Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

ЕС пытается создать газовый "пузырь"

 
   

Январский российско-украинский газовый кризис придал мощное ускорение разрабатываемым с начала 2006 г. Еврокомиссией мерам по диверсификации импорта природного газа в страны ЕС и снижению зависимости от внешних поставок.

 

 
 

Николай МИРОНОВ,
советник Департамента экономического сотрудничества МИД России, к.э.н.

 
 
Реализация этих мер в перспективе неизбежно при ведет к существенному снижению роли российского газа на рынках Евросоюза и может поставить под угрозу реализацию проектов газопроводов "Северный поток" и "Южный поток".

Не имеющий прецедентов по глубине и продолжительности срыв поставок газа в Европу, а также вполне реальная возможность его повторения способствовали усилению реальных полномочий Еврокомиссии, получившей в газовой области политический мандат, которым она никогда до этого не располагала.

В Европейскую энергетическую программу по восстановлению экономики в 2009-2010 гг. включено 49 инфраструктурных проектов, главным образом электроэнергетических и газовых. Полным ходом идет строительство новых газовых хранилищ, проектирование терминалов по регазификации сжиженного природного газа (СПГ), развитие возможностей диверсификации поставок газа, прежде всего в направлении Запад-Восток. Значительные средства выделены на проект газопровода "Набукко", регазификационный терминал на побережье Польши, балтийский интерконнектор "Сканлед" (газопровод Дания-Швеция-Польша).

16 июля Еврокомиссия представила регламент по обеспечению безопасности поставок газа. Главная цель этой законодательной инициативы - добиться повышения надежности поставок газа в ЕС. Основные направления - ускорение формирования интегрированного внутреннего рынка, дифференциация источников поставок и путей транзита, устранение любых преград для трансграничных потоков газа.

Регламент предусматривают подготовку в каждой из стран-членов ЕС планов действий в кризисной ситуации (на национальном и общеевропейском уровнях), ежегодную оценку рисков перебоев в поставках и их последствий, разработку планов превентивных мероприятий, а также непрерывный мониторинг безопасности поставок.

АНТИКРИЗИСНЫЕ ПЛАНЫ

Большое значение отводится согласованию антикризисных планов государствами-соседями. Еврокомиссии совместно с Газовой координационной группой поручается оценка национальных планов и подготовка рекомендаций по их возможной доработке.

Предусматривается использование всех возможностей перехода на ресурсы "внутреннего" происхождения при производстве электроэнергии, совершенствование системы долгосрочных контрактных обязательств по импортным поставкам энергоресурсов на внутренний рынок, создание национальных органов управления резервными запасами газа. Особый акцент сделан на развитие внутренней энергетической инфраструктуры, формирование эффективного и конкурентного энергетического рынка, а также диверсификацию внешних источников поставки энергоресурсов.

Реализация предусмотренных национальными планами мер должна обеспечить функционирование экономик при прерывании поставок из основного источника импорта сроком до 60 дней. При этом порядок проблем, которые предстоит преодолеть отдельным странам ЕС для достижения поставленных задач, различается весьма значительно. Такие крупные производители природного газа, как Дания, Нидерланды и Великобритания, в меньшей степени зависят от поставок из внешних источников. Франция, Германия и Италия обладают высокой степенью диверсификации поставщиков. В то же время страны Балтии и Польша практически полностью зависят от поставок российского газа.

Газовый кризис способствовал тому, что давно выдвигавшиеся странами Восточной Европы и Балтии предложения о дополнении существующего "инструментария" энергобезопасности ЕС обязательствами о солидарных действиях стран-членов в случае прерывания поставок газа были наконец поддержаны. По сути, речь идет о возможности перераспределения поставок в пользу затронутых кризисом стран.

Подобные механизмы в области нефти уже давно разработаны и применяются на практике в рамках Международного энергетического агентства (МЭА). Однако реализация этой идеи в газовой отрасли потребует значительных финансовых вливаний и времени. На сегодня у стран ЕС, осуществляющих собственную добычу природного газа или импортирующих его из других источников, практически отсутствует физическая возможность оказания помощи странам Балтии, Польше и Венгрии. Потенциал взаимной поддержки таких ключевых участников газового рынка ЕС, как Нидерланды, Германия, Франция и Италия, также весьма ограничен. Кроме того, у "старых" членов ЕС существуют обоснованные опасения, что введение подобных взаимных обязательств будет способствовать менее ответственному отношению к обеспечению газовой безопасности со стороны восточноевропейских партнеров. Тем не менее работа на этом направлении сейчас активно ведется.

ЗЕЛЕНАЯ КНИГА

Наряду с диверсификацией поставок большое внимание Евросоюз уделяет минимизации зависимости от внешних источников газа. Эта цель была зафиксирована в подготовленной Еврокомиссией в марте 2006 г. Зеленой книге "Европейской стратегии по достижению стабильной, конкурентоспособной и надежной энергетики". На ее реализацию предлагалось инвестировать около 600 млрд евро в течение двадцати лет. Приоритетные направления действий - повышение энергоэффективности (на 20% к 2020 г.) и увеличение доли использования возобновляемых источников энергии (до 15% к 2015 г.).

Большое значение придается формированию единого эффективного газового рынка Евросоюза. В августе текущего года после официальной публикации вступает в силу "третий пакет" по либерализации энергетических рынков. Основными инструментами решения этой задачи являются открытие газовых рынков государств-членов, создание условий для доступа к газотранспортной системе и разъединение вертикально интегрированных газовых предприятий.

Принятая в 1998 г. "первая" газовая директива Еврокомиссии предусматривала равный доступ всех поставщиков к газопроводам, постепенный отказ от долгосрочных контрактов в пользу спотового рынка и устранение запрета на реэкспорт газа из текстов контрактов, в том числе заключенных до ее принятия. Через пять лет Еврокомиссия обновила этот документ, внеся в него поправки, обязывающие вертикально интегрированные газовые компании выделять сбыт и транспортировку в разные юридические лица.

Согласно "третьему пакету", вертикально-интегрированным холдингам предлагается три возможных варианта действий. По первому варианту энергетические компании продают транспортные сети независимому оператору. Второй сценарий сохраняет в собственности добывающих компаний транспортные сети, однако управлять сетью должен отдельный, независимый оператор. Третий вариант оставляет вертикально интегрированные корпорации, но при этом ставит их деятельность под контроль особого наблюдательного органа.

Правда, пока создание единого эффективного и конкурентного рынка газа ЕС идет сложно. Против двадцати пяти (!) стран ЕС в настоящее время Еврокомиссией проводятся разбирательства в связи с отставанием темпов имплементации второго (предыдущего) пакета директив по электроэнергии и газу. В исследовании, проведенном Ecorys Nederland BV по заказу Генерального директората по энергетике и транспорту Еврокомиссии, отмечается, что "спотовые и фьючерсные операции охватывают менее 10% общего объема оборота газа на территории ЕС". Из чего делается вывод, что европейский газовый рынок по-прежнему отличается крайней негибкостью, не позволяющей оптимально распределять ресурсы и оперативно реагировать на внешние шоковые воздействия. Тем не менее эта задача также будет вне всякого сомнения решена.

Январские перебои поставок российского природного газа заметно усилили позиции сторонников разработки общей энергетической политики Евросоюза, поскольку эта сфера в настоящее время по-прежнему относится к компетенции отдельных стран. Обычной практикой до недавнего времени было принятие решений в отношении отдельных энергопроектов исключительно на национальном уровне, без консультаций с другими странами и институтами ЕС. Но похоже, что это осталось в прошлом. Баланс полномочий быстро смещается в пользу Еврокомиссии, которая весьма активно продвигает необходимые для этого законодательные инициативы в области энергетики.

Концептуальные положения энергетической политики фиксируются в форме особого рода документов - выпускаемых Еврокомиссией "Зеленых книг" - проектов основных направлении энергополитики ЕС, которые предлагаются для широкого обсуждения всеми заинтересованными сторонами. После необходимых доработок и исправлений проекты выносятся на утверждение в Европейский совет и Европарламент. В случае одобрения последними они становятся юридическими актами или так называемыми "Белыми книгами", которыми должны руководствоваться все страны-члены ЕС.

Любопытно, что последний документ такого рода под названием "Энергетическая политика Евросоюза", содержавший главные направления развития рынка энергии в Западной Европе до 2020 г., был принят еще в декабре 1995 г. С тех пор ни одного юридически обязательного документа на этом треке в ЕС согласовать не удалось.

Все попытки внести "энергетическую" главу в тексты Маастрихтского (1992) и Амстердамского (1997) договоров встречали отпор со стороны ряда стран-членов ЕС, обусловленный их нежеланием распространять полномочия европейских наднациональных структур на энергетику, которая представляет собой крайне политизированную сферу национальных экономик.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС

Важную роль играют стратегические обзоры энергетики ЕС, в которых формулируются предложения по целям и инструментам реализации внешней энергетической политики ЕС.

В ноябре 2008 г. увидел свет второй такой стратегический обзор. В его основу были положены предложения по Плану действий энергетической безопасности и солидарности ЕС. Их реализация должна обеспечить развитие инфраструктуры, необходимой для исключения зависимости отдельных стран Евросоюза от единственного поставщика природного газа (очевидно, подразумевалась Россия).

Обзор привлек внимание главным образом содержащимися в нем прогнозами.

Приведенные данные свидетельствуют об ожидаемом снижении потребления природного газа практически по каждому из сценариев, что не может не вызывать озабоченности России, особенно с учетом планов по реализации масштабных проектов увеличения экспорта газа в Европу (газопроводы "Северный поток" и "Южный поток" суммарной проектной мощностью около 120 млрд м3 в год).

Подводя краткое резюме, можно сказать, что ЕС намерен в дальнейшем стать наиболее энергоэффективным регионом в мире, постепенно сократить долю углеводородов в топливно-энергетическом балансе Сообщества и отдельных стран-членов и соответственно увеличить в нем долю возобновляемых источников энергии. В газовой отрасли планируется форсирование создания эффективного единого рынка сообщества, ускоренное развитие инфраструктуры как внутри ЕС, необходимой для переброски значительных объемов газа между странами в случае возникновения кризиса поставок, так и вне Евросоюза, что позволит обеспечить формирование своеобразного газового "пузыря" и нарастание конкуренции между поставщиками за доступ на рынки Сообщества. Во внешней политике государства Евросоюза будут придерживаться единой линии, прежде всего в отношениях с Россией. Ускорятся выработка общей, консолидированной позиции стран-членов ЕС по базовым вопросам энергетической политики и повышение уровня солидарности их действии. Вне всякого сомнения, продолжится линия на ослабление позиций России на энергетических рынках Евросоюза, что во многом диктуется опасениями энергетического шантажа и попыток использования слишком сильной, по мнению партнеров, зависимости от поставок российского газа в политических целях.

Система нормативно-правовых актов Евросоюза включает в себя следующие документы. Наивысший приоритет имеет регламент, который является юридически обязательным для всех стран ЕС, как по целям, так и по средствам его реализации. Далее в иерархии следуют директивы, которые обязательны для стран ЕС в плане выхода на поставленные цели, но не обязательно едины по средствам реализации. Кроме того, разрабатываются юридически обязательные решения в отношении конкретных стран, а также не имеющие юридической силы рекомендации.
Опасения Брюсселя вызывает высокая степень концентрации поставок в некоторые из стран-членов ЕС из одного источника. С Алжиром ситуация не столь серьезна - газ из этой страны обеспечивает 52% потребностей Португалии, 35% - Италии, 32% - Испании, 15% - Бельгии и Франции. В отношении поставок из России ситуация уже менее комфортна. Российский газ обеспечивает 99% потребностей Словакии и Болгарии, 98% - Финляндии, 82% - Греции, 77% - Чехии, 69% - Австрии, 65% - Турции, 64% - Венгрии, 52% - Словении, 43% - Польши, 39% - Германии, 31% - Италии, 24% - Франции, 22% - Румынии и 6% - Нидерландов. Литва, Латвия и Эстония зависят от российского газа на 100%.
В разработке и принятии решений в энергетической политике принимают участие все руководящие органы ЕС, но главную роль играет Еврокомиссия, один из членов которой непосредственно отвечает за выработку общей энергетической политики ЕС. В настоящее время это представитель Латвии Андрис Пиебалгс. Вопросами оперативного характера занимается Генеральный Директорат по энергетике и транспорту.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru