Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2009 г.

 

     
 

Арктика дороже нефти

 
   

 

 
 

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Международного социально-экологического союза
Алексей КНИЖНИКОВ,
руководитель программ по экологической политике
нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы (WWF) России

 
   

Ровно 20 лет назад, в марте 1989 г., у берегов Аляски потерпел катастрофу танкер «Эксон Валдиз». И, хотя по количеству вытекшей нефти (38,5 тыс. т) разлив с самого начала оказался только в третьем десятке крупнейших мировых аварий такого рода, по масштабам экологического ущерба эта катастрофа с большим отрывом занимает первое место.

  return_links(1); ?>


По оценкам экспертов, погибло 200—250 тыс. птиц, что составило около четверти от общего количества пернатых, обитавших в зоне разлива. Также погибли тысячи морских выдр, сотни тюленей. Огромный ущерб был нанесен рыбному хозяйству, в том числе лососевым и сельди, то есть традиционным продуктам питания для местного населения, а также туризму. По официальным оценкам, проведенным к 20-летию разлива, до сих пор эти отрасли хозяйства не восстановились в полном объеме.

Причина столь плачевного состояния дел — хрупкость и высокая сложность экосистем Арктики. Неприятным сюрпризом стало то, что до сих пор в грунте приливно-отливной зоны сохраняются десятки тонн разлившейся нефти. Оказалось, что в условиях Арктики нефть разлагается со скоростью, не превышающей 4% в год.

Разлив нефти с танкера «Эксон Валдиз» вызвал шок в США. До этого в течение 12 лет более 10 тыс. раз танкеры без проблем покидали нефтяной терминал в Валдесе, где оканчивается трубопровод, по которому нефть поступает с промыслов Аляски. В погоне за прибылями нефтяные компании сокращали штаты, в том числе команды танкеров, экономили на подготовке к возможным разливам. Государственный контроль за безопасностью работы нефтяных компаний был слабым.

  return_links(); ?>


Расследование выявило скандальные обстоятельства. Выяснилось, что за день до аварии капитан судна посещал бары, где не отказывал себе в горячительных напитках. Степень его опьянения на момент выхода в море осталась невыясненной. Впрочем, суд не предъявлял ему обвинений в совершении аварии в пьяном виде. В момент катастрофы капитана не было на мостике.

В 9 часов вечера 23 марта огромный танкер длиной 300 м с 180 тыс. т нефти на борту отвалил от причала и начал выходить в море. В проливе Принс Вильямс встречались небольшие айсберги, и капитан принял решение изменить курс, чтобы не столкнуться с ними. Система управления движением судов разрешила ему сделать это.

Через некоторое время капитан ушел отдыхать, поскольку стрелки часов приближались к полуночи. На мостике остались третий помощник и рулевой. Капитан дал им указание вернуться на исходную трассу выхода из порта. По каким-то причинам ни третий помощник, ни система управления движением судов не заметили, что курс для совершения такого маневра был проложен прямо через хорошо известные и обозначенные на всех лоциях подводные скалы. Согласно данным следствия, на момент аварии третий помощник находился на вахте уже более 18 часов.

По мере удаления от нефтяного терминала танкер увеличивал скорость, готовясь к выходу в открытое море. В ноль часов четыре минуты 24 марта он столкнулся с подводными скалами, которые находились на глубине 10 м. В результате были пробиты восемь из одиннадцати отсеков судна. Как показали дальнейшие расчеты, в течение трех часов в воду попало более 20 тыс. т нефти. Вызванный на мостик капитан попытался самостоятельно сняться со скал. К счастью, первому помощнику удалось убедить его прекратить эти попытки, поскольку в этом случае, лишившись опоры на скалы, сильно поврежденное судно могло перевернуться.

В течение следующих 72 часов на месте аварии стояла необычная для этого времени года тихая погода. Однако адекватных масштабу разлива мер по его локализации и уборке нефти принято не было. Вечером 24 марта около сидящего на камнях танкера наблюдались лишь два судна-нефтесборщика. Однако им некуда было перегружать собранное. Не хватало ни боновых ограждений, ни судов-уборщиков разлившейся нефти, ни емкостей для ее перевозки и хранения. Не хватало оборудования для внесения дисперсантов, да и их запасы так же скоро кончились. После трех суток затишья над районом аварии разразился шторм, после которого стало ясно, что компания Exxon, штат Аляска и США в целом столкнулись с небывалой по тяжести последствий экологической катастрофой.

Нефть распространилась более чем на 800 км вдоль южного побережья Аляски. С учетом изрезанности береговой линии и островов протяженность загрязненной полосы составила более 2000 км. Компания Exxon и власти начали разворачивать аварийно-спасательные работы, стоимость которых превысила 2 млрд долларов. Очистка побережья длилась 2 года. В этих работах принимали участие 10 тыс. человек, 1400 различного рода судов, 100 летательных аппаратов. Тем не менее последствия разлива сказываются до сих пор.

Катастрофа побудила США к серьезным мерам. На федеральном уровне в течение года был принят «Закон о нефтяном загрязнении», который до того американские конгрессмены обсуждали почти 15 лет. В частности, в соответствии с этим законом все суда, вывозящие нефть из терминала Валдиз, к 2015 г. должны иметь двойной корпус. Расчеты показали, что если бы у «Эксон Валдиз» была такая конструкция, то разлив оказался бы в два раза меньше.

Сегодня Береговая охрана США с использованием космических спутников тщательно контролирует движение танкеров до того момента, пока они не пройдут все сложные в навигационном плане участки пролива Принс Вильям. Были введены строгие критерии возможности выхода в море по метеоусловиям. При прохождении пролива обязательна лоцманская проводка и сопровождение двумя буксирами, которые не только следят за движением танкера, но и в любой момент готовы оказать ему помощь.

Планы ликвидации аварийных разливов нефти включают в себя варианты с объемами до 40 тыс. т. Исходя из этого сценария, ежегодно проводятся учения, причем о датах их проведения заранее не предупреждают. То есть это реальные действия, а не образцово-показательные выступления. Суммарная мощность систем по сбору разлившейся нефти по сравнению с 1989 г. была увеличена в 10 раз и сейчас составляет 45 тыс. т в течение трех суток. Имеется семь барж, способных принять на борт более 100 тыс. т водно-нефтяной смеси. Длина находящихся на складах боновых заграждений, которые могут быть использованы для локализации разлива, увеличена семикратно и сейчас превышает 60 км.

Огромные работы были проведены для компенсации экологического ущерба. Компания Exxon достигла соглашения с властями и выделила на эти цели 900 млн долларов. Использование этих средств находится под контролем Комитета попечителей, в который входят по три представителя федеральных властей и властей штата. При Комитете попечителей действуют общественный и научные советы. Вся эта деятельность является открытой.

В 1994 г. разработан и после общественного обсуждения, в ходе которого было получено более 2 тыс. комментариев, принят план восстановительных мер. В нем указаны конкретные действия по восстановлению популяций и мест обитания десятков видов птиц, рыб, млекопитающих, а также отраслей хозяйства, которые пострадали от разлива.

С учетом накопившихся процентов общая сумма средств, направленных на восстановление экосистем, превысила 1 млрд долларов. Основная их часть (почти 40%) была использована на выкуп земель для создания особо охраняемых природных территорий и введение ограничений на использование природных ресурсов, чтобы дать им возможность восстановиться. Значительные средства пошли на разведение лососевых рыб, научные исследования, мониторинг состояния экосистем и природных ресурсов, информирование населения и общественности. Однако, несмотря на эти меры, долговременные последствия все равно оказались тяжелыми.

Описанные нами события у берегов Аляски, а также аналогичные происшествия (последнее из них — разлив нефти в ноябре 2007 г. в Керченском проливе) показывают, что до сих нет гарантий предотвращения существенного экологического ущерба от такого рода аварий.

Особенно тяжелым такой ущерб всегда окажется в Арктике, где проведение аварийно-спасательных работ затруднено огромными расстояниями, отсутствием инфраструктуры, тяжелыми погодными условиями, а природа отличается высокой ранимостью и долгим периодом восстановления.

В связи с этим Всемирный фонд дикой природы (WWF) предлагает объявить мораторий на дальнейшее освоение шельфовых месторождений в Арктике, поскольку существует огромная дистанция между тяжестью экологических последствий разливов нефти и возможностями их предотвращения, ликвидации и проведения восстановительных работ. В первую очередь мораторий должен быть введен на таких общепризнанных ценнейших природных объектах, как Бристольский залив на Аляске в США, акватория вокруг Лофотенских островов в Норвегии и шельф у берегов Западной Камчатки.

 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru