Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

За двумя зайцами

 
   

Суоми готовят тендеры на строительство новых АЭС. В Росатоме взвешивают шансы на победу и пересматривают прежние подходы.

 

 
 

Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ

 
 
В предыдущем номере "Мировой энергетики" мы рассказали об уникальном опыте, накопленном при строительстве и эксплуатации АЭС Ловииза в Финляндии. Эта атомная электростанция, построенная тридцать лет назад по советскому проекту, демонстрирует высочайшие показатели эффективности и считается едва ли не самой лучшей в мире. Во всяком случае, однотипные станции, построенные позже Ловиизы или в одно время с ней, подобной работоспособностью похвастаться не могут.

Признаем: атомные технологии, вооружение и проекты в ракетно-космической сфере - пожалуй, то немногое, что Россия может выставить сегодня на мировой рынок. И, при прочих равных условиях, победить в конкурентной борьбе. Но победить конкурента и получить выгодный по сегодняшним меркам контракт - лишь половина дела. Заработать на его реализации да при этом обогатить свой опыт и возможности за счет возможностей и опыта партнера - вот высший пилотаж.

История Ловиизы дает тому наглядные уроки. А ситуация, которая сейчас назревает в Суоми, - это еще один шанс для российских атомщиков.

В апреле прошлого года компания Teollisuuden Voima Oy (TVO), которая эксплуатирует два блока АЭС Олкилуото и выступает заказчиком на строительстве третьего, запросила у правительства Финляндии официальное разрешение разместить на той же площадке четвертый энергоблок. По финскому законодательству такой запрос - обязательная процедура. Всякий, кто претендует на строительство новой АЭС или расширение существующей, должен получить принципиальное решение правительства, которое затем утверждается парламентом.

Важный шаг в том же направлении почти одновременно с TVO сделала и компания Fortum - представила отчет о воздействии на окружающую среду в случае строительства нового, третьего блока на площадке АЭС Ловииза. И тогда же дала понять, что готовит аналогичный запрос в правительство на получение принципиального решения о строительстве.

В нынешнем январе положение стало еще более интригующим: по тому же поводу в правительство обратился третий претендент- консорциум Fennovoima Oy. В его планах - уже к 2020 г. ввести в строй новую станцию и отпускать электроэнергию членам консорциума по себестоимости. В сделанном по этому поводу заявлении говорится, что акционерам компании (всего их 46) необходимо "собственное производство электроэнергии по разумной цене", поскольку на данный момент степень их самообеспечения энергоресурсами "крайне мала".

Fennovoima предлагает три возможных площадки для размещения новой АЭС: Ханникиви, Гадбергсо и Карсикко. Окончательный выбор будет сделан после получения принципиального решения правительства. Мощность новой станции в одно - или двухблочном исполнении может составить от 1500 до 2500 МВт. Конкретный тип реакторной установки еще не выбран. В качестве возможных рассматривают реактор ABWR от компании Toshiba и две разработки французской группы Areva - реактор SWR-1000 и никому еще не знакомый EPR-1600.

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ

Референтный блок по этому проекту начали возводить на АЭС Олкилуото только в 2005 г., и работы далеки от завершения. Отставание от графика, по разным оценкам, составляет уже от двух до трех лет. А объем затрат, произведенных и еще предстоящих, давно вышел за первоначальные 3,5 млрд евро.

Напомним, европейский консорциум Areva NP - Siemens, чтобы оттеснить на тендере российский Атомстройэкспорт, взял перед компанией TVO явно завышенные обязательства - за четыре с половиной года построить энергоблок с реактором EPR-1600 (European Pressurized Water Reactor, по технологии аналогичный нашим ВВЭР) на условиях "под ключ" и по контракту с фиксированной ценой.

Первоначально пуск его в эксплуатацию намечался в мае 2009 г. Но уже сейчас TVO признает, что брак по расчету с Areva NP - Siemens выходит боком - раньше середины 2012 г. станцию не запустить. Финский заказчик публично выразил "крайнюю неудовлетворенность тем фактом, что консорциум, несмотря на свои обязанности генерального подрядчика и взятые ранее обязательства, не в состоянии завершить работы в срок или сократить отставание путем эффективных мер по ускорению строительства". Одновременно с этим, передает агентство Nuclear.Ru, компания TVO "категорически отвергает" обвинения в том, что задержки в строительстве произошли, среди прочего, и по вине заказчика...

Расчетливых финнов на мякине не проведешь. Но в данном случае они, похоже, сильно промахнулись, взяв в генеральные подрядчики французов. У тех и дома, на строительстве аналогичного по мощности энергоблока АЭС Фламменвиль в Нормандии, ничуть не меньшие проблемы: начатые в 2006 г. работы отстают от графика как минимум на год, а общая стоимость уже подскочила с заявленных трех млрд евро до четырех. А совсем недавно появилась информация, что финская Teollisuuden Voima Oy, на правах заказчика, намерена требовать с Areva NP и Siemens компенсации ущерба в размере 2,4 млрд евро за задержку строительства на Олкилуото. Не исключено, что в ближайшее время спор финнов с французами и немцами будет рассматриваться в арбитражном суде.

УЧИТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО

Пока финны разбираются с французами и немцами, а те - между собой, нам следовало бы внимательнее присмотреться к опыту АЭС Ловииза. А уж строителям Ленинградской АЭС-2, которая должна заменить собой выбывающие энергоблоки ныне действующей Ленинградской АЭС, сделать это просто необходимо.

Ведь что получается? Тридцать лет назад мы предложили скандинавскому соседу, а заодно и еще нескольким странам Восточной Европы перспективный проект, который у себя дома за все эти годы так и не сумели по достоинству оценить и с максимальной отдачей использовать. А финны, напротив, наглядно продемонстрировали, как можно сделать конфетку из того, что придумали русские, но до ума, до изящного блеска без посторонней помощи довести не смогли.

Теперь, когда это стало очевидным и для прежнего поколения российских атомщиков, и для нынешних руководителей Росатома, Атомэнергопрома, Росэнергоатома, Атомстройэкпорта, а также прочих околоатомных структур, встает вопрос о принципиально новой кооперации на внутрироссийском рынке и об улице с двусторонним движением в отношениях с зарубежными партнерами.

К участию в постройке первой очереди Тяньваньской АЭС в Китае мы, наступив на собственную гордость, допустили (по настоянию китайской стороны) концерн Siemens - из Германии была поставлена и внедрена в российский проект цифровая автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП). То, что у нас называли блочным щитом управления и чаще всего показывали в репортажах с атомных станций, немцы заменили автоматикой нового поколения - на основе цифровых информационных систем.

Теперь такая АСУ, интегрированная компанией Siemens в российский проект, вполне успешно дирижирует работой двух энергоблоков Тяньваньской АЭС. Конкурс на строительство Белене - второй атомной электростанции в Болгарии - наш Атомстройэкспорт выиграл во многом благодаря тому, что пошел на тендер в тандеме с Siemens. По примеру китайцев болгары тоже захотели, чтобы русской станцией управляли немецкие мозги. И ничего зазорного для нас в этом я не вижу.

Глава Росатома Сергей Кириенко во время недавнего визита к французским партнерам-конкурентам провозгласил почти официально: мы выбрали свой путь- это сотрудничество и кооперация. А еще до этого, в июне 2007 г., Атомэнергомаш и французская группа Alstom учредили совместное предприятие по производству паротурбинного оборудования для машзалов АЭС - тихоходных паровых турбин Arabelle и генераторов.

У французов, которые передают технологию Arabelle, 49% уставного капитала, у Атомэнергомаша - контрольный 51%. Прописать СП решено в Подольске, на базе свободного производственного корпуса (60 тыс. м2) машиностроительного завода "ЗиО-Подольск". Заявленный объем инвестиций в СП - 300 млн евро, число работающих - 700 сотрудников, планируемый объем заказов - до миллиарда евро в год.

Тогда же стороны выразили намерение развивать долгосрочное стратегическое и промышленное партнерство, чтобы общими усилиями обеспечить комплексную поставку "турбинного острова" на российские АЭС, которые строятся в рамках федеральной программы, а также для АЭС за пределами России.

БРАК ПО РАСЧЕТУ

Качественно новый поворот наметился и в отношениях Росатома с Siemens. В феврале руководство германской компании официально объявило о выходе из СП с французской группой Areva, где у немцев была роль миноритарного акционера. Не исключено, что на это решение повлияли организационные неувязки и прямые финансовые потери от совместного с французами проекта на АЭС Олкилуото. Специалистам Siemens пришлось многое исправлять и переделывать, включая демонтаж уже установленного в машинном зале турбогенератора, чтобы по требованию заказчика устранить недочеты проекта.

Но есть и другие объяснения. Многие аналитики связали такой демарш со стороны известной компании с возможным образованием нового транснационального тандема: Siemens (Германия) - Атомэнергопром (Россия). Тот факт, что правление немецкого концерна заседало недавно в Москве (впервые за пределами своей страны), это подтверждает. Да и премьер России Владимир Путин дал ясно понять главе компании Петеру Лешеру, что в России готовы перейти от реализации штучных проектов к созданию полномасштабного партнерства между Siemens и структурами Росатома.

Причем работать в альянсе могли бы не только на территории России и Германии, но и на рынках третьих стран. А это не только Болгария, Индия, Иран и Китай, где российский Атомстройэкспорт уже имеет контракты и строит атомные станции, но и потенциальные Белоруссия, Турция, Вьетнам, а также многие другие страны Европы, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.

Именно в таком альянсе, судя по всему, мы и станем претендовать на право построить шестой атомный энергоблок в Финляндии. В борьбе за пятый (на АЭС Олкилуото), как уже было сказано, нас оттеснили французы в кооперации с теми же самыми немцами. Удастся ли российскому Атомстройэкспорту с проектом АЭС-2006 ("АЭС-2006" - типовой проект российской АЭС нового поколения "3+" с улучшенными технико-экономическими показателями. Используется реактор ВВЭР с электрической мощностью 1200 МВт. Плановый уровень коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) должен составить 92%, период между перегрузками топлива - до 24 месяцев. Срок службы - 60 лет. - Прим. ред.) победить в ожидаемом тендере, никто сказать не может. Но расклад сил сейчас заметно изменился.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Энергетическая компания Fortum Oy, оператор АЭС Ловииза и главный после государства ее акционер, уже подала официальную заявку в правительство Финляндии на получение принципиального решения о строительстве третьего атомного энергоблока на той же площадке. Объект со сроком службы шестьдесят лет планируется пустить в 2020 году. Среди реакторов и реакторных технологий, которые могут быть допущены к тендеру, рассматриваются и российские предложения. Расходы на строительство нового энергоблока мощностью 1000- 1800 МВт могут составить 4 - 6 млрд евро, в зависимости от мощности и типа реактора. При этом в Fortum отмечают, что ноу-хау компании и ее финансовые ресурсы позволяют реализовать проект "в соответствии с запланированным графиком и без привлечения государственных средств".

Таким образом, уже три финские компании выразили намерение строить АЭС (причем в разных местах) и просят официального согласия властей. Выдвинутые заявителями технические условия открывают для российских атомщиков окно возможностей на двух площадках - на третьем блоке Ловиизы и на четвертом Олкилуото. Что же касается намерений компании Fennovoima, новичка на этом рынке, то заявленные ею условия и, в частности, единичная мощность энергоблока пока что оставляют "за скобками" те проекты, которые предлагает Росатом и его структуры.

ОТЧЕГО В СУОМИ НЕТ РАДИОФОБИИ?
В случае строительства третьего энергоблока на АЭС Ловииза облученное ядерное топливо с него будет направляться в так называемое геологическое хранилище на площадке АЭС Олкилуото, которое принадлежит на долевых началах компании Fortum и компании Teollisuuden Voima Oy. И хотя никакого решения о строительстве еще не принято, специализированная финская компания Posiva Oy уже направила отчет о воздействии на окружающую среду проекта расширения упомянутого хранилища - с учетом того объема облученного топлива, которое может поступать с третьего энергоблока АЭС Ловииза.
Что же касается радиоактивных отходов низкой и средней степени активности, которые образуются при эксплуатации АЭС, в том числе во время планово-предупредительных ремонтов, их размещают на контролируемое хранение в глубоких подземных выработках - прямо на площадке АЭС рядом с действующими энергоблоками. На АЭС Ловииза, как рассказала и показала нам Сати Катаяла, отвечающая на станции за ядерную и радиационную безопасность, такое хранилище устроено в скальных выработках на глубине более ста метров. Оно введено в действие несколько лет назад и планомерно заполняется. А его возможности и объем предусматривают захоронение в обозримой перспективе, когда настанет срок выводить станцию из эксплуатации, всего оборудования АЭС Ловииза, включая корпуса ядерных реакторов.

Построено такое хранилище - эту информацию мы специально уточнили у менеджеров Fortum - на собственные средства компании, полученные от коммерческой эксплуатации АЭС. Никаких бюджетных ассигнований на зачистку атомных хвостов", как это принято в России, правительство Финляндии не выделяло.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru