«Это люди, с которыми надо заниматься…»
Нефтяной сектор не должен оставаться изгоем в
малом бизнесе
Любовь КИЗИЛОВА
Ведущая рубрики
Малый бизнес у нас давно и устойчиво остается в
загоне: в развитых странах мира его доля в экономике страны составляет 60—70%, в
России — лишь 18—20%, а по некоторым оценкам это соотношение еще хуже. Есть
люди, которые после нескольких лет мучений бросили в целом успешное собственное
дело исключительно потому, что их достали разного рода поборы и «наезды».
echo $sape->return_links(1); ?>
Не было б счастья, да несчастье помогло: в
условиях кризиса вспомнили, что малый бизнес — это рабочие места, и они сейчас
нам пригодятся, когда официальная безработица в стране перевалила за два
миллиона человек, а фактическая подошла к шести. А ведь малому
предпринимательству, по большому счету, даже не надо давать бюджетных денег —
ему надо как минимум не мешать. А если еще и налоги снижать, то вообще будет
Эльдорадо.
И действительно, в последнее время начали говорить
о долгожданных разумных мерах. Например, 23 марта первый вице-премьер Игорь
Шувалов заявил, что с июля 2009 г. проверки малого и среднего бизнеса будут
проводиться только с санкции прокурора. Кроме того, сказал И. Шувалов, субъекты
Федерации могут понижать налоговые ставки с 15 до 5%. Он также отметил, что
предприятия малого и среднего бизнеса смогут привлекать кредиты в банках, в том
числе во Внешэкономбанке. Причем таких кредитов может быть предоставлено на
сумму около 30 млрд рублей. Шувалов заверил, что правительство постоянно
анализирует ситуацию по вопросам малого и среднего бизнеса. В связи с недавним
одобрением правительством поправок в бюджет-2009 поступает большое количество
откликов и предложений в части малого и среднего бизнеса. «Это очень важный
раздел», — отметил Шувалов.
echo $sape->return_links(); ?>
Правда, еще есть отрасли, в которых небольшие
предприятия не охвачены действием даже существующих законов, направленных на
защиту интересов малого бизнеса (главный — федеральный закон №209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Недавно об этом
в интервью говорил представитель золотодобывающей отрасли, председатель Союза
старателей России Виктор Таракановский.
К «неохваченным» относятся и предприятия
нефтегазовой отрасли. Тем отраднее, что этой проблемой решили заняться всерьез.
Об этом шла речь 18 марта на расширенном заседании Комитета по энергетике
Госдумы. Впечатляет состав участников обсуждения: депутаты, руководители
отраслевых предприятий и организаций, представители региональных администраций,
федеральных ведомств — Минприроды, Минфина, Минэкономразвития, ФАС.
Заместитель председателя комитета Леонид
Симановский отметил, что «это очень важная тема для всех регионов, где
добывается нефть». Особенно актуальна она для Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры, республик Татарстан, Калмыкия и Удмуртия, а также Оренбургской,
Томской, Самарской, Саратовской областей.
Часто небольшие нефтяные предприятия расположены в
отдаленных поселках, многие из них являются градообразующими. Все это делает их
социальную значимость еще острее, особенно сейчас, когда сохранение существующих
и создание новых рабочих мест является жизненно насущным.
По словам председателя комитета Юрия Липатова,
сегодня в России насчитывается около 160 малых и средних нефтяных компаний,
осваивающих мелкие и мельчайшие месторождения. В прошлом году они добыли более
20 млн т нефти, которая удовлетворяет потребности регионов и обеспечивает
конкуренцию на региональных рынках, отметил депутат.
Минерально-сырьевая база нефтедобывающей
промышленности России на 75% представлена мелкими и мельчайшими месторождениями,
сложными в геологическом отношении, с извлекаемыми запасами менее 10 млн т
каждое. Доля таких объектов в перспективе будет расти, так что необходимость
развития малого и среднего бизнеса обусловлена объективно.
Крупные компании не заинтересованы в разработке
скважин с трудноизвлекаемыми запасами, а также месторождений, не способных
обеспечить стабильные объемы добычи качественной нефти.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса в этой
сфере в последние годы снижается: с 10% в 2000 г. до 4% в 2007 г. А между тем на
мировом рынке нефти доля малого бизнеса составляет 15%. В США и Канаде — еще
выше: соответственно 40 и 33 процента.
Ю. Липатов отметил, что действующее
законодательство (в том числе о господдержке малого предпринимательства, о
налогах и сборах) не учитывает специфику деятельности малых и средних
предприятий нефтегазового комплекса. В итоге они практически лишены
господдержки, а сейчас оказались за рамками антикризисной программы
правительства. Малая нефтянка поставлена «на грань выживания», заявил глава
комитета.
Необходимость поддержки малых нефтегазовых
предприятий осознают в регионах. Положительный опыт накоплен в ХМАО, Татарстане,
других регионах нефтедобычи. Начинают поворачиваться лицом к проблеме и
вертикально интегрированные компании — они не заинтересованы, особенно в
условиях кризиса, в работе на «тяжелых» месторождениях. Малые и средние
предприятия являются для них здесь не конкурентами, а партнерами по бизнесу.
Генеральный директор Ассонефть Елена Корзун
призвала к демонополизации и развитию конкуренции на нефтяном рынке, созданию
равных условий для малой и большой нефтянки. Она констатировала, что в законе о
малом бизнесе не учтена отраслевая специфика.
Е. Корзун отметила, что именно для малых и средних
нефтяных предприятий характерны высокие показатели по разведочному бурению, по
вводу новых скважин. «Объективно эти компании будут развиваться в России», —
убеждена глава Ассонефти. В частности, простаивающий фонд скважин в вертикально
интегрированных компаниях — это ниша для малых предприятий, считает она. Надо
создать адекватные условия передачи этих скважин в разработку малым компаниям,
ведь сегодня в России простаивает 16% эксплуатационного фонда скважин.
Елена Корзун считает, что к предприятиям малого и
среднего бизнеса должны быть отнесены компании с численностью работающих не
более 200 человек и годовым оборотом не более 400 млн руб., с долей выручки от
продажи сырья не менее 70 процентов.
Директор Департамента нефтегазового комплекса
Министерства энергетики РФ Виталий Караганов признал, что «несправедливы изъятия
из закона», касающиеся нефтянки в малом бизнесе. Если законодательство о малом
бизнесе будет распространяться и на нефтегазовую отрасль, то «каких-то потерь не
понесем в плане бюджета, но создадим стабильность в социальной сфере», отметил
он.
Заместитель председателя правительства ХМАО
Владимир Карасев видит неоспоримые преимущества малых предприятий: они «более
мобильны, динамичны в принятии решений».
По мнению директора Департамента госрегулирования
тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Михаила
Курбатова, не стоит сужать поставленные задачи до добывающих предприятий,
аналогичные проблемы есть и у нефтесервиса.
Выступление представителя Минфина Рубена Саакяна
по сути свелось к уклончивому замечанию о том, что задача его ведомства —
«обеспечить прозрачное налоговое администрирование». Готов ли Минфин к снижению
налогов на малую нефтянку — осталось не вполне понятно.
На заседании отмечалось, что разработка правовых
механизмов господдержки малых и средних предприятий нефтегазового комплекса
должна быть направлена на более интенсивное привлечение их к разработке
месторождений, создание благоприятных условий для их деятельности на рынке.
В итоге был предложен комплекс мер, требующих
«скорейшего законодательного решения». Прежде всего это определение критериев,
отражающих особенности недропользования и позволяющих относить малые и средние
нефтяные компании к сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, необходимо
обеспечить условия для привлечения в этот сектор инвестиций, в том числе
долгосрочных кредитов. Требуется правовое пространство для эффективного
взаимодействия ВИК и малых нефтедобывающих компаний при передаче прав на
разработку месторождения и при совместной добыче. Ставится задача разработать
дифференцированное налогообложение нефтегазовых компаний. Необходим равноправный
доступ к производственной и транспортной инфраструктуре, к мощностям по
переработке нефти и к недрам.
Пока не решено окончательно, как надо действовать:
вносить поправки в действующий закон о малом бизнесе или написать новый,
специальный закон о государственной поддержке малого и среднего бизнеса в
нефтегазовом комплексе.
Комитет создает рабочую группу для решения
названных проблем. Она и определит, какими путями будут достигнуты поставленные
задачи. В любом случае, это заседание можно считать знаковым и поворотным,
поскольку затронут пласт проблем, накопленных за много лет в одной из важнейших
отраслей. Остается надеяться, что рабочая группа будет действовать оперативно,
вопреки известной шутке: «Хочешь похоронить вопрос — создай по нему комиссию».
В заключение Ю. Липатов произнес слова,
отражающие, пожалуй, самую суть проблемы: малый бизнес в нефтяной отрасли — это
не просто некие обезличенные компании, «это люди, с которыми надо заниматься и к
которым надо прислушиваться». |