Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

ENEL меняет мазут на уголь

 
   

В настоящее время итальянская компания ENEL завершает реализацию проекта по переводу жидкотопливной электростанции на уголь.

 

 
 

Денис ЧУЙКОВ, к.т.н.,
специально для МЭ из Рима

 
  Характерной особенностью итальянской энергетики, как и энергетики других европейских государств, является зависимость от импорта углеводородов. После аварии на Чернобыльской АЭС в Италии было принято решение об остановке и демонтаже всех атомных электростанций, находящихся на ее территории. Сегодня в этой стране большая часть электроэнергии производится с использованием природного газа (56%), и лишь 12% приходится на долю угля. Итальянские специалисты считают данное положение неприемлемым, так как оно ставит государство в прямую зависимость от стран-импортеров углеводородов и колебания мировых цен на энергоносители.

Для исправления существующего положения дел в Италии реализуется ряд инициатив, среди которых — развитие возобновляемых источников энергии, возврат к использованию атомной энергетики, а также переоборудование электростанций для сжигания угля вместо углеводородов.

Преимуществом использования угля для производства электроэнергии является его более широкое по сравнению с углеводородами распространение по планете, что позволяет избежать зависимости от стран-экспортеров, уменьшить себестоимость производимой электроэнергии, а также обеспечить более высокий уровень безопасности при использовании, транспортировке и хранении этого топлива.

Сегодня итальянская компания ENEL завершает проект по переоборудованию электростанции Torrevaldaliga Nord, которая находится недалеко от итальянской столицы. Суть модернизации заключается в возможности использования угля вместо мазута.

Перед итальянскими энергетиками изначально ставилась непростая задача: применять топливо, которое имеет меньшую теплоту сгорания и больший уровень выбросов углекислого газа, но в конце концов получать итоговые показатели по эмиссии вредных веществ, не сильно отличающиеся от первоначальных показателей. Проиллюстрируем сложность задачи с помощью конкретных чисел. На старой электростанции использовался мазут с теплотворной способностью около 9000 ккал/кг, который обеспечивал эмиссию 32,98 т углекислого газа при получении 108 Мкал. от сжигания этого топлива. Мазут итальянцы решили заменить на уголь, который имеет явно худшие показатели по теплотворной способности и выбросам СО2: 6000 ккал/кг и 41,24 т/108 Мкал. соответственно.

Рассмотрим основные характеристики старой электростанции. Она была пущена в эксплуатацию в 1986 г. и состояла из четырех блоков суммарной мощностью 2640 МВт. Первоначально электростанция имела КПД около 40,6%, однако к моменту начала реконструкции, которая началась в 2003 г., в результате износа оборудования этот показатель опустился до значения 39%. Кроме того, учитывая высокие и постоянно растущие в то время цены на нефть, компания ENEL старалась в меньшей степени использовать жидкотопливные электростанции и больше нагружать газовые, которые имеют большую эффективность — около 56%. В результате к началу модернизации электростанция Torrevaldaliga Nord в год вырабатывала примерно 10,6 млрд кВт•ч (с числом часов использования установленной мощности около 4000).

В 2003 г. были начаты работы по модернизации этого энергетического объекта. Для сноса старых конструкций потребовалось около четырех месяцев. Общие трудозатраты проекта оцениваются в 15 млн чел./ч. Максимальное количество рабочих, занятых на реконструкции, достигало 3500 чел. при среднем количестве 1600 чел.

Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 1,5 млрд евро. Однако в результате суммарные затраты компании ENEL составили около 2 млрд евро. Как отмечают итальянские эксперты, рост затрат (а одновременно и времени его реализации) в основном был вызван проблемами с согласованием всех этапов строительства с органами местного самоуправления и необходимостью проведения различных дополнительных мероприятий, не относящихся непосредственно к строительству.

Дело в том, что итальянское законодательство требует обязательного согласования всех этапов строительства с местными властями, наделенными правом «вето» на проведение дальнейших работ. Для преодоления запретов на строительство, помимо просто бюрократических действий по обоснованию своих планов, итальянские компании вынуждены участвовать за свой счет в реализации различных социальных программ, увеличивать роялти и т.д., что действительно значительно увеличивает стоимость строительства.

Интересно, что постоянное противостояние с местными властями стимулирует итальянских энергетиков к разработке и реализации интересных и уникальных проектов. К ним относится уже построенный регазификатор, находящийся в открытом море на расстоянии около 20 км от берега, проекты по строительству ветровых электростанций в открытом море, а также электростанций на территории близлежащих государств с последующим соединением с итальянской энергосистемой. Логика этих проектов довольно проста — для строительства в море требуется согласование лишь на уровне правительства, т. к. эта территория принадлежит непосредственно государству, и руководство какой-нибудь маленькой итальянской коммуны, насчитывающей 2000 чел., не сможет потребовать остановки строительства объекта, который будет обеспечивать энергией целую область с населением в несколько миллионов жителей.

Вернемся к Torrevaldaliga Nord. В результате проведенной реконструкции компания ENEL стала обладать электростанцией суммарной мощностью 1980 МВт, которая насчитывает три блока по 660 МВт.Электростанция расположена на берегу моря и оснащена причалами для разгрузки судов с углем, который извлекается из трюмов и попадает на закрытые герметичные ленточные транспортеры. Для исключения распространения угольной пыли внутри транспортеров поддерживается пониженное давление. Как уточняют итальянские специалисты, после извлечения из трюма корабля уголь на их электростанции «больше не видит света», т.к. все последующие операции, связанные с транспортировкой и хранением угля, полностью автоматизированы. С помощью ленточных транспортеров топливо поступает в два куполообразных хранилища, выполненных из стальных и алюминиевых конструкций, из которых впоследствии направляется в топки котлов.

Применение на электростанции современного оборудования увеличило КПД почти до 45%, что позволило итальянским специалистам добиться показателей по выбросам углекислого газа, сравнимых с показателями при использовании мазута.

На Torrevaldaliga Nord используются современные очистные технологии для снижения выбросов в атмосферу вредных веществ. В частности, технология денитрифицирования, прозволяющая преобразовать оксиды азота, присутствующие в выхлопных газах после сжигания угля, в чистый азот с применением газообразного аммиака. Особенностью организации этого процесса на электростанции является производство аммиака непосредственно на месте. Это позволяет снизить риски и затраты, связанные с его транспортировкой. С использованием нового оборудования объемы выбросов оксидов азота были снижены на 61% по сравнению с предыдущей установкой.

Для улавливания частиц, присутствующих в дыме, используются специальные фильтры. Дымовые газы проходят через ткань, которая в состоянии удерживать 99,9% летучей золы. В результате на новой электростанции удалось уменьшить количество выбросов этого типа на 88% по сравнению со старым оборудованием.

Также применяется десульфуратор для уменьшения содержания диоксида серы в дымовых газах с помощью извести. Известь взаимодействует с диоксидом серы и получается гипс. На новом объекте удалось добиться уменьшения выброса диоксида серы на 88%.

На новой Torrevaldaliga Nord реализован полный возврат технологической воды благодаря внедрению современного оборудования. Сбросным теплом планируется отапливать близлежащую оранжерею. Морская вода, которая после ее использования для охлаждения будет иметь повышенную температуру, должна поступать в рыбоводческое хозяйство.

Согласно проекту, материалы, получаемые в результате очистки дымовых газов, также будут использованы. В частности, летучую золу, задерживаемую в фильтрах, планируется применять для производства шлакобетона, а гипс, получаемый после обессеривания, можно будет использовать при производстве гипсокартона.

В ходе строительства станции компанией ENEL был выполнен ряд проектов социального значения, направленных на улучшение экологической и экономической ситуации прилегающих районов. Среди них можно назвать замену воздушной высоковольтной ЛЭП на подземную, очистку побережья от различных отходов, ремонт прилегающих дорог, модернизацию системы распределения электроэнергии в порту близлежащего города, а также различные музыкальные, научные и спортивные мероприятия.

Показатели старой и новой Torrevaldaliga Nord приведены в таблице.

Как видно из таблицы, новая электростанция потеряла в мощности и стала выделять больше углекислого газа на единицу выделяемой энергии. Однако, с учетом сильно возросшего числа часов использования установленной мощности новой станции (до 6500), ее выработка возросла. А увеличение эмиссии СО2, во-первых, незначительно, а во-вторых, осталось ниже европейских норм.

Компания ENEL планирует последовательно вводить в эксплуатацию энергоблоки с интервалом в 6 месяцев, полностью электростанция должна заработать на полную мощность в 2009 году.

По мнению итальянских специалистов, вышеописанный проект по модернизации электростанции можно считать успешным. В будущем ENEL собирается увеличивать количество угольных станций, а используемые при их строительстве технологии стали называть технологии «чистого угля». Сегодня ENEL планирует провести модернизацию еще одной электростанции, однако уже сталкивается с характерным для Италии сопротивлением со стороны органов местного самоуправления.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru