Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Победное малое войско

 
   

Эффективное использование потенциала малых и средних нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий - основа успеха развития отечественного топливноэнергетического комплекса

 

 
 

Геннадий ШМАЛЬ,
президент Союза нефтегазопромышленников России

 
 
Мы все понимаем, что значение нефтегазового комплекса в экономическом и хозяйственном развитии России было, а уж сегодня и подавно остается чрезвычайно важным, имеет ключевое значение для преодоления кризисных явлений. Не дадим обрушиться нефтегазовому комплексу (а такую возможность мы уже проходили в 1998 г.) - значит, и страна останется на плаву. Стоит повторить, что до сих пор за счет нефтегазовых доходов обеспечивалось 40% поступлений в госбюджет, 70% всех валютных поступлений страны также давала нефтегазовая отрасль, более 65% вырабатываемой в России электроэнерги и несет в себе свет и тепло российского природного газа. Также следует учитывать, что в обозримой перспективе экспорт нефти и газа останется важнейшей статьей наполнения бюджета.

Исходя из сегодняшних долгосрочных проектов, к 2015 г. добыча нефти в России должна составить 530- 560 млн т, в зависимости от вариантов. А экспорт - 310 млн т. Энергетической стратегией РФ на период до 2020 г. предусматривается обеспечить годовую добычу нефти на уровне 535-595 млн т. И эти планы по наращиванию объемов добычи обусловлены рядом серьезных факторов: выходом российских нефтяных компаний на новые рынки, новыми обязательствами перед партнерами, заинтересованностью государства в получении дополнительных поступлений в госбюджет и другими.

Насколько реальны такие планы и достижимы такие объемы? По данным экспертов Минэнерго России, наблюдается определенное падение добычи нефти. И в газовой промышленности наметилась тенденция к снижению добычи газа(*). Анализ современного состояния воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы страны вызывает определенную тревогу. В чем дело?

Первое. По оценке экспертов, срок технических и технологических возможностей нефтегазового комплекса, созданных и заложенных еще в советский период, заканчивается. Инвестициями «косметического» характера уже не обойдешься - необходимы вложения кратного порядка. По разным оценкам специалистов, для требуемой сбалансированности запасов нефти и обеспечения стабильной работы отрасли с годовой добычей 400 млн т в год требуется инвестировать в нефтяной комплекс не менее 40 млрд долларов ежегодно.

Второе. Пока основной нефтяной базой страны остается Западная Сибирь. В Волга-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти падает и будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. Проект освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока пока остается «проектом на бумаге».

Повторюсь: в Западной Сибири нефть есть, только в одном Самотлоре осталось более 1 млрд т, но ее стало труднее брать... Созданные отечественной наукой и практикой новейшие технологии и технические средства повышения нефтеотдачи пластов, разведки и разработки месторождений не получают широкого применения. Россия заметно отстает от зарубежных нефтедобывающих государств по всем основным показателям инновационной деятельности. Так, инвестиции в основной капитал на одну тонну добытой нефти в ведущих российских компаниях ТЭК в два раза меньше, чем в зарубежных.

Напрашивается единственно верный вывод - следует больше внимания уделять инновационным процессам, новым технологиям в продлении жизненного цикла месторождений, находящихся на поздней стадии разработки. И еще надо по-хозяйски подходить к нашим недрам, не с мерками больших величин и «рациональных» промышленных объемов, а с позиции «вычерпать до дна». Но если первая цель по плечу мощным ВИНКам, то вторая задача может быть решена только некрупными нефтедобывающими предприятиями, ориентированными на небольшие объемы производства.

Большие вертикально интегрированные компании (ВИНКи) хорошо за рекомендовали себя за годы создания рынка. Но для поддержания плановых объемов добычи нефти они (по рыночным же канонам!) продолжают нерациональную выборочную выемку запасов, лучших по качеству или условиям освоения, ведущую к преждевременному списанию остающихся запасов и снижению их извлечения из недр. По данным Российской академии наук, за последние годы добывающими компаниями без достаточных на то оснований снято с государственного баланса более 5 млрд т разведанных запасов нефти. Сегодня у нас огромный фонд бездействующих скважин, который, по разным оценкам, составляет 35 тысяч. А ведь обустройство одной только скважины стоит около миллиона долларов! Прибавим сюда снижение процента нефтеизвлечения. Коэффициент нефтеотдачи пластов уменьшился с 0,51 до 0,28. Имеются и другие проблемы.

Вот так... Мы богатейшая страна. И у нас самая безалаберная, извините, экономика. Каковы основные направления, по которым необходимо искать решение этих проблем?

Конечно, их много, но я остановлюсь здесь на одном - упорядочении межкорпоративных отношений, создании благоприятных экономических условий для становления и развития малых и средних компаний, предметом деятельности которых должны стать небольшие и сложные месторождения минерального сырья.

Как говорил мудрец, лебедю не нужно быть размером со слона, чтобы производить впечатление величественной птицы. Почему-то на Западе, в отличие от России, давно поняли выгоду малого и среднего бизнеса в нефтегазовом секторе промышленности, выработали систему их поддержки. У нас сегодня в нефтедобыче числится всего 140 предприятий малого и среднего формата. В США зарегистрировано более 10 тыс. малых предприятий в нефтяном деле. Это результат государственной политики, нацеленной на максимальное извлечение углеводородного сырья из низкодебитных скважин. Крупные добывающие корпорации разрабатывают большие месторождения, малые или независимые, как они сами себя называют, - небольшие, истощенные. Приведу такие факты: в той же Америке, в северных ее штатах, из 600 тыс. действующих скважин 460 тыс. - малодебитные. Работают на них в основном средние или малые предприятия, которые добывают более 45% нефти и более 60% природного газа. Для них хорошо и тонна, и полтонны нефти в сутки. У наших интегрированных компаний, как мы знаем, скважина, дающая менее 4-6 тонн, уже рассматривается как нерентабельная.

Почти половина технических нововведений в мировой практике нефтедобычи осуществляется именно малыми предприятиями. В отечественном нефтяном бизнесе у небольших нефтедобывающих предприятий по сравнению к большими корпорациями производительность труда выше в два-три раза, бюджетная эффективность - в четыре-пять раз, доля простаивающего фонда скважин - в 2,5 раза ниже.

Как помочь встать на ноги малому бизнесу в России? Союз нефтегазопромышленников вместе с Ассоциацией малых предприятий нефтегазового комплекса («Ассонефть») уже давно говорит о безотлагательной реализации необходимой программы действий.

Надо наконец законодательно определить статус малого и среднего предприятия, его параметры, чтобы знать, какие предприятия относить к этой категории. Сегодня пока ни водном законе или подзаконном акте, регламентирующем деятельность нефтяного комплекса, специфика малого бизнеса не учтена. При разработке плана военного сражения учитываются все роды и виды войск. Энергетическая стратегия же не учитывает такой «род войск», как малые предприятия.

Интересы независимых производителей должны учитываться при разработке любой энергетической стратегии: развития трубопроводного транспорта, нового законодательства, особенно в нормативных актах закона «О стимулировании добычи на низкопродуктивных месторождениях». Уместно заметить, что малые компании не требуют для себя ни льгот, ни преимуществ, только просят учитывать их специфику в контексте развития отрасли, законодательно определить механизмы в системе природопользования.

Вообще-то, что касается законодательной базы - это отдельный разговор. Скажу только, что мы усиленно работаем в этом направлении с Федеральным Собранием РФ, прежде всего с профильными комитетами Госдумы - по энергетике и по природным ресурсам, природопользованию и экологии, - в создании необходимого для нас блока законов. Это прежде всего законы «О недрах», «О стимулировании добычи на низкопродуктивных месторождениях», «О ресурсной базе страны», «О малых и средних предприятиях - независимых производителях нефти и газа», «О трубопроводном транспорте». Идет доведение «до ума» закона «О техническом регулировании», некоторых статей Налогового кодекса - в частности, 25-й и 27-й. Будем надеяться, что такой конструктивный подход принесет результаты, и дело продвинется.

Давно ведь уже надо переходить к новой форме природопользования, принимать необходимые законы, отвечающие сложившейся экономической реальности, строить иную налоговую систему. И в этом заключается третий момент наших предложений.

Сегодня правомерно было бы на правительственном уровне решить вопрос об арендных отношениях крупных нефтяных компаний-недропользователей и малых компаний в отношении использования простаивающих нефтяных скважин. Если удастся ввести в действие 10 тыс. простаивающих скважин, это может дать прибавку к добыче в 12- 15 млн т в год.

Надо строить такую налоговую систему, которая стимулировала бы малый и средний бизнес работать на маломощных пластах, на низкодебитных скважинах. Сегодня малый и средний бизнес ушел или почти ушел с «хвостов» месторождений, невыгодно работать. Руководители малых и средних компаний уже в голос кричат о том, что приходится прекращать добычу нефти - всей выручки, полученной, к примеру, за месяц в конце прошлого года, не хватает даже для того, чтобы уплатить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).

У малых предприятий много болевых проблем с инфраструктурой, с внутри-промысловыми, межпромысловыми нефтепроводами, которые принадлежат на правах собственности крупным нефтяным компаниям. Возникают конфликты интересов. Как их разрешать? Конечно, переговорным, мирным путем, по законам общекорпоративной этики. Это для независимых производителей будет очень важно, и Союз нефтегазопромышленников готов активно участвовать в решении этих вопросов.

Мы давно уже стоим на позиции создания общекорпоративного Кодекса. Сегодня огромное количество вопросов надо решать вместе, объединенно - большими и малыми компаниями. Коммерческий интерес есть коммерческий интерес, но должна быть выработана единая корпоративная политика, которая, впрочем, не исключает ни конкуренции, ни деловых споров в бизнесе.

И все же, помимо общекорпоративных, большинство перечисленных мною проблем имеют стратегический характер, и их надо решать при поддержке государства. По моему мнению, только эффективное государственное регулирование может быть прочным фундаментом успеха развития отечественного нефтегазового комплекса(**). Как бы рынок ни разъединял нас, как бы идеологи реформ ни делали упор на уменьшение присутствия государства в промышленности, мы должны признать, что нефтегазовый комплекс нашей страны - это все-таки единый организм, а значит, должен вырабатываться единый, всесторонний подход к развитию топливной отрасли, всей палитре проблем ее деятельности.

Сейчас наша страна выбирает курс на инновационное развитие. Мне кажется, что это должен быть не только курс на капитальное вложение инвестиций в увеличение добычи за счет новых технологи и, а это должна быть полноценная ориентация на разумное, рациональное хозяйствование, воспроизводство минерально-сырьевой базы и развитие природного ресурсного потенциала. Это же подразумевает и поддержку малого бизнеса в нефтегазовой отрасли, гибкую систему льгот и налогов с учетом сложной специфики деятельности больших, средних и малых предприятий нефтяного сектора экономики, и упрощение налоговой системы, дифференцированный подход при эксплуатации месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Это - стратегическая перспектива.

(*) На недавнем форуме «ТЭК России в XXI веке» зампредседателя правления Газпрома Валерий Голубев заявил, что в ближайшие четыре-пять лет падение объемов добычи газа у компании сохранится на уровне 10%. - Прим. ред.

(**) Редакция не всегда разделяет мнение авторов статей.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru