Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив журналов

 

Март 2009
 

Необходима лишь добрая воля

 

Модернизация ЖКХ на основе малой энергетики — путь к быстрому развитию страны и снижению тарифов для населения

 

Георгий ЛЕОНТЬЕВ,
член Комитета Госдумы РФ по энергетике,
председатель подкомитета по малой энергетике

 

В мае Комитет Госдумы по энергетике планирует обсудить на расширенном заседании перспективы развития малой энергетики. Хотелось бы высказать свою точку зрения по данной проблеме.

  return_links(1); ?>

В условиях экономической нестабильности значительно увеличивается значение экономической эффективности используемых ресурсов, стоимости тепла и электроэнергии, услуг жилищно-коммунального хозяйства. Именно сейчас необходимо еще раз оценить существующие основные принципы построения энергетического хозяйства России.

Настало время вернуться к обсуждению вопросов, чему отдать приоритет — малой или крупной энергетике, развитию совместной выработки тепловой и электрической энергии или раздельному производству каждого из этих видов. Строить новую стратегию развития энергетики и модернизации ЖКХ можно только после получения однозначных ответов на данные вопросы.

Не менее важен вопрос, кто является заказчиком на реализацию новых проектов в области энергетики и ЖКХ. Безусловно, конечным потребителем услуг является население, но его интересы в большинстве случаев представляют муниципалитеты или администрации субъектов РФ.

  return_links(); ?>

Региональные и муниципальные бюджеты ограничены. Поэтому надо либо сформировать федеральный фонд, который будет основным соинвестором таких проектов, либо предусмотреть иной механизм. Например, переориентировать обязательства генерирующих компаний, взятые по инвестиционным контрактам во время реструктуризации РАО «ЕЭС России», на выполнение более перспективных проектов. При этом надо учесть, что Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. была принята до кризиса. Одним из перспективных направлений может стать устранение энергодефицита в наиболее проблемных районах. При этом развитие малой генерации приближает производство энергии к потребителю и сокращает затраты на транспортировку.

Модернизация ЖКХ на основе отечественных разработок в области малой энергетики может стать локомотивом выхода из кризиса для смежных отраслей — металлургии, трубной и машиностроительной промышленности, — поскольку в условиях падения цен на сырье и металлы может создать платежеспособный внутренний спрос.

По прогнозам, к 2010 г. выработает свой ресурс около половины мощностей ТЭС и ГЭС, а к 2020 г. этот показатель возрастет до 70%. Поэтому страна нуждается в тысячах малых ТЭЦ. Их строительство позволит обеспечить экономию топлива, бережное природопользование, экономить инвестиции. Кроме того, будут созданы независимые производители электроэнергии — новые участники рынка.

Не менее актуальны и задачи локального характера — снабжения энергоресурсами районов на уровне муниципального образования, вплоть до отдельно взятых промышленных предприятий. На основе малой энергетики это будет дешевле, быстрее и эффективнее. Основная идея — услуга должна быть доведена до потребителя.

Основу малой энергетики России составляют до 50 тыс. различных электростанций (более 98% из них дизельные) средней единичной мощностью 340 кВт и суммарной мощностью 17 млн кВт (8% от общей установленной в России мощности). Они вырабатывают до 50 млрд кВт•ч и потребляют около 
17 млн т у.т. в год. Несмотря на относительно скромную долю малой энергетики в общем энергобалансе страны, ее значимость чрезвычайно велика.

В качестве энергоисточников в малой энергетике используются:

• установки на базе органического топлива — дизельные (ДЭУ), бензиновые (БЭУ), газотурбинные (ГТУ), парогазовые (ПГУ);

• установки на базе возобновляемых энергоносителей — малые гидростанции (МГЭС), ветроэнергетические установки (ВЭУ), на биотопливе, геотермальные, приливные, фотоэлектрические и солнечные коллекторы (СК);

• различные сочетания, называемые гибридными схемами.

Все большее внимание в малой энергетике привлекают дизельные электротепловые станции (ДЭТС), обеспечивающие комбинированную выработку электричества и тепла за счет утилизации тепловых потерь с выхлопными газами, а также газодизельные электростанции на природном газе. Весьма перспективны атомные электростанции и атомные ТЭЦ малой мощности (1—10 МВт), в том числе плавучие. С развитием технологий эффективными могут стать электрохимические электростанции (топливные элементы).

Эти и другие достижения широко представлены на рынке, но большинство из них производится на основе зарубежных комплектующих, а чаще импортируется.

Государственная политика должна быть направлена не на искусственное сдерживание розничных цен на энергоресурсы, а на создание правил игры, обеспечивающих бурный рост этого сектора экономики. Возможно, «муниципализация» источников энергии — это и есть путь к быстрому развитию страны. Учитывая низкую стоимость, высокие технические параметры, компактность и сжатые сроки создания малых генерирующих комплексов (МГК), возможен существенный рост доходов территорий.

Со стороны мэрий (муниципалитетов) необходимы лишь добрая воля, политическая поддержка, земельный участок для размещения МГК и гарантия сбыта тепла и электроэнергии.

Темпы развития отечественной малой и нетрадиционной энергетики значительно уступают мировым. Мешает отсутствие государственной стратегии, целей, программ и соответствующих законов, низкая платежеспособность потребителей, недостаток инвестиций и стимулирования малой и нетрадиционной энергетики, неразвитая инфраструктура разработок, производства, внедрения и сервиса, системы подготовки кадров и т.д.

Опыт развитых стран показывает, что строительство ТЭЦ малой мощности взамен крупных энергоблоков позволяет уменьшить затраты в модернизации энергетики до 30%. Программы строительства энергоблоков малой мощности активно стимулируются в США, Великобритании, в странах Евросоюза. В Испании 16% электроэнергии вырабатывается на малых станциях.

В индустриально развитых странах в последние два десятилетия бурное распространение получили возобновляемые или нетрадиционные источники энергии (НВИЭ) — малые ГЭС, геотермальные, волновые и приливные электростанции, а также электростанции на муниципальных отходах и на биомассе (сельскохозяйственные и растительные отходы).

Определяя направления развития малой энергетики, необходимо учитывать не только возможность обеспечения соответствующим видом топлива сейчас и на длительную перспективу, но и изменение его стоимости. В первую очередь это относится к стоимости дизельного топлива и природного газа. То, что выгодно сегодня, завтра может оказаться нерентабельным.

С учетом изложенного основными задачами являются:

• создание дополнительных мощностей за счет ввода в эксплуатацию объектов малой и нетрадиционной энергетики;

• производство и сбыт электричества и тепла установок малой мощности;

• сокращение объемов привозного моторного топлива в районах децентрализованного энергоснабжения за счет использования высокоэффективных энергоустановок, в том числе возобновляемых;

• повышение энергетической и экологической безопасности и, как следствие, улучшение качества жизни населения, снятие социальной напряженности, в том числе сокращение чрезвычайных ситуаций из-за нарушения энергоснабжения.

Должны быть разработаны единая научно-техническая политика и стратегическое планирование в области малой энергетики, проведены модернизация и техническое перевооружение в этой сфере.

В законодательстве надо предусмотреть приоритетное использование местных видов топлива и возобновляемых источников энергии для снабжения потребителей, которые не подключены к Единой энергетической системе России.

Условия присутствия новых инвесторов и обеспечение доступа будущих собственников к строительству электростанций должны быть обеспечены законодательно. Только в этом случае будет дан импульс развитию малой энергетики, появятся новые заказы и объемы стабильной работы, новые рабочие места, оживится рынок поставок энергетического оборудования и услуг по сооружению электростанций.

При подготовке законов, актов и правил присоединения частных малых энергетических установок к энергосистеме следует шире использовать опыт европейских стран. Они поощряют совместные предприятия и сотрудничество в сфере ЖКХ между электрическими компаниями и фирмами, производящими энергетические установки. В этих странах действуют налоговые скидки и субсидии на процентную ставку при покупке в кредит и по лизингу, предоставляются субсидии, умеренные ставки амортизационных отчислений. Промышленные предприятия получают стимулы для расширения производства энергетического оборудования при использовании новых технологий. Стимулируется развитие рынка возобновляемых источников электроэнергии.

Для выполнения широкомасштабной программы создания децентрализованных генерирующих комплексов также необходимо законодательно решить ряд фундаментальных вопросов. ФСК ЕЭС надо обеспечить присоединение генерирующих комплексов мощностью не больше 5 МВт к единой энергосистеме с сооружением необходимых линий и электрических подстанций за счет инвестиционной составляющей тарифа ФСК, без взимания с МГК платы за присоединение. Газпром должен оказывать содействие в подключении МГК к газоснабжению в необходимых объемах. По моему мнению, надо обеспечить долевое участие государства в собственности новых генерирующих комплексов в размере не менее 25% плюс одна акция (редакция не всегда разделяет мнение авторов. — Прим. ред.).

Участники рынка малой энергетики должны иметь неотъемлемое право подключения к сетям и гарантии полного сбыта своей энергопродукции — такова мировая практика.

Государству необходимо инвестировать средства в развитие энергетического машиностроения. В настоящее время российские производители обеспечивают лишь малую часть оборудования для производства электроэнергии и тепла, хотя отечественные разработки не уступают зарубежным, а часто и превосходят их. Чтобы стимулировать развитие отечественного энергетического машиностроения, надо создать сеть технопарков. Они обеспечат условия и сопровождение деятельности научно-производственных коллективов на всех этапах разработки и внедрения инноваций — от «идеи» до опытного образца.

Для отбора перспективных идей и проектов необходимо создать Экспертный совет, обязательно с участием независимых экспертов.

Миссия технопарков — привлечение, развитие и внедрение высокотехнологичных идей и проектов для экономического процветания России.

Цели деятельности технопарков:

• привлечение и развитие современных отечественных и зарубежных технологий для создания продукции, определяющей прогресс в структурообразующих отраслях промышленности;

• создание условий для формирования научных коллективов, в том числе с привлечением кадров ведущих высших учебных заведений Москвы, содействие сокращению «утечки мозгов» за границу;

• оказание поддержки небольшим научным коллективам, содействие развитию малого бизнеса Москвы путем создания особых преференций на территории технопарка, а также сопровождения текущей деятельности таких организаций (юридического, патентного, бухгалтерского и т.п.);

• укрепление и развитие связей между научными организациями и промышленными предприятиями — потенциальными пользователями продукции технопарка;

• создание новых рабочих мест в Москве;

• привлечение к научно-исследовательской, конструкторской деятельности молодежи (в том числе школьного возраста).

Ввиду государственной важности развития инноваций, отмеченной правительством России, предполагается привлечение государственных инвестиций для приобретения, развития и внедрения самых современных технологий.

Предполагается создание открытых акционерных обществ (ОАО) двумя-тремя стратегическими инвестороми.

Кроме того, в рамках структуры технопарка возможно создание специализированного финансового института — венчурного фонда. Естественно, финансирование инноваций рискованно, однако риски эти в полной мере окупятся при промышленном применении новых разработок. Причем здесь важен не только финансовый аспект, но и престиж России.

Подведем итоги. Сегодня существует несколько путей модернизации ЖКХ, результатом которой, помимо технических аспектов, должно стать снижение тарифов для населения. Эти вопросы взаимосвязаны. Если пойти путем ремонта существующих сетей, котельных, строительства новых объектов, руководствуясь существующей методологией (удаленность объектов от населенных пунктов, «латание дыр» в сетях, использование устаревших технологий), это не приведет к желаемым результатам. Затраты будут постоянно расти, а соответственно, и тарифы. Оптимальной и прогрессивной видится модернизация ЖКХ путем развития малой энергетики на основе новых технологий, посредством автономизации объектов ЖКХ, их приближения к социальной инфраструктуре.

Предлагаемые меры будут позитивно восприняты населением, так как приведут к снижению тарифов на коммунальные услуги.  
 
 

 

 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru