Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Время объединять рынки

 
   

Создание Объединенного азиатского рынка и Азиатской газовой сети — перспектива обозримого будущего.

 

 
 

Георгий ЛЕОНТЬЕВ,
член Комитета по энергетике Госдумы РФ,
председатель подкомитета по малой энергетике

 
  В минувшем году Азиатская парламентская ассамблея рассматривала перспективы создания Объединенного азиатского энергетического рынка (ОАЭР) и концепцию создания Азиатской газовой сети. На заседании Азиатской парламентской ассамблеи был изложен подход нашей страны к этим проблемам.

Pоссия поддерживает усилия по созданию Объединенного азиатского энергетического рынка и выступает за расширение сотрудничества и интеграции на азиатском континенте в сфере энергетики. Это делает более устойчивой экономико-политическую ситуацию в регионе.

Сегодня необходимо установление взаимовыгодных двусторонних отношений между поставщиками и потребителями энергоресурсов с сохранением существенной доли долгосрочных соглашений о поставках газа и о его транспортировке, поскольку проекты создания газовой инфраструктуры отличаются высокой стоимостью и значительными сроками реализации.

Наша страна готова участвовать в развитии различных форм коллективного регионального сотрудничества производителей и потребителей энергоресурсов с учетом характерных для Азии многообразия и разнородности интересов субъектов её рынка. Единственное, что категорически неприемлемо — это следование стратегии использования силы или угроз.

Россия всецело поддерживает усилия, направленные на борьбу с загрязнением окружающей среды на азиатском континенте — тем более, что для многих развивающихся стран Азии активизация природоохранной деятельности может быть связана с риском снижения темпов экономического развития.

Активно осуществляется работа по снижению энергоемкости производства и повышению его энергоэффективности. У России уже есть успехи на этом пути. В соответствии с Энергетической стратегией России до 2020 года удельная энергоемкость ВВП в 2007 г. должна была снизиться по сравнению с 2000 г. на 20%. Фактически она снизилась более чем на 28 процентов.

Однако сделать предстоит еще очень много. Значительное снижение удельной энергоемкости экономики страны связано в основном со структурными трансформациями в экономике и сфере энергопотребления, где относительно малоэнергоемкие составляющие ВВП и промышленности имели опережающие темпы роста по сравнению с энергоемкими. По-прежнему не более 20—25% снижения энергоемкости связано с реализацией имеющегося технологического потенциала энергосбережения.

Предпринимаются шаги, направленные на повышение энергетической эффективности электроэнергетики за счет использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и энергетически эффективных технологий.

Общий технологический потенциал энергосбережения в России оценивается в 350 млн тонн условного топлива. В их числе потенциал экономии при производстве электроэнергии — около 60 млн т у.т.; в промышленности как потребителе энергии — около 80 млн т у.т.; в производстве, передаче и распределении тепловой энергии — около 80 млн т у.т; в снижении непроизводительных энергопотерь в зданиях — около 130 млн т у.т.

Для устранения энергетических барьеров социально-экономического развития страны, использования имеющегося потенциала энергосбережения необходимо добиться снижения энергоемкости ВВП страны к 2020 г. не менее чем на 40% по отношению к 2007 г. Чтобы достичь этого, надо принять ряд мер. В их числе — запрет на использование энергорасточительных технологий, нормативы энергоэффективности и штрафы за их нарушение, маркировка товаров по уровню энергоэффективности. Для создания образцов энергосберегающих технологий нового поколения необходимо поддержать развитие машиностроения, стимулировать развитие технического консалтинга — энергетического аудита через специальные проекты, реализуемые в рамках программы поддержки развития малого бизнеса.

Необходимо обеспечить прямую поддержку со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения. Требует повышения энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса.

В июне 2008 г. вышел Указ президента России «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». В связи с этим было дано поручение подготовить и внести в Госдуму РФ законопроекты, которые содержали бы экономические механизмы, стимулирующие применение энергосберегающих и экологически чистых технологий, а также законопроекты, направленные на усиление ответственности за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Эти поручения успешно выполняются. Сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ находятся проекты законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики». Они приняты в первом чтении 21 ноября 2008 г.

Концепция Азиатской газовой сети (АзГС) в целом представляется важной и своевременной, а необходимость коллективного регионального сотрудничества в данной сфере не вызывает сомнения. Процесс формирования единого евразийского рынка газа уже идет, хотя пока этот рынок состоит из достаточно изолированных сегментов (европейский рынок, включающий европейскую часть России и страны СНГ, азиатский рынок СПГ и отдельные азиатские рынки сетевого газа). Планы по строительству новых газопроводов — Центральная Азия—Китай, Набукко, Иран—Индия, Восточная Сибирь России—Китай и другие — делают физическое соединение рынков вопросом обозримого будущего.

Вместе с тем, представленная концепция не дает ответов на целый ряд вопросов.

Так, одной из целей разрабатываемой концепции обозначено содействие «наиболее разумным, экономичным и оптимизированным транзитным и транспортным энергомаршрутам в Азии». Однако в представленных материалах не дается разъяснений относительно того, за счет каких факторов будет достигнута более эффективная транспортировка (оптимизация транзитных тарифов, маршрутов, диспетчеризации или какие-то другие способы).

Еще одной целью названо «снижение стоимости энергоносителей». Однако такая цель не может служить стимулом, например, для России и ряда других азиатских стран — экспортеров газа. Думаю, за основу разработки концепции АзГС должны быть взяты положения, более сбалансированные с точки зрения учета интересов потребителей и поставщиков газа.

Следует отметить, что Россия в силу своего географического положения может выступать в качестве оператора азиатского газового рынка, оказывая услуги по диспетчеризации его потоков и транспортировке практически в любую точку евроазиатской системы, балансировке спроса и предложения и хранению.

Нельзя также не отметить, что концепция АзГС в первую очередь ориентирована на Ближневосточный регион и обеспечение его интересов. В частности, отсутствует газопровод из России в Турцию, отсутствует даже упоминание о Китае и всех планируемых газопроводах в его направлении, не указаны такие производители СПГ в Тихоокеанском бассейне, как Малайзия, Индонезия, Австралия и ряд других, включая Россию с её крупным перспективным заводом по производству СПГ на Сахалине.

Нуждаются в разъяснении упоминаемые в концепции механизмы снижения стоимости финансирования за счет региональной кооперации, а также, наряду с необходимостью стандартизации качества поступающего в сеть газа как необходимого условия функционирования столь большой газотранспортной системы, не менее важным представляется обеспечение стандартизации контрактных условий поставок, методов расчета тарифов на транспортировку и транзит, правил доступа к транспортным мощностям и многого другого. А это, в свою очередь, означает необходимость создания универсального Сетевого кодекса, регулирующего все упомянутые вопросы и определяющего новую модель торговли газом, включая возможности развития биржевой торговли.

Дополнительная проработка необходима также предложениям концепции АзГС по форме владения газотранспортной системой (ГТС). С учетом ее стратегической роли в экономике каждой из потенциальных стран-участниц газовой сети сложно предположить, что они согласятся передать находящиеся в их собственности участки газопроводов консорциуму частных компаний (а это предлагается в концепции в качестве одного из вариантов). Аналогичные вопросы возникают и в отношении другого, может быть, даже более важного вопроса — полномочий по управлению ГТС.

Российские специалисты готовы участвовать в доработке данной концепции и в решении других задач, направленных на развитие единого азиатского рынка газа.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru