерасход ликвидного топлива, снижается экспортный потенциал. Московская авария потребовала дополнительных затрат за 2005-2009 гг. в 75 млрд руб. в год, а всего около 250 млрд руб. Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС оценивается в 40 млрд руб. без упущенной выгоды в отраслях экономики.

К сожалению, общепринятая сегодня в мире оптимизационная усредненная модель "Единый покупатель", позволяющая остановить чрезмерный рост тарифов и обеспечить возврат средств инвесторам, до сих пор не находит поддержки в структурах власти.

Шестой вывод: для российской экономики нет альтернативы переходу на регулируемую оптимизационную модель рынка "Единый покупатель", которая решает без чрезмерного обременения оплату электроэнергии и мощности подключенными потребителями и создает условия для возврата средств инвесторам новых энергообъектов.

ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА

Согласована Генеральная схема размещения энергообъектов до 2020 г., принята Энергетическая стратегия до 2030 г. Перспектива, безусловно, нужна, идти в потемках недопустимо. Однако в стратегии нет оценки дееспособности действующей структуры управления отраслью и конкретных мер по подъему энергомашиностроительного и энергостроительного потенциалов. Это означает, что гарантий реализации стратегии в части электроэнергетического комплекса нет. Предыдущее десятилетие - наглядное тому подтверждение.

В этих условиях объективная реальность такова: стареющий предаварийный потенциал отрасли поддерживать в работоспособном состоянии, без крупных аварий, можно лишь при радикальном изменении положения в текущем обслуживании оборудования, зданий, сооружений.

Представляется, что ремонт, как и все в этом мире, должен опираться на трех китов:
  • собственный ремонт энергокомпаний в составе ремонтных цехов и служб на объектах для текущего обслуживания вспомогательного оборудования и инфраструктуры;
  • специализированный отраслевой ремонт организациями, имеющими необходимых специалистов для проведения плановых ремонтов, инженерные службы и лаборатории для организации работ и диагностики оборудования;
  • сервисный ремонт заводов-изготовителей для выполнения особо сложных работ и контроля состояния оборудования.

    Седьмой вывод: воссоздание в полном объеме регламента планово-предупредительных ремонтов и диагностики ответственных узлов оборудования, зданий, сооружений является единственной возможностью обеспечить приемлемый уровень надежности и упреждения аварий на энергообъектах.

    ТРЕБУЮТСЯ РУКОВОДИТЕЛИ СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТИПА

    Далеко не простые проблемы обеспечения надежности энергоснабжения национальных потребителей требуют, чтобы во главе энергокомпаний в центре и на местах были руководители созидательного типа с положительным опытом работы. Роль грамотного профессионального руководителя, способного по симптомам предпринять упреждающие противоаварийные меры, переоценить невозможно. Он должен не только быть подготовленным к внештатным ситуациям сам, но и подготовить весь коллектив к высокому качеству выполнения эксплуатационных ремонтных и аналитических работ.

    Российские академические институты около двадцати лет изучают факторы влияния на экономическую безопасность страны. Крупнейшие электростанции, электроподстанции относятся к стратегически важным объектам, аварии на которых влияют на национальную экономику и социальную стабильность общества.

    Роль человеческого фактора оценивается следующим образом:
  • неиспользование знаний - 37%;
  • недостаток знаний - 27%;
  • недостаток информации - 13%;
  • ошибки лица, принимающего решение -9%;
  • неизвестная ситуация - 5%;
  • прочие факторы - 9%*
    (*Источник: Безопасность России. М., Знание, 2008, т. Человеческий фактор. - Прим, автора.).

    В двух последних крупнейших авариях - московский блэк-аут в мае 2005 г., Саяно-Шушенская катастрофа в августе 2009 г. - человеческий фактор составил 86%. Он относится в большей мере к менеджерам на верхнем уровне управления: централизовав у себя все ресурсы, они не создали действенную систему приоритета надежности. Сегодня в органах управления энергокомпаниями инженерная группа руководителей представляет меньшинство, а сточки зрения влияния на принимаемые решения, которые в конечном счете определяют условия безаварийной работы - явное меньшинство. Баланс прав и обязанностей в обеспечении надежности полностью нарушен. Именно кадровая политика является тем слабым звеном, без укрепления которого поднять груз проблем в отрасли невозможно. Мы просто обязаны вернуться к лозунгу первых пятилеток: "Кадры решают все". Назначение кадров на первые должности энергокомпаний необходимо сделать публичным, с согласованием в соответствующих федеральных органах или экспертных комиссиях. Эффективное решение вопроса о руководстве энергокомпаниями - самый верный, самый оперативный, самый эффективный способ поправить положение в отрасли.
  •  
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru