Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Пора играть на равных

 
   

Малый бизнес внес заметный вклад в развитие нефтяной отрасли страны, несмотря на целый ряд проблем, связанных с сырьевой базой, отсутствием полноценной производственной инфраструктуры, перерабатывающих и перевалочных мощностей.

 

 
 

Елена КОРЗУН,
генеральный директор ассоциации
малых и средних нефтегазодобывающих организаций России «Ассонефть»

 
 
ВЫЖИВАТЬ И ЛИДИРОВАТЬ

Независимые нефтяные компании (ННК) за 1995-2008 гг. добыли более 337 млн т. Их доля в эти годы составляла 4-10% от общероссийской добычи. Именно ННК, в условиях неблагоприятной конъюнктуры цен в 1995-1999 гг., за счет роста производства с 13,7 млн т. в 1995 г. до 29,9 млн в 1999 г. не допустили резкого снижения добычи нефти по стране в целом.

За все годы своего существования независимые производители обеспечивали удельные показатели по объемам инвестиций в нефтедобывающую отрасль, вдвое превышающие отраслевой уровень. Доля новых месторождений, разрабатываемых ННК, хотя и снизилась, но все же превысила в 2007 г. средние показатели по отрасли в 4,5 раза. Существенно выше, почти в два раза, удельные показатели в 2008 г. по проходке в разведочном бурении, по вводу новых скважин. В то же время во второй половине 2008 г. обвальное падение цен на свободном рынке нефти в России не позволило сектору инвестировать необходимые средства в эксплуатационное бурение. Однако при улучшении финансово-экономического положения, как уже было в 2005-2007 гг., ННК вновь станут отраслевыми лидерами.

Очевидно, что ННК, не входящие в состав вертикально интегрированных холдингов, стали неотъемлемой частью нефтедобывающей отрасли России. Поэтому рассмотрим итоги их деятельности с учетом состояния дел в отрасли в целом.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, КОТОРАЯ УБИВАЕТ

С 2008 г., несмотря на рекордный рост котировок Urals, объемы добычи и экспорта нефти начали снижаться. В этих условиях одной из радикальных мер, позволяющей повысить эффективность освоения существующей сырьевой базы, поддерживать и наращивать объемы производства, является развитие малого и среднего предпринимательства в нефтедобыче. Это возможно только за счет воссоздания отраслевой гибкой, дифференцированной системы налогообложения, объединения интересов государства и деятельности эффективного недропользователя.

Ухудшение структуры и качества минерально-сырьевой базы в сочетании с несовершенным налоговым законодательством в России не позволяли эффективно развиваться нефтедобывающей отрасли даже в условиях существенного роста цен на нефть.

Недостаточно стимулировались геологоразведочные работы, использование фонда скважин, вовлечение в оборот маргинальных запасов, потенциал ННК, реинвестирующий прибыль в свое развитие. Аккумулирующий результат этого и привел к снижению темпов прироста суточной добычи нефти, а в отдельные месяцы эти темпы были даже отрицательные. Это очень серьезная ситуация в отрасли.

Не менее тревожное положение по таким важным показателям, как коэффициент нефтеотдачи и простаивающий фонд эксплуатационных скважин. Сохраняется губительная тенденция снижения нефтеотдачи пластов. К 2000 г. она снизилась в 1,5 раза.

В США, несмотря на худшую в сравнении с нашей структуру запасов, нефтеотдача неуклонно росла. В России, напротив, существенно снижалась, хотя еще в 60-е годы нефтеотдача в России превышала уровень США более чем в 1,6 раза.

Доля неработающего фонда скважин остается недопустимо высокой. Количество простаивающих скважин превышает нормативный уровень вдвое и составляет около 20% от эксплуатационного фонда. На сегодня в простое находится более 25,4 тысяч скважин! Это прямое следствие того, что существующая налоговая система выполняет лишь одну функцию - фискальную - и негативно сказывается на работе нефтедобывающей отрасли.

Что же касается независимых производителей, то здесь наблюдается совершенно противоположная тенденция. По данным журнала «Минтоп», за 2008 г. добыча нефти по сектору ННК выросла против 2007 года на 17,2%; по отрасли - упала на 0,6%; по интегрированным компаниям - на 0,9 процента.

ЛАКОМЫЕ КУСКИ ПОГЛОЩАЮТ

Рассмотрим основные причины, которые приводят в отдельные годы (из-за поглощений ВИНК) к снижению добычи нефти независимыми компаниями в общем объеме добычи нефти по стране. Это связано с уровнем цен на внутреннем рынке, доходностью от реализации нефти, сбытом продукции и конкурентными условиями деятельности двух секторов отечественной нефтедобычи.

За последнее десятилетие среднегодовая добыча нефти на одно предприятие сектора ННК снизилась почти в два раза - с 302 тыс. т за 1998 г. до 153,4 тыс. т за 2008 год. В то же время количество независимых производителей нарастало, а с 2001 г. стабилизировалось за счет компенсации в потерях числа ННК путем создания новых предприятий с незначительным уровнем добычи нефти. Такую ситуацию определили следующие обстоятельства.

С 2002 г. изменение налоговой среды и условий деятельности независимых нефтяных компаний привело к резкому ухудшению финансового положения этих предприятий. Этому же способствовало снижение почти вдвое экспортных поставок нефти. Эти факторы и предопределили поглощения крупными нефтяными холдингами наиболее привлекательных, прежде всего с высоким уровнем добычи нефти, независимых нефтепроизводителей. По нашей оценке, поглощено более 80 таких предприятий с годовой добычей нефти, превышающей 45 млн тонн.

ГУБИТЕЛЬНОСТЬ НИЗКИХ ЦЕН

Низкие цены на внутреннем рынке нефти оказывали определяющее негативное влияние на эффективность работы малых нефтяных компаний. Любые, даже незначительные, изменения рыночной среды, особенно временный или сезонный избыток нефти, создавали беспрецедентные обрушения цен на нефть, но не в такой степени, как на нефтепродукты. Пример - устойчивый рост цен на наиболее представительный бензин АИ-92. В то же время цены на нефть резко падали, особенно в холодное время года (с октября по март), что связано с ограничением экспортных возможностей вывоза крупными нефтяными компаниями сырья водным и железнодорожным транспортом в этот период.
Сезонные колебания цен резко осложняли экономическое положение независимых нефтяных компаний. НДПИ нередко становился равным всей выручке, получаемой от реализации нефти на внутреннем рынке.

Для независимых нефтяных компаний, поставляющих более 70% добываемой нефти для потребностей России, цена внутреннего рынка является определяющей. От ее уровня зависит прибыльность и успешность разработки месторождения.

Внутренняя цена на нефть является единственным индикатором в ТЭК, который подвержен столь резким колебаниям, в отличие от мировых цен и цен производителей нефтепродуктов. Об этом свидетельствует такой важный показатель, как соотношение цен нефтепродуктов с ценой на сырье на свободном рынке. Резкое, до 7-8 раз по месяцам в пределах года, превышение цен производителей нефтепродуктов над ценой на нефть внутреннего рынка является результатом ее обвального падения в отдельные периоды, приводящего к гигантским потерям в секторе независимых производителей нефти. В декабре 2008 г. это соотношение было пятикратным. А цена мазута, остаточного продукта после переработки, превысила стоимость самой нефти на 45%, хотя должна быть примерно на эти же 45% ниже.

В НЕРАВНЫХ УСЛОВИЯХ

Для монотоварных производителей, каковыми являются независимые нефтяные компании, проблемы сбыта продукции всегда были ключевыми и определяли их финансово-экономическое состояние. Сложившаяся структура реализации нефти как на внутреннем, так и на внешнем рынках ставит сектор независимых производителей в заведомо худшие условия по сравнению с интегрированными компаниями.

Необходимость выравнивания, хотя бы частично, условий деятельности независимых нефтяных компаний вытекает из следующих данных. За 2008 г. прямые поставки на экспорт через систему Транснефти были примерно равны, но с учетом экспорта нефти через терминалы НПЗ (это около 1,4 млн т), а также экспорта нефтепродуктов (115,4 млн т), основные компании экспортировали нефти в виде сырья и в переработанном виде 77,4%, а ННК - всего 26,5%. Это привело к парадоксальной ситуации: основные компании направили в 2008 г. на внутреннее потребление 22,6% своего ресурса, а малые компании, при отсутствии собственных нефтеперерабатывающих мощностей, поставили на НПЗ России 73,5% собственной добычи.

И СНОВА О НАЛОГАХ

Ключевой проблемой развития независимого предпринимательства в нефтедобыче, как и отрасли в целом, безусловно, является отсутствие здравого (гибкого, адекватного затратам, ценам и качеству запасов нефти), дифференцированного налогообложения нефтедобычи.

Налоговая система не обеспечивает рациональное и бережное недропользование, не позволяет государству изымать сверхдоходы (относительную ренту) по лучшим и уникальным участкам недр.

НДПИ объединил две различные функции: абсолютной (это его задача) и относительной (дифференциальной) ренты, не оставляя маневров для учета горногеологических, географических и других условий при добыче нефти. Результат этого: НДПИ в 2008 г. превышал уровень налогов по адвалорным ставкам более чем в два-три раза, не оставляя достаточных инвестиционных ресурсов для развития отрасли. Это во многом привело к снижению эффективности работы и сужению налогооблагаемой базы в нефтяной отрасли и вывело за черту рентабельной работы ряд месторождений и пятую часть эксплуатационного фонда скважин России.

До 2002 г., за счет использования трансфертного ценообразования, налоговая база и, соответственно, налоги у ВИНК были ниже, чем при реализации нефти по так называемым рыночным ценам, используемым независимыми компаниями. За 2000-2001 гг. малые нефтяные компании (в расчете на тонну добытой нефти) начислили и внесли в бюджет примерно в два раза больше ресурсных платежей, чем по нефтедобывающей отрасли в целом.

В выигрышном положении оказались ВИНК и с 2002 г., после изменения системы налогообложения. Используя свои инфраструктурные преимущества, они реализовывали нефть исходя из стоимости корзины нефтепродуктов. За 2002- 2008 гг. среднее превышение цены на нефть, рассчитанной обратным счетом от корзины нефтепродуктов, над ценами внутреннего рынка, используемыми ННК, вновь составляло около 100%.

Еще один пример по налоговой реформе в нефтедобыче, проведенной в 2002-2008 гг. За счет «двойной привязки» НДПИ и пошлины к котировкам Urals налоговая нагрузка в 2008 г. против дореформенного 2001 г. возросла в 5,5 раза! За этот период доля НДПИ и пошлины по отношению ко всем налогам в нефтедобыче возросла на 24,5 процентных пункта (79,4% против 54,9%), или в 7,9 раза (5743 против 723 руб./т).

Столь существенное увеличение налоговой нагрузки в нефтедобыче предопределило стремительный рост розничных цен на нефтепродукты. Удивительно, что рост налоговой нагрузки практически не зависел от внутренних цен на нефть, а возрастающие мировые цены только снижали безналоговую выручку нефтяных компаний после цены в 25 долл. за баррель и выше.

б этом свидетельствует проведенный ассоциацией анализ чувствительности рентабельности и чистой прибыли в налоговых условиях 2009 г. к поочередному изменению основных экономических параметров, определяющих экономику нефтяного бизнеса: цены Urals, внутреннего рынка и доля экспорта нефти. Анализ показал, что успехи деятельности ННК в 2009 г. главным образом зависят от уровня внутренних, самых нестабильных цен на нефть. Примечательно, что с ростом мировых цен без изменения других условий доходы ННК снижаются. Роль доли экспорта несущественна. Правда, это касается в основном независимых производителей, реализующих сырье.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что назрела необходимость создания более совершенного эффективного механизма налогообложения нефтедобычи. Этот механизм должен учитывать естественную дифференциацию условий добычи нефти. Это прежде всего касается стадий разработки месторождений, динамики качества запасов, мощностей продуктивных горизонтов и величины запасов, глубин залегания пластов, дебитов скважин, качества добываемой нефти и других качественных геологических и географических характеристик. При этом величина рентного платежа должна также зависеть от уровня цен на нефть на внешнем и внутреннем рынке. Только в этом случае будут учитываться как интересы крупных холдингов, так и специфика монотоварного характера производства независимых нефтяных компаний.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru