Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Хотят регулировать гибко и прозрачно

 
   

В тарифообразовании грядут радикальные перемены

 

 
 

Ведущая рубрики Любовь КИЗИЛОВА

 
  На расширенном заседании Комитета по энергетике, состоявшемся 25 февраля, рассматривался вопрос "О совершенствовании правового механизма в сфере тарифного регулирования энергетики". В заседании приняли участие представители Министерства энергетики, Министерства регионального развития, Федеральной службы по тарифам (ФСТ), Топливно-энергетического комитета Московской области, Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний.

Открывая заседание, председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов подчеркнул важность вопроса тарифного регулирования, который, по его словам, "стоит очень остро". Он добавил, что как раз в этот день, при рассмотрении повестки дня пленарного заседания Госдумы, представители КПРФ предложили утвердить протокольное поручение, в соответствии с которым нижняя палата должна запросить информацию о том, как правительство решает вопросы тарифообразования.

Председатель подкомитета по тарифам Владимир Марков признал, что этот вопрос "вызывает большие споры". В последние месяцы прошлого года, напомнил он, правительство сделало первые шаги в его решении.

В материалах Комитета по энергетике к данному заседанию отмечается, что в условиях кризиса обострились проблемы тарифного регулирования. При этом "особую актуальность приобрел вопрос о разработке государственной тарифно-ценовой концепции".

В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев дал правительству поручение (N Пр-2326 от 30 октября 2008 г.) о разработке концепции государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурных секторах. Эту концепцию и рассматривал Комитет на расширенном заседании. Депутатам предстоит принять ряд законопроектов, которые позволят реализовать на практике поставленные президентом задачи. В кратком виде В. Марков сформулировал их так: во-первых, разрешить ФСТ "более оперативное вмешательство"; во-вторых, обеспечить прозрачность естественных монополий и организаций коммунального комплекса.

Необходимо напомнить, что для усовершенствования системы тарифного регулирования был принят федеральный закон N281-ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Он позволяет правительству принимать решения, "адекватно отвечающие складывающейся экономической ситуации", о досрочном пересмотре тарифов, их предельных уровней и предельных индексов их изменения.

Таким образом, кризис расширил полномочия правительства, дал ему инструмент оперативного вмешательства в тарифную политику. Кроме того, после утверждения правительством стандартов о раскрытии информации субъектами естественных монополий и организаций коммунального комплекса будет обеспечен свободный доступ к информации об их деятельности, отмечается в материалах Комитета.

Из изложенного можно сделать как минимум следующие выводы. Если решено разработать концепцию государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурных секторах - значит, до сих пор такой концепции не существовало. На каких принципах осуществлялась доныне эта политика, остается загадкой.

Если вдруг потребовались стандарты на предоставление информации о деятельности естественных монополий и организаций коммунального комплекса, получается, что до сих пор прозрачности здесь не существовало, эти хозяйствующие субъекты были, что называется, "вещью в себе", и даже правительство до конца не представляло себе полную картину их деятельности?

Между тем в СМИ часто звучали заверения со стороны наших крупных компаний, относящихся к числу естественных монополий, что они становятся все более открытыми и прозрачными. Получается, что этого не было? Тогда остается только удивляться, как в стране могла пройти реформа электроэнергетики в обстановке идеологического и информационного вакуума.

Значит, после вмешательства Д. Медведева, скромно именуемого "поручением правительству", в сфере тарифообразования намечаются просто революционные перемены. Предполагается, что они будут закреплены в ряде нормативных документов. Планы их принятия представила депутатам Федеральная служба по тарифам. Они состоят из двух блоков.

Один из них посвящен приятию подзаконных актов, принимаемых вдогонку за законом N281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные нормативные акты". Они касаются гибкого регулирования тарифов. Все нормативные документы, намеченные в этом плане, предполагается принять во II квартале этого года.

Подготовлен проект постановления правительства, предусматривающий возможность изменения тарифов на электричество и тепло в течение финансового года в случае изменения более чем на 25%средней фактической цены приобретения топливно-энергетических ресурсов на технологические цели относительно цены, учтенной при утверждении тарифов. Проект проходит в настоящее время процедуру межведомственного согласования.

Предстоит принять документы, направленные на решение проблемы перекрестного субсидирования населения за счет прочих потребителей. На согласовании правительства находится законопроект "О системе экономической поддержки отдельных категорий потребителей электрической энергии (мощности)", а также проект постановления "О мерах по реализации социальной политики в сфере потребления электрической энергии".

Планируется принять поправки к закону о "Об электроэнергетике" в части возможности разбивки на две составляющих платы за подключение потребителей к электросетям (за разработку сетевой организацией технических условий и выполнение остальных мероприятий, включая строительные работы).

Кроме того, планируются изменения в законодательство, позволяющие решить вопросы, возникающие при государственном регулировании и контроле над инвестиционными проектами субъектов электроэнергетики. Предстоит внести поправки в закон "О естественных монополиях", направленные на развитие конкурентной среды.

Второй блок мероприятий - принятие стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса. Эти мероприятия намечены на III квартал, что вызвало некоторое сомнение у Ю.Липатова: ведь III квартал - это разгар лета и только начало осени, напомнил он. А летом, как известно, Госдума на каникулах. Так что, вполне возможно, монополии и коммунальщики столкнутся с суровой необходимостью раскрытия информации даже раньше, до конца текущей парламентской сессии.

К числу тех, кому предстоит стать "прозрачными", отнесены: субъекты естественных монополий в сфере электроэнергетики; на железнодорожном транспорте; в области связи; в нефтяной и газовой отраслях; в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; организации коммунального комплекса.

В заключение необходимо добавить, что на расширенном заседании Комитета по энергетике, как и на недавнем заседании Наблюдательного совета РГО в Госдуме подчеркивалась острота двух проблем, обусловленных кризисом неплатежей и угрозой свертывания инвестиций. По словам заместителя председателя Топливно-энергетического комитета Московской области Владимира Мельникова, "неплатежи - больной вопрос, и решения нет".

В докладе заместителя руководителя ФСТ Дмитрия Салькова отмечалось, в частности, что инвестиционные программы в большой энергетике "стоят под вопросом", компании "существенно пересматривают их в сторону сокращения". К числу вызовов, наблюдаемых в энергетике, он отнес также значительное сокращение объемов потребления (хотя со стороны населения, напротив, отмечается некоторый рост).

"Потребители Северного Кавказа за газ практически не платят, за электроэнергию - тоже", - заявил Д. Сальков. Причем не платят крупные предприятия, отметил он и призвал к "юридической ответственности за подобные действия".
Одной из проблем в деятельности ФСТ является отсутствие региональных органов. "В регионах мы работаем с РЭКами, а их структура довольно пестрая, ощущается острая нехватка в отдельных регионах профессиональных кадров", - пояснил замглавы тарифного ведомства.

Он признался, что 20 февраля подписал отмену 27 регуляторных региональных решений: "Надо будет отменять принятые решения, а это весьма болезненный процесс". Результатом регионального тарифного творчества, в частности, является предоставление незаконных льгот для отдельных групп потребителей. Для сельхозпроизводителей, например, только за счет обещанных льгот на железнодорожные тарифы может быть создано 50 млрд. руб. выпадающих доходов, посетовал Д. Сальков. А ведь эти доходы надо чем-то компенсировать, нельзя раздавать льготы направо и налево: чтобы кому-то дать, надо у кого-то отнять, пояснил докладчик.

Даже этих простых и наглядных примеров достаточно, чтобы почувствовать остроту ситуации, сложившейся в энергетической отрасли и усугубившейся в условиях кризиса. Огромный объем законодательной работы, намеченный на заседании Комитета, призван облегчить груз накопившихся проблем. Удастся ли это сделать, покажет время.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru