Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2009 г.

 
     
 

Нельзя экономить на будущем

 
   

По расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), через четыре года может наступить новый мировой экономический кризис, еще более масштабный, чем нынешний. Его основной причиной станет дефицит нефти на планете.

 
 

 
   

Директор МЭА Нобуо Танака отметил, что сегодня крупные нефтяные концерны начали тормозить инвестиции в разработку новых месторождений. Нефтепроизводящие страны сокращают добычу нефти из-за недостаточного спроса. По данным генерального секретаря ОПЕК Абдуллы аль-Бадри, заморожены 35 из 130 крупных проектов по разработке новых месторождений.

Между тем эксперты МЭА ожидают подъема мировой экономики, а вместе с тем и спроса на нефть уже в 2010 г. В случае возникновения дефицита нефти цены на нее будут стремительно расти. Это ускорит темпы инфляции и приведет к новой стагнации в мировой экономике.

  return_links(1); ?>


Обострения ситуации, согласно МЭА, можно ожидать к 2013 г., поскольку возможности нефтяной добычи на планете с каждым годом сокращаются, а запасы тают. Результаты исследования МЭА свидетельствуют, что в 580 из 800 крупных нефтяных месторождений добыча постоянно сокращается.

В случае возникновения дефицита нефти цена на нее может превзойти рекордные показатели лета 2008 г. и подняться до 200 долл. за баррель. Поэтому, подчеркнул Нобуо Танака, нефтяные концерны должны продолжать вкладывать капиталы в новые проекты. Кроме того, глава МЭА отметил, что индустриальным государствам следует радикальным образом изменить свою энергетическую политику. По его мнению, нельзя из-за экономического кризиса приостанавливать инвестиции в исследования возобновляемых источников энергии и атомной энергетики. Танака также призвал к более эффективному использованию энергии.

  return_links(); ?>


Насколько обоснованы предостережения МЭА и можно ли избежать кризисных тенденций в ТЭК, комментируют российские эксперты.
 

 

Виталий Бушуев,
генеральный директор ГУ «Институт энергетической стратегии»


К сожалению, прогноз ГУ ИЭС, сделанный нами еще в 2005 г., что после 2012 г. мир в целом столкнется с глобальным кризисом в политической, экономической и энергетической сферах, получает все больше и больше сторонников, о чем свидетельствует и заявление МЭА. Но причины этого кризиса и его масштаб, на наш взгляд, несколько иные, чем в приведенном прогнозе.

Нобуо Танака считает, что «причиной кризиса станет отсутствие достаточного предложения нефти на рынке» в связи с нынешним сокращением инвестиций в проекты по разработке новых месторождений. Инвестиции действительно сокращаются, но по совсем другой причине — в связи со снижением спроса на нефть из-за общей рецессии экономики.

Поэтому и снижается добыча нефти, а дефицита предложений не было, нет и в ближайшее время не предвидится. Причиной же высокой волатильности цен на нефть является не дисбаланс спроса и предложения, а совокупность множества факторов, во многом имеющих отношение к мировой финансовой системе и перетоку средств с валютного и других финансовых рынков на рынок нефтяных фьючерсов.

По-видимому, уже в ближайшие месяцы этот переток вновь усилится, что и приведет к росту нефтяных цен к началу (середине) 2010 г. до 120—140 долл. за баррель. Это будет соответствовать и всплеску цен в 2010—2011 гг., обусловленному естественным, общеприродным циклом колебаний в 10—12 лет, пик которого, как показывает ретроспектива и прогноз, придется на этот период.

Но вот после 2012 г. неизбежно новое падение цен, ибо экономика индустриально развитых стран уже вполне определенно сделала ставку на энергосбережение, использование атомной и возобновляемой энергетики, а не на наращивание спроса на нефть и другие углеводороды.

Растущий спрос Китая и других стран АТР не сможет взвинтить эти цены по чисто финансовым условиям, которые, по-видимому, снизятся во всем мире после случившегося финансового кризиса.

Цены на нефть на «рынке ожиданий» возможно анализировать лишь в связи с ситуацией в мировой финансово-экономической системе, ни в коем случае не ограничиваясь только балансом спроса и предложения.
 

Владимир ВОЛОШИН,
заведующий сектором ТЭК Института экономики РАН

 

Чтобы не оказаться в ситуации, которую обрисовали эксперты Международного энергетического агентства, необходимо изменить методологию управления мировой экономикой, неотъемлемой частью которой является топливно-энергетический комплекс. Нынешний финансово-экономический кризис показал, что использование только рыночных механизмов в экономике не позволяет избежать системных сбоев. Поэтому необходимо найти приемлемое сочетание рыночных и плановых механизмов, свободной игры рыночных сил и государственного вмешательства в экономику. Следует также искать инструменты коллективных решений, обеспечивающих регулирование международных экономических процессов, создать двусторонние и многосторонние механизмы разрешения энергетических конфликтов. Пока же нет надежных международных механизмов, цивилизованного правового поля, позволяющего устанавливать правила ведения бизнеса отдельными участниками мирового сообщества.

Если исходить из сегодняшней ситуации, то считаю, что кризис-2013 возможен, но его остроту можно сгладить. В ОПЕК есть достаточно резервов, которые позволят если не обеспечить баланс спроса и предложения на мировом рынке нефти, то хотя бы сократить масштаб дефицита.

Сейчас, в условиях низких цен, страны ОПЕК планомерно сокращают добычу. Это правильно. Их примеру следует и Россия. Не потому, что договорилась с картелем о сокращении, а потому что политика в нефтяном секторе привела к началу падения добычи. Это отразилось и на экспортных поставках: если в 2007 г. мы поставили на экспорт 254,5 млн т нефти, то в 2008-м — лишь 237,8 миллиона. В дальнейшем объемы поставок могут еще больше сократиться.

Мировой рынок весьма чувствителен к перепадам поставок нефти. Даже относительно небольшие изменения объемов ее выброса могут подорвать нефтяной сектор мирового хозяйства. Превышение спроса над предложением (или наоборот) всего на несколько десятков миллионов тонн может оказаться критическим. Это при том, что мировой рынок ежегодно потребляет 4 млрд т нефти.

Поэтому именно сейчас, когда спрос на нефть упал, а цены снизились, необходимо развивать геологоразведку, вкладывать инвестиции в разработку новых месторождений.

К сожалению, мы видим совершенно иное: сокращаются геологоразведочные работы в отечественном нефтегазовом комплексе, снижаются инвестиции в освоение новых месторождений. Компании намерены «переждать» кризис, используя старые запасы. Но ведь надо думать о будущем. Нефть и газ еще долго будут оставаться базовой частью экономики. Никакая альтернативная энергетика их в обозримом будущем не заменит. Поэтому нефтегазовому комплексу государство должно не просто уделять внимание, но и управлять им.

Необходимо государственное прогнозирование в энергетике, государственная стратегия развития. У нас же пока нет внятной политики в области ТЭК — ни внешней, ни внутренней. От этого все проблемы
 

Константин Симонов,
руководитель Фонда национальной энергетической безопасности

 

В своих прогнозах Международное энергетическое агентство исходит из трех предпосылок, которые я считаю вполне обоснованными. Во-первых, самым главным двигателем роста потребления энергоресурсов является рост народонаселения. Многие эксперты полагают, что нынешний мировой кризис обвалит потребление первичных энергоресурсов. Но я солидарен с теми, кто считает: кризис кризисом, а народонаселение в мире растет такими темпами, что увеличение энергопотребления неизбежно. Так что спрос на углеводороды будет расти постоянно.

Второй момент связан с тем, что нефти в мире много, но ее добыча становится все более дорогой. Нефтяники вынуждены продвигаться в новые регионы, где сложные географические и геологические условия, недостаточно развита или практически отсутствует промышленная и социальная инфраструктура. В России это Восточная Сибирь, Дальний Восток, арктический шельф, в Канаде — провинция Альберта, в Латинской Америке и Африке — шельфы морей. Все это требует дополнительных вложений. Не случайно запланированные бюджеты крупных мировых компаний — таких как Exxon, Shell — в 2009 г. превысили 30 млрд долл., что в 5—6 раз больше, чем было 10 лет назад. Это существенный показатель.

Между тем надо учитывать тот фактор, что, начиная с 2010 г., спрос на нефть будет расти, инвестиций потребуется все больше, а доходы в 2009 г. упадут. Если в текущем году инвестируется прибыль 2008 г., то в 2010 г. будет инвестироваться прибыль 2009-го. Так что инвестиции упадут, это очевидно. Вопрос — насколько?

Кроме того, объективно растет срок от вложения первых денег до получения первой нефти. Так что если мы сегодня сократим объемы работ, то лихорадочно добрать нефть ни в 2013, ни в 2015 гг. не удастся.

Третий фактор, который также напрямую влияет на уровень добычи — ужесточение экологических требований к проектам. Это сказывается и на цене нефти, и на объемах производства.

В целом ситуация к 2013 г. сложится следующая. Акции тех стран, у которых есть запасы, будут расти, а тех, у кого есть добыча, но нет запасов, — падать. А у России запасы есть, и в этом наш козырь. Но пока мы ими никак не хотим грамотно распорядиться.

А ведь это нежелание может сослужить нам плохую службу. Нынешнее падение цен на нефть является краткосрочным. Поэтому Россию должно волновать не столько падение цен на мировом рынке, сколько падение добычи на ее территории.

Наши компании начинают, ссылаясь на кризис, откладывать реализацию проектов, сокращать инвестиционные программы. Хотя далеко не все они бедные. Только Роснефть и Лукойл в прошлом году получили чистой прибыли по 10 млрд долларов. Так что деньги на инвестиции есть. А добыча тем временем сокращается.

Министр энергетики РФ Сергей Шматко заявляет, что в следующем году ожидается падение нефтедобычи на 8%... Так что ситуацию надо исправлять. Без государственного вмешательства это сделать трудно. Именно государство должно понуждать нефтегазовые компании (независимо от того, частные они или государственные) инвестировать деньги в новые проекты, новые технологии, увеличивать коэффициент извлечения нефти из старых месторождений и так далее.

Считаю, что заявление МЭА — еще одно напоминание нам, что государство должно вернуться в нефтяную отрасль, которая долгие годы была брошена на самотек. Наши компании занимались тем, что экономили средства и недостаточно вкладывали в перспективные проекты. А на будущем нельзя экономить.


Записала Людмила ЮДИНА

 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru