Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Новые инструменты продвижения интересов российского ТЭК

 
   

Сегодня экономическое благополучие России зависит от конъюнктуры цен на сырье и выдвигает на первый план активизацию «энергетической» дипломатии для обеспечения внешнеполитических интересов России в сфере энергетики.

 

 
 

Александр ГОРБАНЬ,
директор Департамента экономического сотрудничества МИД России

 
 
Прошедший 2008 год был насыщен событиями в сфере мировой энергетической политики — глобальный финансовый кризис, переживаемый мировой экономикой, все более отражается на энергетике. Резкие колебания цен на энергоносители, непредсказуемость поведения рынков нефти и газа диктуют необходимость упрочения многостороннего сотрудничества на этом треке, консолидации усилий производителей и потребителей энергоресурсов.

Зависимость экономического благополучия России от конъюнктуры цен на сырьевые товары выдвигает на первый план задачи активизации нашей «энергетической» дипломатии с целью обеспечения внешнеполитических интересов России в энергетической сфере.

Сегодня Министерство иностранных дел РФ оказывает дипломатическую поддержку продвижению приоритетных для национальных интересов страны маршрутов экспорта и транзита энергоносителей, крупных энергопроектов с российским участием. Принимается активное участие в переговорном процессе по оценке воздействия газопровода Nord Stream на окружающую среду в трансграничном контексте в рамках Конвенции ООН 1991 г.(Эспо). В контактах с Евросоюзом активно продвигается тезис о необходимости признания общей ответственности за судьбу проекта, который призван диверсифицировать пути транспортировки энергоресурсов в Европу и тем самым содействовать укреплению энергетической безопасности ЕС. Это особенно актуально с учетом недавнего конфликта с поставками газа через Украину.

Сегодня МИД РФ наладил весьма интенсивное сотрудничество с ведущими отечественными компаниями ТЭК. Проводятся совещания по актуальным проблемам международной деятельности российского ТЭК и глобальной энергетической безопасности. Проходят встречи с руководством ведущих зарубежных энергетических компаний, оказывается необходимое содействие зарубежным инвесторам, реализующим проекты в ТЭК России.

Новым направлением деятельности министерства стала работа с российскими законодателями. Прошло совещание по проблематике «энергодипломатии», в ходе которого обсуждались аспекты разработки новой редакции Договора к Энергетической Хартии и другие актуальные проблемы энергобезопасности. Интенсивные контакты такого рода доказали свою плодотворность и способствовали повышению эффективности работы ведомства на энергетическом направлении.

Министерство активно содействует углублению диалога по энергетической проблематике с ведущими государствами мира и наиболее авторитетными международными организациями. В частности, ведется согласование Меморандума о взаимопонимании между Россией и ОПЕК. Достаточно интенсивно развивается сотрудничество с МЭА на основе Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере энергетики.

В декабре 2008 г. на министерской встрече в Москве было решено преобразовать Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в полноценную международную организацию со своим уставом и штаб-квартирой. Форум может объективно способствовать не только формированию мирового рынка газа, но и созданию его сбалансированной инфраструктуры, позволяющей через принятие цивилизованных принципов торговли удовлетворять растущий спрос на газ.

В настоящее время МИД РФ прилагает усилия для сохранения энергетической тематики в качестве приоритетной в деятельности «Группы восьми», развития одобренных в Санкт-Петербурге принципов обеспечения равной и взаимосвязанной безопасности потребителей и поставщиков энергии, привлечения к диалогу по этим вопросам «новых индустриальных стран».

Весьма перспективна и предложенная в Санкт-Петербурге идея повышения энергобезопасности посредством обмена активами вместо практикуемой в последнее время в ряде стран тенденции воздвигать новые препятствия для взаимных инвестиций.

Сегодня сохраняется интерес к Договору к Энергетической хартии (ДЭХ) как потенциальному инструменту решения внешнеэкономических задач России в сфере ТЭК. Есть определенные перспективы приведения Договора в соответствие с условиями, сложившимися в мировом топливно-энергетическом комплексе. По нашему мнению, не обязательно изменять текст ДЭХ, т.к. можно добиться желаемого результата при помощи иного инструментария Энергохартии: протоколов пониманий, деклараций, решений конференции и т.п.

На региональном уровне особое значение в настоящее время придается развитию энергетического сотрудничества на постсоветском пространстве. Энергетический фактор играет ключевую роль в политике России в рамках СНГ, Союзного государства с Белоруссией и Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).

Основным рынком сбыта российских углеводородов по-прежнему остается Европа, а одним из инструментов продвижения интересов российского ТЭК в регионе служит энергодиалог Россия-Евросоюз, который в последние месяцы развивается весьма активно.

Заметное место в энергетической политике России отводится Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР). Одним из ключевых элементов отношений со странами АТР после официального вступления России в организацию Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является энергетическая сфера. Важную роль в деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) также играет энергетический фактор.

Взаимодействие в сфере энергетики является основой в двусторонних отношениях России с более чем 80 странами. При этом интересы российской стороны в такого рода взаимодействии в каждом конкретном случае различны и зависят от того, являются ли наши партнеры импортерами, экспортерами энергетических ресурсов или принадлежат к группе транзитных стран, предоставляющих услуги для транспортировки российских энергоносителей. Ряд стран привлекателен для российских компаний с точки зрения идущих в них процессов приватизации объектов ТЭК или инвестиционного сотрудничества при реализации энергетических проектов, а также в качестве экспортеров капитала и современного технологического оборудования.

Сегодня стало более заметно ощущаться присутствие российских операторов, которые постепенно приобретают атрибуты современных транснациональных корпораций (ТНК) на международном энергетическом рынке. Однако при осуществлении внешнеэкономической деятельности российские энергетические компании сталкиваются с крупными ТНК, имеющими значительное преимущество не только в отношении финансово-экономического, технологического и управленческого потенциала, но и «дипломатического» опыта на корпоративном уровне.

МИД России поддерживает курс на усиление роли государства в регулировании добычи и поставок энергоносителей на внутренний и внешний рынки. Такая политика в полной мере отвечает задачам развития национальной экономики и ТЭКа, соответствует тенденциям ключевых игроков мирового энергетического рынка.

Реализация мер по оптимальному и эффективному использованию российских углеводородов, наряду с другими шагами, будет способствовать дальнейшему укреплению позиций России как энергетической державы, предоставит дополнительные возможности для наращивания нашего влияния на стабилизацию и предсказуемость мировых цен на нефть.

Действия на этом направлении должны быть тщательно выверенными, в полной мере учитывающими международные обязательства России, законные интересы наших партнеров, тенденции и перспективы развития мирового рынка энергоносителей.

Задача оказания всемерного содействия российскому ТЭК на международной арене не должна иметь самодовлеющий характер. Решать ее надо параллельно с проблемой диспропорций в российском экспорте. Его современная структура с явным перекосом в пользу сырьевых товаров ставит российскую экономику в зависимость от колебаний мировой конъюнктуры и в конечном счете закрепляет наше экономическое отставание от развитых стран.

Необходима выработка четко выверенной стратегии, учитывающей интересы как экспортеров, так и импортеров. Такая линия предполагает высокую степень ответственности, состоятельности России как партнера.

Эти основные задачи не могут быть эффективно решены без налаживания тесной координации действий российских министерств и компаний на международной энергетической арене. Пока что в этой области мы нередко сталкиваемся с межведомственной разноголосицей, а то и с соперничеством за партию «первой скрипки». Это обусловлено тем, что российская энергетика является областью, где интересы отдельных федеральных и региональных органов власти, а также бизнес-групп совпадают далеко не всегда. И примирить их зачастую бывает довольно сложно.

Говоря о координации действий, нельзя не упомянуть о еще сохраняющейся ненужной и часто контрпродуктивной конкуренции российских экспортеров на внешних рынках.

Наша работа в этом направлении должна опираться на концептуально проработанную внешнюю энергетическую политику, в которой были бы четко закреплены национальные интересы и приоритеты, стратегия и тактика действий по их достижению на государственном и корпоративном уровнях в привязке к отдельным регионам, странам и крупным проектам. Проработка этих вопросов должна строиться в тесной увязке с разрабатываемым сейчас проектом «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.». По нашему мнению, при разработке новой Энергетической стратегии России необходимо предусмотреть объемный раздел по внешней энергетической политике.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru