Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

В поисках выхода из энергетического кризиса

 
   

Расположенная на юго-западе Южной Америки Республика Чили занимает длинную полосу земли между Тихим Океаном и Андами (протяженностью с севера на юг в 6435 км). После того как в 1990 г. Аугусто Пиночет сложил президентские полномочия и государство перешло к демократическому правлению, оно стало демонстрировать едва ли не самое стабильное экономическое развитие во всей Латинской Америке.

 

 
 

Роман ТОМБЕРГ,
аспирант Центра энергетических исследований
Института мировой экономики и международных отношений РАН

 
 
В 2004 г. энергетическая безопасность Республики Чили оказалась под угрозой. Для выхода из кризиса правительство приняло целый ряд мер, эффективность которых должна проявиться в ближайшее время.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС

Ситуация в энергетике Чили выглядит сбалансированной. Около 40% энергетического производства приходится на нефть, 26% - на природный газ, 11% - на уголь, около 20% - на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), 3% - на биотопливо. Атомная энергетика в стране сегодня полностью отсутствует. Такой расклад наблюдается с начала 90-х годов, постепенно повышается роль природного газа и ВИЭ. Это происходит за счет сокращения потребления угля. В целом Чили не обладает богатыми сырьевыми ресурсами и сильно зависит от экспорта углеводородов.

НЕФТЯНОЙ СЕКТОР

По данным Oil and Gas Journal за 2006 г., разведанные запасы нефти в Чили достаточно скромны - 150 млн баррелей. Производство черного золота в том же году составило 15 тыс. барр. в день, что значительно меньше потребления - 238 тыс. баррелей. По этой причине значительную часть нефти страна вынуждена импортировать. Основные поставщики - это соседние Аргентина, Бразилия и Венесуэла, а также, в меньших объемах, Ангола и Нигерия.

Монополия в чилийском нефтяном секторе принадлежит государственной компании Empresa Nacional del Petroleo (ENAP). В 1990 г. ENAP образовала дочернюю компанию Sipetrol, в задачу которой входит приобретение нефтяных активов за рубежом. В настоящее время Sipetrol владеет долями в ряде компаний, добывающих углеводороды в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Эквадоре, Венесуэле и Египте. В перспективе - выход на ближневосточный рынок.

Вся нефть в Чили добывается в одном-единственном месте - долине Магалланес (Северная Патагония). Там располагается 23 месторождения, запасы которых быстро истощаются. Других нефтяных ресурсов в Чили, в том числе и на тихоокеанском шельфе, обнаружить пока не удалось.

За транспортировку нефти отвечает основанная в 1957 г. государственная компания Sonacol. Помимо танкерного флота, ей принадлежат два нефтепровода - Trasandino, соединяющий Чили с Аргентиной, а также Arica-Sica, направленный в сторону Боливии. ENAP принадлежат три нефтеперерабатывающих завода общей мощностью 227 тыс. барр. в день. Самым крупным из них является расположенный недалеко от столицы страны города Сантьяго BioBio (113 тыс. баррелей в день).

ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

В 2006г. Чили располагалоЗ,5трлн м3 природного газа (по информации Oil and Gas Journal). К 2006 г. ежегодное производство газа составило 38 млн м3. Монополистом в газовой сфере также является госкомпания ENAP, а основные газовые запасы, как и в случае с нефтью, сосредоточены в долине Магалланес. Потребление газа в стране постоянно растет. Если в 1996 г. на "голубое топливо" приходилось лишь 8% потребления в общем энергобалансе страны, то к 2006 г. эта цифра выросла более чем в 3 раза - до 26%. В планах чилийского руководства довести этот показатель до 43% к 2020 году.

Для выполнения такой амбициозной задачи своего природного газа в Чили явно недостаточно. Поэтому в 1995 г. было достигнуто соглашение с Аргентиной, благодаря которому руководство рассчитывало покрыть 80% потребностей страны в газе. К концу 1990-х гг. было построено семь газопроводов, которые связали две соседние страны. В отличие от нефтяного сектора, не все они принадлежат чилийским госкомпаниям. Значительными активами в этой сфере обладают американская CMS, бельгийская Tractebel, канадская TransCanada, испанская Endesa, а также французская Total. В будущем Чили собирается развивать свои газотранспортные сети. В ближайших планах строительство газопровода в сторону Перу (этот тендер уже выиграла Tractebel), который должен стать частью газотранспортной сети, объединяющей несколько стран региона - Перу, Чили, Аргентину, Уругвай и Бразилию.

С целью диверсификации импорта газа и снижения зависимости от поставок из Аргентины чилийское правительство обратило внимание на технологии СПГ. В 2009 г. в Кинтеро (центральная часть Чили) усилиями британской BG Group должен быть введен в эксплуатацию регазификационный за вод стоимостью 400 млн. долларов. К 2010 г. удельный вес СПГ в энергетике страны должен достигнуть пяти процентов.

УГОЛЬ

Запасы угля насчитывают 1,3 млрд. тонн. В 2006 г., при добыче всего 400 тыс. т, потребление этого топлива составило 5,7 млн. тонн. Весь угольны и ресурс сосредоточен на двух месторождениях в Тьерра дель Фуэго, что на самом юге страны. В секторе работа ют две частные компании - Empresa Nacional del Carbon (Enacar) и La Compama Carbomfera San Pedro de Catamutun (CCSPC). Качество чилийского угля довольно низкое, а стоимость, ввиду экстремальных условий производства, слишком высокая. Несмотря на то, что только две чилийские электростанции работают на угле, потребность в нем ощутима. Основными экспортерами этого топлива в Чили являются Австралия, Индонезия и Колумбия.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Генерирующие мощности страны (по данным на 2005 г.) составляют 10,7 млн киловатт. Годовое производство электроэнергии - 50,9 млрд. кВт*ч при полезном потреблении в 49,1 млрд. киловатт-часов. На долю гидроэнергетики приходится 43% генерирующих мощностей. Остальная часть электричества вырабатывается на газе, угле и при помощи ВИЭ.

Электроэнергетический сектор был полностью приватизирован в Чили в 1980-х гг. В стране существуют четыре обособленные электроэнергетические системы, разделенные по географическому принципу. На севере Interconectado del Norte Grande (SING) обеспечивает энергией медное производство, основу экономики страны, приносящую 1/3 доходов в государственную казну. В центральной, наиболее населенной части Чили действует Sistema Interconectado Central (SIC), которая снабжает 90% частного сектора страны. На юге существуют меньшие по объему сети Aysen и Magallanes, обеспечивающие нефтегазовую и угольную отрасли.

Крупнейшими игроками в отрасли являются местная частная компания Chilectra, испанская Endesa, а также предприятие Enersis, его акциями в большей степени владеет Endesa, в меньшей - Chilectra. Именно Chilectra является владельцем крупнейшей чилийской электроэнергетической системы SIC, которая при производстве электричества преимущественно опирается на водные ресурсы страны. Что касается сети SING, то ее владелец - консорциум Electroandina, принадлежащий в равных долях бельгийской Tractebel и чилийской Codelco. Северная сеть генерирует электричество при помощи природного газа, импортируемого из Аргентины.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Как уже было отмечено, в Чили существует острейшая нехватка собственных энергоресурсов, поэтому государство вынуждено ориентироваться на ввоз энергоносителей из-за рубежа. Подобная импортозависимость не может не угрожать энергетической безопасности страны. Проблемы, как это часто бывает, случились на самом уязвимом участке. В ноябре 2004 г. Аргентина, ввиду собственных энергетических трудностей, сократила поставки газа соседям. В 2005 г. Чили недополучило около 60% оговоренных ранее объемов "голубого топлива", в 2006 г. - 64%. К январю 2008 г. ситуация обострилась еще сильнее. Газа от аргентинской стороны стало поступать на порядок меньше: вместо 16 млн м3 в месяц (по состоянию на январь 2007 г.) - лишь 1,2 млн кубометров.

На газовом дефиците энергетические трудности Чили не закончились. С 2005 по 2008 гг. на Андский регион обрушилась засуха. 2007 г. вообще стал самым сухим за последние 50 лет, когда выпало только 40% среднегодовых осадков. Это стало ударом для такого мощного сектора, как гидроэнергетика. В довершение всего в июле 2007 г. выбыла из строя на целый год крупнейшая чилийская ТЭС Nehuenco I.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Для выхода из сложившейся ситуации 8 февраля 2008 г. чилийское правительство выступило с целым рядом предложений. Энергоснабжение домохозяйств сократили на 10%, а государственных учреждений - на 5%, при этом напряжение упало с 220 до 198 Вольт. "Летнее время" было продлено на две недели - до последней недели марта. К промышленному сектору обратились с просьбой экономить электричество за счет более рационального использования вспомогательного технического оборудования.

Недостаток газа приходится компенсировать закупками дизельного топлива. Необходимость в этом виде топлива возрастает в прямой пропорции с сокращением поставок газа из Аргентины. Если в 2006 г. потребности Чили в дизельном топливе составляли 0,5 млн м3 в месяц, то в 2007 г. эта цифра увеличилась более чем в 2 раза - до 1,2 млн м3 в месяц. Госкомпания ENAP производит всего 0,35 млн м3 в месяц. Остальное количество за купается в Бразилии и Венесуэле.

С другой стороны, государство заинтересовано в укреплении сектора ВИЭ. Это решение поддерживает ряд международных организаций, среди которых ООН и МЭА. В 2008 г. Чили вступило в организацию IRENA (Международное энергетическое агентство по возобновляемым источникам энергии), а ранее, в 2005 г., - в REEP (Партнерство по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности). В прошлом году Германия выделила долгосрочный кредит размером 126 млн долл. на развитие альтернативной энергетики в Чили. На данный момент правительство страны не считает целесообразным развитие атомной энергетики.

Инициативу государства поддержал крупный бизнес. В конце 2008 г. крупнейший производитель меди в стране инициировал тендер на строительство ветровой фермы мощностью 20 мегаватт (10 ветроустановок по 2 мегаватта каждая) для обеспечения электроэнергией шахты Gabriela Mistral, который выиграла британская компания Seawind. Она же участвует в строительстве ветропарка мощностью 100 МВт в местности Килагуа на севере Чили. В регионе Кокимбро норвежская SN Power возводит аналогичную установку мощностью 46 МВт. В ближайшие 2 - 3 года Чилийская национальная энергетическая комиссия планирует запустить более десятка проектов в области ветроэнергетики общей мощностью 2000 мегаватт.

Летом 2008 г., при участии крупного бизнеса и ряда государственных организаций, был дан старт проекту в области солнечной энергии. В пустыне Атакана (северная часть страны) в районе медеплавильных комбинатов в текущем году начнется строительство солнечной установки мощностью 150 мегаватт. Корейский концерн Daekyeonsolar объявил о готовности вложить в объект 1,3 млрд долларов. К возведению в Чили других подобных установок проявляют интерес ряд фирм из Соединенных Штатов.

Таким образом, меры чилийского правительства по выходу из энергетического кризиса решают не только локальные задачи, но и представляют собой долгосрочную стратегию по диверсификации энергетического сектора страны, снижению зависимости от внешних энергоресурсов, а также развитию альтернативных источников энергии.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru