|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Февраль 2009 г. |
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
Энергетическая мечта Барака Обамы
|
|
|
Следует особо подчеркнуть, что из сформированного суммарного стабилизационного фонда в 1, 1 трлн долл. на реализацию широко разрекламированной ранее демократами новой энергетической политики планируется выделить всего лишь около 80 млрд. долл. или 7, 3%, что вызывает естественные сомнения в ее быстром и результативном старте. Такие ассигнования пока явно не соответствуют главной заявленной задаче энергетического плана Обамы - последовательной замене импортной нефти и прочих видов минерального топлива путем развития экономики "чистой энергии" с преобладанием возобновляемых энергетических источников.
|
|
|
Андрей КОРНЕЕВ,
руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН, к.э.н.
|
|
|
В феврале 2009 г. новый президент США Барак Обама подписал пакет антикризисных
законов, направленных на стабилизацию экономического положения в стране путем
осуществления дополнительных целевых бюджетных расходов в 787 млрд. долларов.
При этом он также получил доступ к 315 млрд. долл., оставшихся
неизрасходованными от введенного в действие в прошлом году Джорджем Бушем
антикризисного "Плана Полсона".
Весь пакет экономических мер нового правительства и его энергетическая часть
вызвали яростную критику непримиримой республиканской оппозиции: за
экономический план Обамы не проголосовал ни один из ее представителей в нижней
палате Конгресса и лишь три сенатора-республиканца сочли возможным его одобрить.
Таким образом, идеалистические мечты новоизбранного президента о двухпартийном
единстве взглядов при принятии стратегических решений ради благополучия страны
впервые больно столкнулись с прагматической кризисной реальностью несовпадающих
групповых интересов. Программа глубокого вмешательства государства в экономику,
подготовленная Обамой и его соратниками, демонстрирует решимость нового
президента попытаться активно воздействовать на течение кризиса, но результаты
этих действий на данном этапе далеко не очевидны.
Обама сформулировал свою энергетическую программу в предшествующий период
высоких цен на топливо и стабильного экономического роста. Быстро наступившая
современная рецессия и спад ценовых показателей существенно ограничили
возможности государственных расходов, а также кардинально изменили оптимальные
целевые приоритеты регулирования. Тем не менее корректирующих изменений в
энергетический план действий новой администрации пока внесено не было.
Следует особо подчеркнуть, что из сформированного суммарного стабилизационного
фонда в 1, 1 трлн долл. на реализацию широко разрекламированной ранее
демократами новой энергетической политики планируется выделить всего лишь около
80 млрд. долл. или 7, 3%, что вызывает естественные сомнения в ее быстром и
результативном старте. Такие ассигнования пока явно не соответствуют главной
заявленной задаче энергетического плана Обамы - последовательной замене
импортной нефти и прочих видов минерального топлива путем развития экономики
"чистой энергии" с преобладанием возобновляемых энергетических источников.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Энергетический план демократов включает шесть главных целей: сокращение выбросов
разрушающих окружающую среду энергетических углеродных загрязнений; приоритетное
субсидирование более чистых и безопасных энергетических технологий; поддержка
новых производительных технологий получения биотоплива; гарантированное
достижение независимости экономики США от импортных топливных поставок; рост
энергоэффективности национальной экономики и подъем уровня энергосбережения;
восстановление американского лидерства в международных программах ограничения
загрязнений окружающей среды, борьба с неблагоприятными изменениями климата.
Энергетическая политика Обамы однозначно нацелена на постепенное существенное
изменение структуры американского энергетического баланса в рамках более
активного использования возобновляемых источников, однако ее реализация может
встретить значительные трудности и потребует крупных инвестиционных ресурсов,
реально доступных лишь после выхода страны из текущего финансового кризиса.
Используя создавшееся временное подавляющее большинство демократов в составе
Конгресса, Барак Обама надеется уже в текущем году, независимо от
противодействия республиканцев, ввести в действие ряд жестких нормативных
природоохранных ограничении, активизировать торговлю квотами сверхнормативных
энергетических загрязнений окружающей среды, резко повысить общий уровень
налогообложения крупных нефтяных корпораций, а также законодательно устранить
многочисленные прямые и косвенные льготы для традиционного нефтегазового
бизнеса, введенные за последние годы республиканцами, что увеличит общие
поступления в госбюджет за последующие 10 лет на 31, 5 млрд. долларов.
В рамках своего первого ежегодного послания об экономическом положении в стране,
представленного на совместном заседании обеих палат Конгресса в конце февраля
2009 г., американский президент вновь подтвердил приверженность солнечной
энергии, гибридным автомобилям и планам ускоренной прокладки новых линий
электропередачи и топливных трубопроводов по специальным выделенным в
централизованном порядке региональным энергетическим коридорам.
Поставив задачу удвоения за три года доли возобновляемых энергетических
источников, он предложил законодателям срочно принять дополнительный
законопроект, предусматривающий ускорение фундаментальных исследований и
прикладных энергетических разработок, комплексное внедрение профильных
нововведений и выделение целевых федеральных субсидий на сумму 15 млрд. долл. в
год. Эти меры призваны стимулировать выпуск высокопроизводительных
ветроэнергетических установок, полупроводниковых фотоэлектрических панелей,
новых видов биологического топлива, оборудования для малоотходных угольных
электростанций, легковых и грузовых автомобилей повышенной топливной
экономичности с обязательным условием производства всех комплектующих и их
окончательной сборки только в пределах США с целью приоритетного создания новых
рабочих мест для американских граждан.
В целом энергетическая программа демократов предусматривает, что в предстоящие
10 лет на развитие более эффективных и чистых энергетических технологий,
создание около 5 млн дополнительных рабочих мест на новых предприятиях по
производству энергоносителей, не связанных с минеральным сырьем, а также на
повышение доли энергии на возобновляемой основе с нынешних незначительных 7% до
желательных к 2020 г. 25% должно быть привлечено не менее 150-180 млрд. долл.
прямых капиталовложений. Характеризуя сложность этой задачи, новый министр
энергетики США, нобелевский лауреат Стивен Чу сравнил ее по значимости и
масштабам со второй промышленной революцией.
Для предотвращения угрозы глобального потепления программа Обамы предполагает активные и последовательные
действия исполнительной и законодательной властей по снижению к 2050 г. выбросов
в атмосферу парниковых газов с американской территории не менее чем на 80%.
Решению транспортных проблем должны способствовать законодательные меры и
субсидии, нацеленные на выпуск к 2015 г. на американских заводах не менее 1 млн
новых гибридных автомобилей с топливной экономичностью на уровне 150 миль
пробега на 1 галлон (3, 8 л) топлива.
Входе изнурительного предвыборного марафона по тактическим соображениям Б. Обама
был вынужден отказаться от своей первоначальной жесткой оппозиции открытию
американского континентального шельфа для разведочного и эксплуатационного
бурения, однако сохранил программные положения о необходимости снизить общий
уровень потребления нефти внутри страны, сократить импорт топлива, повысить
энергосбережение при эксплуатации всех транспортных средств, а также
способствовать внедрению новых низкоуглеродных топливно-энергетических циклов.
Снижение транспортного энергопотребления и диверсификация первичных источников
энергии должны, по его замыслу, обеспечить возможность для США уже через 10 лет
полностью отказаться от прямого нефтяного импорта из Венесуэлы, а также стран
Ближнего и Среднего Востока.
В качестве первоочередной меры для облегчения финансового положения
американского населения намечено снизить ежегодную налоговую нагрузку в размере
1 тыс. долл. на каждую американскую семью за счет немедленного введения
дополнительного федерального налога на избыточные прибыли нефтяных компаний. Для
стабилизации внутренних цен на жидкое топливо планируется жестко пресекать все
попытки массовых спекуляций в оптовой и розничной торговле, а также использовать
выведение на рынок на компенсационной основе дополнительных объемов нефти из
подземных запасов федерального стратегического нефтяного резерва, который будет
увеличен в 1, 5 - 2 раза.
Ускоренную замену старых автомобилей на новые должны будут стимулировать более
строгие федеральные нормы топливной экономичности для всех видов транспорта,
введение единого национального низкоуглеродного топливного стандарта, а также
целевых налоговых скидок в размере до 7 тыс. долл. при покупке новых
энергосберегающих транспортных средств.
Для сокращения энергетических потерь в коммунальном хозяйстве предусмотрено
ежегодное проведение работ по монтажу дополнительной теплоизоляции в 1 млн
индивидуальных жилых домов и квартирных комплексов с выделением федеральных и
местных целевых субсидий для их владельцев. Планируется также активизировать
федеральную программу внедрения технологий "чистого угля", завершить
строительство трансаляскинского магистрального газопровода, расширить сеть
местных газораспределительных трубопроводных сетей, приступить к эксплуатации
национальной системы комплексных транспортных энергетических коридоров,
реконструировать устаревшие энергоблоки тепловых, атомных и гидравлических
электростанций, повысить пропускную способность и надежность работы линий
электропередачи, ввести в действие более совершенные компьютеризированные
системы дистанционного контроля и диспетчерского управления всеми
территориальными энергосистемами.
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ "ЧИСТОЙ ЭНЕРГИИ"
Главное внутреннее противоречие американской внешнеэкономической политики,
которое предстоит преодолеть Б. Обаме, заключается в том, что в рамках выгодного
для себя монополярного подхода США стали прямо и косвенно способствовать
созданию более "глобализированного" мира, объективно требующего таких совместных
действий различных стран, как координация макроэкономического регулирования,
обеспечение энергетической безопасности, решение проблем "несостоятельных
государств" и затяжных вооруженных региональных конфликтов вокруг энергетических
ресурсов, предотвращение глобальных эпидемий и сокращение выбросов углекислого
газа в атмосферу.
Тем не менее вместо того, чтобы создавать новые и укреплять существующие
международные институты, призванные решать эти проблемы, многие односторонние
американские действия ради быстрого достижения собственных краткосрочных
внешнеполитических целей в последние годы лишь ослабляли имеющиеся международные
структуры. Ключевая задача для избранного президента - не просто воспользоваться
существенным временным сдвигом в расстановке внутренних политических сил в свою
пользу, но и попытаться заново сформулировать новые эффективные национальные
внешнеполитические доктрины, стимулирующие экономический рост и
внешнеэкономические связи с учетом интересов всех других ведущих государств на
мировой арене, как это смог сделать в ходе выхода из Великой экономической
депрессии президент Франклин Рузвельт в начале 30-х годов прошлого века. Пока
таких подходов в работе команды Обамы не просматривается, и на избранном им пути
достижения одностороннего внутреннего энергетического лидерства США ожидает
немало трудностей и опасных подводных камней.
Современная структура американского энергетического баланса обладает
значительной инерционностью и по имеющимся прогнозам на перспективу до 2030 г.
существенно не изменится (. В настоящее время доля всех возобновляемых
источников не превышает 7%, а через 20 лет нефть, уголь и газ, по всей
вероятности, будут продолжать обеспечивать не менее 80% суммарного спроса на
энергию.
Сложившиеся соотношение ведущих используемых энергоносителей смогло бы заметно
трансформировать лишь начало массового применения водорода на транспорте, в
промышленности и в быту, однако по техническим, ресурсным и финансовым причинам
этот этап вряд ли сможет быть реализован ранее 2050 года. Хотя суммарные затраты
на федеральные исследовательские проекты в области возобновляемой энергетики за
последние 35 лет составили около 117 млрд. долл., при этом так и не удалось
обеспечить ее рентабельности. Как уже показала практика, во многих случаях
производство этанола и других видов биотоплива требует больших собственных
энергетических затрат, отнимает отграниченные посевные площади у
продовольственных культур и способствует неоправданному росту цен на продукты
питания.
По оценкам ведущих американских нефтегазовых компаний, не поддерживающих план
Обамы, в настоящее время реальная энергетическая независимость страны
практически недостижима, экономика в любом случае будет продолжать потреблять
больше топлива, чем его способна поставлять истощенная внутренняя ресурсная
база, а повышенные бюджетные затраты на убыточные возобновляемые виды энергии не
смогут окупиться в обозначенные сроки. В этой связи с корпоративной точки зрения
гораздо более разумно было бы вкладывать ограниченные средства стабилизационного
пакета в энергосбережение, геологическую разведку, дополнительное бурение и
целевую инновационную поддержку традиционного топливного бизнеса, переживающего
трудные времена из-за кризисного падения цен.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|