Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Птицы, люди, нефть

 
   

 

 
 

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Международного социально-экологического союза,
Алексей КНИЖНИКОВ,
руководитель программ по экологической политике нефтегазового сектора
Всемирного фонда дикой природы (WWF) России

 
 
БЕДА В ПРЯМОМ ЭФИРЕ

Картинка, на которой люди отмывают покрытых черной грязью птиц, давно стала заставкой к телевизионным сюжетам об очередном экологическом бедствии на море. Случись что - и камера снова бесстрастно покажет миру, как птицы со склеенными перьями, теряя силы, ищут спасения на берегу. Размах этих регулярно повторяющихся нефтяных экологических катастроф впечатляет.

В марте 1989 г. у берегов штата Аляска сел на скалы танкер "Эксон Валдиз". В результате аварии в воду попало около 40 тыс. т нефти. Стоит за метить, что это был не самый мощный разлив, однако из-за того, что катастрофа случилась в северных водах, она стала наиболее тяжелой по экологическим последствиям. Погибло 200-250 тыс. морских птиц, то есть примерно четверть из находившихся в зоне разлива. Тогда беду, случившуюся в труднодоступном районе, десятки миллионов телезрителей увидели, что называется, в прямом эфире.

С ПУГАЮЩЕЙ РЕГУЛЯРНОСТЬЮ

Шоком для европейского общественного мнения стала авария танкера "Эрика" у берегов Франции. В декабре 1999 г. во время сильного шторма он разломился на две части, которые впоследствии затонули. В воду попало 15 тыс. т мазута. Спасали птиц реабилитационные центры не только Франции, но также соседи их Бельгии и Голландии, причем работы хватило всем, так как количество пострадавших пернатых превзошло самые мрачные ожидания. Всего на побережье подобрали более 60 тыс. нуждающихся в помощи птиц. В итоге после реабилитации в природу удалось вернуть лишь 2,2 тыс. пернатых. Общая численность птиц, погибших в результате аварии танкера "Эрика", оценивается в 120-200 тыс. особей. Огромные потери!

Следует заметить, что для столь катастрофических экологических последствий совсем не обязательно разливать многие тысячи тонн нефти или нефтепродуктов. Иногда для этого черного дела вполне достаточно нескольких сотен тонн. Ярким примером такого рода является авария парома "Триколор" в 2002 г. в проливе Ла-Манш. В результате столкновения с препятствием паром завалился на бок и затонул на небольшой глубине. К счастью, танки, в которых находилось около 2 тыс. т топлива, во время столкновения не пострадали. Утечки начались позднее, во время аварийно-спасательных работ, а также после того, как на затонувший паром наткнулись два курсировавших через Ла-Манш судна. Общий объем разлившихся нефтепродуктов оценивается в 170 тонн.

Ситуация усугубилась тем, что на берегах Ла-Манша на зимовку собирается огромное количество птиц. На побережье Франции и Бельгии было обнаружено около 20 тыс. испачканных мазутом пернатых. Как и в случае с танкером "Эрика", возможности реабилитационных центров были быстро исчерпаны. В итоге после отмывания и реабилитации на волю удалось выпустить лишь 600 особей. Есть основания полагать, что общая численность птиц, погибших в результате разлива нефтепродуктов с "Триколор", достигает 100 тыс. особей.

НЕФТЯНОЙ БИЗНЕС НАСТУПАЕТ НА СЕВЕР

Под давлением общественного мнения ведущие нефтяные компании мира и правительства ряда стран в последние годы начинают решать проблемы, связанные с загрязнением объектов живой природы (прежде всего птиц). Однако любые действия (отмывание, выхаживание, возвращение пернатых в природу) в случаях крупных разливов нефти должны рассматриваться как крайняя мера. Совершенно ясно, что лучше вовсе не доводить до того, чтобы спасательные операции понадобились.

Очевидное и наиболее надежное решение - не размещать нефтепромыслы или объекты инфраструктуры по транспортировке нефти в местах скопления пернатых во время миграций, зимовки, гнездования, а также в зонах, где последствия разливов нефти будут особенно тяжелыми. Прежде всего это особо охраняемые природные территории, ключевые орнитологические территории всемирного значения, северные широты. Однако бизнес по мере выработки уже известных месторождений упорно пытается осваивать новые. При этом наличие серьезных экологических проблем, а также необходимость охраны окружающей среды нередко просто игнорируются.

Что же делать, если бизнес все-таки идет на Север? Как поступать, если начинаются работы вблизи особо охраняемых природных либо ключевых орнитологических территорий? В этом случае должны быть разработаны планы комплексного реагирования на возможные разливы нефти, где спасению животных будет уделяться должное внимание. Помимо организации пунктов по отмыванию и выхаживанию пострадавших может быть использован ряд других мер.

1. Целевая локализация нефтяного разлива. Это значит, что, если беда случилась, в первую очередь следует защищать наиболее ценные для животных места обитания. Для этого можно использовать традиционные технические средства (боны, например), но организация их применения должна быть другой.

2. Отпугивание. Этот вариант является одним из немногих потенциально эффективных в случаях, когда разлив очень велик по площади (квадратные километры). Для отпугивания птиц могут использоваться различные световые и звуковые устройства (звуковые пушки, сирены, отражающие поверхности и т.д.).

3. Профилактический отлов и передержка. Способ применим далеко не для всех видов птиц, однако весьма эффективен прежде всего для тех, что живут колониями. Известна довольно успешная операция 2004 г. по профилактическому отлову и передержке пингвинов, которые могли стать жертвами нефтяного загрязнения в результате разлива 1,3 тыс. т мазута в 30 км от южноафриканского порта Кейптаун.

4. Содействие восстановлению численности популяции пострадавших пернатых. Если птиц не беспокоить (например, запретить охоту), результат скажется довольно быстро.

ИГРАТЬ НАДО ПО ПРАВИЛАМ

Экологическая катастрофа в ноябре 2007 г. в Керченском проливе, когда во время сильного шторма погибло несколько судов и в воду попало более 2 тыс. т нефтепродуктов, показала, что готовность к эффективным действиям при возникновении такого рода ситуаций в России находится на очень низком уровне. Ни компании, ни государственные органы, ни общественные организации не обнаружили способности оказать эффективную помощь более чем 30 тыс. пернатых. Одна из главных причин столь печального положения дел состоит в том, что государственная система организации аварийно-спасательных работ ориентирована лишь на уборку загрязнений. При этом необходимость сохранения и восстановления объектов живой природы просто игнорируется.

Для изменения ситуации понадобится усовершенствовать регламент, имеющий довольно длинное название: "Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации". Не последняя роль в этом деле должна принадлежать Минприроды: именно это ведомство в состоянии требовать четкого выполнения мер по охране живой природы.

Опыт керченского разлива показал, что в России есть достаточно активные общественные природоохранные организации - это они спасли тысячи пострадавших птиц. Перечислим: Всемирный фонд дикой природы, Союз охраны птиц России, Международный фонд защиты животных (IFAW) и, конечно, добровольцы. Небезразличны к этой деятельности также некоторые охотничьи организации и зоопарки.

Очень важно уточнить зоны ответственности различных государственных органов, имеющих отношение к охране птиц. Полезно наладить конструктивное сотрудничество между ними, а также с общественными организациями, компаниями и другими заинтересованными сторонами. Тогда удастся выстроить систему, которая сможет эффективно работать в случае необходимости. А в том, что такая необходимость будет периодически возникать, к сожалению, можно не сомневаться.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru