Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Время создавать новую структуру управления

 
   

Значение энергосбережения в экономике России сегодня трудно переоценить. Четвертого августа в Минэнерго России прошло очередное совещание по разработке проекта Государственной программы повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 г., предусматривающей комплекс мер, осуществление которых начнется с 2010 г.

 

 
 

Сергей МИХАЙЛОВ,
директор Департамента государственной энергетической политики
и энергоэффективности Минэнерго РФ, к.т.н.

 
 
Россия входит в число тех немногих стран мира, в которых уже разведанные запасы ископаемых топливно-энергетических ресурсов обеспечат энергетическую безопасность на многие годы вперед.

Однако проблема заключается в том, что их добыча и переработка в электричество и тепло требуют все больше инвестиций. Топливо дорожает, а вместе с ними дорожает и теряет конкурентоспособность продукция отечественного производства.

Такое положение было терпимым в переходный период от плановой к рыночной экономике, когда на новых принципах формировались производственные отношения, но оно становится недопустимым в условиях, когда уже практически завершены переходные процессы и наша страна активно стремится занять прочные позиции на мировых товарных рынках.

Именно поэтому тема энергосбережения и повышения энергоэффективности в настоящее время занимает ведущее место в энергетической политике государства.

Прошел год со дня выхода Указа Президента РФ N 889 от 4 июня 2008 г. "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". Этот документ стал стратегической основой деятельности Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в сфере производства и потребления энергетических ресурсов.

Принята к исполнению основная целевая установка Указа - снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. на 40% по отношению к 2007 году.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. определен стратегический комплекс приоритетных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а "Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года" сформированы задачи исполнительной власти на краткосрочную перспективу.

Сегодня можно констатировать, что на федеральном уровне создана система реализации государственной политики повышения энергоэффективности российской экономики.

Основным элементом этой системы является современная нормативно-правовая база, сочетающая административные и рыночные правовые нормы энергосбережения и повышения энергоэффективности и устанавливающая основы государственного регулирования этой сферы деятельности.

Государственной Думой РФ приняты в первом чтении проекты Федеральных за конов "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики". Они аккумулируют положительны и мировой опыт и предполагают введение целого ряда инструментов энергосбережения в различных секторах экономики.

Доработанные при активном участии депутатов Госдумы, федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, эти законопроекты находятся в высокой степени готовности к принятию во втором чтении.

Еще до их принятия начата разработка проектов подзаконных актов, для того чтобы инструменты государственного и рыночного регулирования начали работать уже в текущем году.

Механизмом реализации федеральных законов и в целом политики энергосбережения и энергоэффективности в стране должна стать Государственная программа повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.

Смысловая часть Государственной программы повышения энергетической эффективности разрабатывается на основе следующих принципов:
  • формирование целевых показателей субъектов Российской Федерации по сокращению энергоемкости внутреннего регионального продукта;
  • разработка мер, включая государственную поддержку, направленных на массовую реализацию в ряде регионов типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим и экономическим эффектом, прежде всего таких, как внедрение энергосберегающего осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация технологического оборудования объектов коммунальной сферы и другие;
  • реализация организационных и технических мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере;
  • реализация типовых инновационных проектов на основе использования возобновляемых источников энергии и комплекс мер по стимулированию создания производственной базы и инфраструктуры сервисного обслуживания возобновляемой энергетики;
  • разработка и реализация энергосберегающих проектов в энергоемких отраслях промышленности, в первую очередь в естественных монополиях.

    Государственная программа повышения энергетической эффективности должна стать ориентиром для разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации.

    Региональному аспекту энергосбережения мы придаем важное значение. В связи с этим заключаются двухсторонние Соглашения между Минэнерго России и органами власти субъектов Российской Федерации по сотрудничеству в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Уже действуют соглашения с Республикой Татарстан, Нижегородской и Свердловской областями, Ханты-Мансийским автономным округом.

    Подписаны меморандумы о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии между Минэнерго России и министерствами Италии, Франции, Нидерландов и Японии. Которые предусматривают развитие сотрудничества в области энергосберегающих технологий.

    В условиях дефицита федерального бюджета, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом, сегодня трудно рассчитывать на реализацию мероприятий программы только за счет средств господдержки.

    Идеология Государственной программы повышения энергетической эффективности заключается в минимизации затрат из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и создании условий для реализации на основе частно-государственного партнерства энергоэффективных организационных и технологических программных мероприятий, не требующих значительных инвестиций, но дающих экономический эффект, который затем будет направлен на цели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    В России уже создана "площадка" для отработки и внедрения механизмов привлечения инвестиций и практической реализации энергосберегающих технологий. Это Российско-германское энергетическое агентство, образованное с участием немецкого энергетического агентства DENA и российского Энергетического углеродного фонда.

    Одной из задач Российско-германского энергетического агентства является обеспечение внедрения зарубежных технологий долгосрочными кредитными ресурсами со стороны крупных банковских структур.

    Еще одним источником внебюджетного финансирования энергоэффективных проектов может стать использование ст. 17 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата по участию в торговле выбросами. Соответствующие предложения на этот счет уже подготовлены.

    Реализация Государственной и региональных программ по повышению энергоэффективности будет способствовать решению еще одной важной государственной задачи - развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. Это особенно важно в период, когда энергосбережение и повышение энергоэффективности только развивается как самостоятельная и доходная сфера отечественного предпринимательства.

    Для осуществления масштабной задачи по использованию потенциала энергосбережения и сохранения набранного темпа необходимо еще до принятия Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" создать структуру управления этим процессом, интегрирующую усилия организаций, для которых повышение энергоэффективности является основным видом деятельности.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru