Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергетическая мечта Барака Обамы

 
   

Следует особо подчеркнуть, что из сформированного суммарного стабилизационного фонда в 1, 1 трлн долл. на реализацию широко разрекламированной ранее демократами новой энергетической политики планируется выделить всего лишь около 80 млрд. долл. или 7, 3%, что вызывает естественные сомнения в ее быстром и результативном старте. Такие ассигнования пока явно не соответствуют главной заявленной задаче энергетического плана Обамы - последовательной замене импортной нефти и прочих видов минерального топлива путем развития экономики "чистой энергии" с преобладанием возобновляемых энергетических источников.

 

 
 

Андрей КОРНЕЕВ,
руководитель Центра проблем энергетической безопасности
Института США и Канады РАН, к.э.н.

 
  В феврале 2009 г. новый президент США Барак Обама подписал пакет антикризисных законов, направленных на стабилизацию экономического положения в стране путем осуществления дополнительных целевых бюджетных расходов в 787 млрд. долларов. При этом он также получил доступ к 315 млрд. долл., оставшихся неизрасходованными от введенного в действие в прошлом году Джорджем Бушем антикризисного "Плана Полсона".

Весь пакет экономических мер нового правительства и его энергетическая часть вызвали яростную критику непримиримой республиканской оппозиции: за экономический план Обамы не проголосовал ни один из ее представителей в нижней палате Конгресса и лишь три сенатора-республиканца сочли возможным его одобрить.

Таким образом, идеалистические мечты новоизбранного президента о двухпартийном единстве взглядов при принятии стратегических решений ради благополучия страны впервые больно столкнулись с прагматической кризисной реальностью несовпадающих групповых интересов. Программа глубокого вмешательства государства в экономику, подготовленная Обамой и его соратниками, демонстрирует решимость нового президента попытаться активно воздействовать на течение кризиса, но результаты этих действий на данном этапе далеко не очевидны.

Обама сформулировал свою энергетическую программу в предшествующий период высоких цен на топливо и стабильного экономического роста. Быстро наступившая современная рецессия и спад ценовых показателей существенно ограничили возможности государственных расходов, а также кардинально изменили оптимальные целевые приоритеты регулирования. Тем не менее корректирующих изменений в энергетический план действий новой администрации пока внесено не было.

Следует особо подчеркнуть, что из сформированного суммарного стабилизационного фонда в 1, 1 трлн долл. на реализацию широко разрекламированной ранее демократами новой энергетической политики планируется выделить всего лишь около 80 млрд. долл. или 7, 3%, что вызывает естественные сомнения в ее быстром и результативном старте. Такие ассигнования пока явно не соответствуют главной заявленной задаче энергетического плана Обамы - последовательной замене импортной нефти и прочих видов минерального топлива путем развития экономики "чистой энергии" с преобладанием возобновляемых энергетических источников.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Энергетический план демократов включает шесть главных целей: сокращение выбросов разрушающих окружающую среду энергетических углеродных загрязнений; приоритетное субсидирование более чистых и безопасных энергетических технологий; поддержка новых производительных технологий получения биотоплива; гарантированное достижение независимости экономики США от импортных топливных поставок; рост энергоэффективности национальной экономики и подъем уровня энергосбережения; восстановление американского лидерства в международных программах ограничения загрязнений окружающей среды, борьба с неблагоприятными изменениями климата.

Энергетическая политика Обамы однозначно нацелена на постепенное существенное изменение структуры американского энергетического баланса в рамках более активного использования возобновляемых источников, однако ее реализация может встретить значительные трудности и потребует крупных инвестиционных ресурсов, реально доступных лишь после выхода страны из текущего финансового кризиса. Используя создавшееся временное подавляющее большинство демократов в составе Конгресса, Барак Обама надеется уже в текущем году, независимо от противодействия республиканцев, ввести в действие ряд жестких нормативных природоохранных ограничении, активизировать торговлю квотами сверхнормативных энергетических загрязнений окружающей среды, резко повысить общий уровень налогообложения крупных нефтяных корпораций, а также законодательно устранить многочисленные прямые и косвенные льготы для традиционного нефтегазового бизнеса, введенные за последние годы республиканцами, что увеличит общие поступления в госбюджет за последующие 10 лет на 31, 5 млрд. долларов.

В рамках своего первого ежегодного послания об экономическом положении в стране, представленного на совместном заседании обеих палат Конгресса в конце февраля 2009 г., американский президент вновь подтвердил приверженность солнечной энергии, гибридным автомобилям и планам ускоренной прокладки новых линий электропередачи и топливных трубопроводов по специальным выделенным в централизованном порядке региональным энергетическим коридорам.

Поставив задачу удвоения за три года доли возобновляемых энергетических источников, он предложил законодателям срочно принять дополнительный законопроект, предусматривающий ускорение фундаментальных исследований и прикладных энергетических разработок, комплексное внедрение профильных нововведений и выделение целевых федеральных субсидий на сумму 15 млрд. долл. в год. Эти меры призваны стимулировать выпуск высокопроизводительных ветроэнергетических установок, полупроводниковых фотоэлектрических панелей, новых видов биологического топлива, оборудования для малоотходных угольных электростанций, легковых и грузовых автомобилей повышенной топливной экономичности с обязательным условием производства всех комплектующих и их окончательной сборки только в пределах США с целью приоритетного создания новых рабочих мест для американских граждан.

В целом энергетическая программа демократов предусматривает, что в предстоящие 10 лет на развитие более эффективных и чистых энергетических технологий, создание около 5 млн дополнительных рабочих мест на новых предприятиях по производству энергоносителей, не связанных с минеральным сырьем, а также на повышение доли энергии на возобновляемой основе с нынешних незначительных 7% до желательных к 2020 г. 25% должно быть привлечено не менее 150-180 млрд. долл. прямых капиталовложений. Характеризуя сложность этой задачи, новый министр энергетики США, нобелевский лауреат Стивен Чу сравнил ее по значимости и масштабам со второй промышленной революцией.

Для предотвращения угрозы глобального потепления программа Обамы предполагает активные и последовательные действия исполнительной и законодательной властей по снижению к 2050 г. выбросов в атмосферу парниковых газов с американской территории не менее чем на 80%. Решению транспортных проблем должны способствовать законодательные меры и субсидии, нацеленные на выпуск к 2015 г. на американских заводах не менее 1 млн новых гибридных автомобилей с топливной экономичностью на уровне 150 миль пробега на 1 галлон (3, 8 л) топлива.

Входе изнурительного предвыборного марафона по тактическим соображениям Б. Обама был вынужден отказаться от своей первоначальной жесткой оппозиции открытию американского континентального шельфа для разведочного и эксплуатационного бурения, однако сохранил программные положения о необходимости снизить общий уровень потребления нефти внутри страны, сократить импорт топлива, повысить энергосбережение при эксплуатации всех транспортных средств, а также способствовать внедрению новых низкоуглеродных топливно-энергетических циклов. Снижение транспортного энергопотребления и диверсификация первичных источников энергии должны, по его замыслу, обеспечить возможность для США уже через 10 лет полностью отказаться от прямого нефтяного импорта из Венесуэлы, а также стран Ближнего и Среднего Востока.

В качестве первоочередной меры для облегчения финансового положения американского населения намечено снизить ежегодную налоговую нагрузку в размере 1 тыс. долл. на каждую американскую семью за счет немедленного введения дополнительного федерального налога на избыточные прибыли нефтяных компаний. Для стабилизации внутренних цен на жидкое топливо планируется жестко пресекать все попытки массовых спекуляций в оптовой и розничной торговле, а также использовать выведение на рынок на компенсационной основе дополнительных объемов нефти из подземных запасов федерального стратегического нефтяного резерва, который будет увеличен в 1, 5 - 2 раза.

Ускоренную замену старых автомобилей на новые должны будут стимулировать более строгие федеральные нормы топливной экономичности для всех видов транспорта, введение единого национального низкоуглеродного топливного стандарта, а также целевых налоговых скидок в размере до 7 тыс. долл. при покупке новых энергосберегающих транспортных средств.

Для сокращения энергетических потерь в коммунальном хозяйстве предусмотрено ежегодное проведение работ по монтажу дополнительной теплоизоляции в 1 млн индивидуальных жилых домов и квартирных комплексов с выделением федеральных и местных целевых субсидий для их владельцев. Планируется также активизировать федеральную программу внедрения технологий "чистого угля", завершить строительство трансаляскинского магистрального газопровода, расширить сеть местных газораспределительных трубопроводных сетей, приступить к эксплуатации национальной системы комплексных транспортных энергетических коридоров, реконструировать устаревшие энергоблоки тепловых, атомных и гидравлических электростанций, повысить пропускную способность и надежность работы линий электропередачи, ввести в действие более совершенные компьютеризированные системы дистанционного контроля и диспетчерского управления всеми территориальными энергосистемами.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ "ЧИСТОЙ ЭНЕРГИИ"

Главное внутреннее противоречие американской внешнеэкономической политики, которое предстоит преодолеть Б. Обаме, заключается в том, что в рамках выгодного для себя монополярного подхода США стали прямо и косвенно способствовать созданию более "глобализированного" мира, объективно требующего таких совместных действий различных стран, как координация макроэкономического регулирования, обеспечение энергетической безопасности, решение проблем "несостоятельных государств" и затяжных вооруженных региональных конфликтов вокруг энергетических ресурсов, предотвращение глобальных эпидемий и сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу.

Тем не менее вместо того, чтобы создавать новые и укреплять существующие международные институты, призванные решать эти проблемы, многие односторонние американские действия ради быстрого достижения собственных краткосрочных внешнеполитических целей в последние годы лишь ослабляли имеющиеся международные структуры. Ключевая задача для избранного президента - не просто воспользоваться существенным временным сдвигом в расстановке внутренних политических сил в свою пользу, но и попытаться заново сформулировать новые эффективные национальные внешнеполитические доктрины, стимулирующие экономический рост и внешнеэкономические связи с учетом интересов всех других ведущих государств на мировой арене, как это смог сделать в ходе выхода из Великой экономической депрессии президент Франклин Рузвельт в начале 30-х годов прошлого века. Пока таких подходов в работе команды Обамы не просматривается, и на избранном им пути достижения одностороннего внутреннего энергетического лидерства США ожидает немало трудностей и опасных подводных камней.

Современная структура американского энергетического баланса обладает значительной инерционностью и по имеющимся прогнозам на перспективу до 2030 г. существенно не изменится (. В настоящее время доля всех возобновляемых источников не превышает 7%, а через 20 лет нефть, уголь и газ, по всей вероятности, будут продолжать обеспечивать не менее 80% суммарного спроса на энергию.

Сложившиеся соотношение ведущих используемых энергоносителей смогло бы заметно трансформировать лишь начало массового применения водорода на транспорте, в промышленности и в быту, однако по техническим, ресурсным и финансовым причинам этот этап вряд ли сможет быть реализован ранее 2050 года. Хотя суммарные затраты на федеральные исследовательские проекты в области возобновляемой энергетики за последние 35 лет составили около 117 млрд. долл., при этом так и не удалось обеспечить ее рентабельности. Как уже показала практика, во многих случаях производство этанола и других видов биотоплива требует больших собственных энергетических затрат, отнимает отграниченные посевные площади у продовольственных культур и способствует неоправданному росту цен на продукты питания.

По оценкам ведущих американских нефтегазовых компаний, не поддерживающих план Обамы, в настоящее время реальная энергетическая независимость страны практически недостижима, экономика в любом случае будет продолжать потреблять больше топлива, чем его способна поставлять истощенная внутренняя ресурсная база, а повышенные бюджетные затраты на убыточные возобновляемые виды энергии не смогут окупиться в обозначенные сроки. В этой связи с корпоративной точки зрения гораздо более разумно было бы вкладывать ограниченные средства стабилизационного пакета в энергосбережение, геологическую разведку, дополнительное бурение и целевую инновационную поддержку традиционного топливного бизнеса, переживающего трудные времена из-за кризисного падения цен.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru