Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Семь предложений Гринпис России по рационализации потребления электроэнергии в Москве

 
   

Жилищно-коммунальный сектор Москвы является крупнейшим (более 50 %) потребителем энергоресурсов в городе. В докризисные времена рост потребления электроэнергии в столице достигал не менее 5% в год. Одновременно дефицит мощностей оценивался в 12—15% от общего уровня потребления. При этом потенциал энергосбережения Москвы оценивается примерно в 11 млн т у.т. в год, т.е. около 1% от всего потребления первичной энергии в России. Мы предлагаем 7 шагов по сокращению электропотребления в Москве. Общий эффект снижения потребляемой мощности при реализации предлагаемых мер может составить, по предварительной оценке, до 2000 МВт, что позволит помочь решить проблему существующего дефицита электрических мощностей. При этом реально сэкономить до 2 млрд руб. бюджетных и личных средств москвичей в год и снизить экологический ущерб.

 

 
 

 
  1. Оптимизация освещения объектов уличной рекламы

Нерациональное использование освещения на объектах городской рекламы носит системный характер: многие билборды освещаются круглые сутки мощными лампами. Мы считаем, что решением проблемы может стать внесение дополнений в соответствующие документы, в частности, в постановление правительства № 908-ПП от 21.11.06 «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме “одного окна”».

Предлагаем внести в это постановление пункты, требующие от распространителя рекламы в обязательном порядке оснащать рекламные конструкции устройствами автоматического регулирования освещения (фотодатчиками, астрономическими таймерами и т.п.). Это требование должно стать частью разрешительных документов на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации. Затраты окупятся в первые же месяцы.

2. Освещение лестничных клеток

В конце 2007 г. Правительством Москвы были приняты два документа: концепция комплексной программы «Энергосбережение в городе Москве на 2009—2013 гг. и на перспективу до 2020 г. с выделением первоочередных мероприятий на 2008 г.» и программа капитального ремонта жилья в столице на 2008—2014 гг.

Предлагаем внести в эти программы пункты, обязывающие исполнителей устанавливать устройства автоматического регулирования освещения (фотодатчики, таймеры, опто-акустические выключатели и т.д.) в местах общего пользования (подъезды, холлы и т.д.). По предварительным оценкам, меры по переводу внутриподъездного освещения на автоматическое регулирование позволят снизить потребляемую мощность при использовании существующих осветительных приборов как минимум на 200 МВт.

3. Подъездное (дежурное) освещение

В Москве насчитывается более 100000 зданий. По приблизительным оценкам, только освещение над подъездами требует примерно 50 МВт установленной мощности. В подавляющем большинстве случаев регулируется освещение над подъездами из диспетчерских пунктов ДЕЗ посредством специальной компьютерной программы. Однако программа требует участия дежурного диспетчера, который централизованно включает-отключает освещение, и потому человеческий фактор (невнимательность, незаинтересованность, халатность) играет решающую роль в том, что лампы горят круглосуточно.

В качестве решения проблемы предлагаем внести в компьютерные программы, обеспечивающие работу диспетчерских пунктов ДЕЗ, специальную опцию по автоматическому включению-выключению освещения над подъездами в соответствии с астрономическим таймером, запрограммированным на время восхода-захода солнца в Москве. Значительных расходов это не потребует.

4. Модернизация системы освещения в бюджетных организациях

Бюджетные организации входят в группу наиболее крупных потребителей энергоресурсов. При этом они часто испытывают трудности с финансированием. Мы предлагаем перевести систему освещения всех бюджетных организаций на энергосберегающие лампы и по возможности автоматизировать её.

Можно с уверенностью сказать, что эффект будет существенным не в одной лишь Москве. Только в системе Федерального агентства по образованию в России насчитывается более 60 тыс. общеобразовательных учреждений.

5. Обеспечение энергосберегающими лампами граждан, получающих субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

К сожалению, категории граждан, для которых экономия энергоресурсов (а значит, и семейного бюджета) наиболее актуальна, часто не могут позволить себе замену ламп накаливания на энергосберегающие. Предлагаем разработать механизм обеспечения льготных категорий граждан энергосберегающими лампами на безвозмездной основе, что позволит снизить нагрузку не только на энергосистему Москвы, но и на городской бюджет.

Простой расчет. Сегодня в столице различными формами социальной поддержки охвачено около 3 млн человек. Расходы на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг из городского бюджета на 2008 г. были запланированы в объеме 10,7 млрд рублей. Ежегодные субсидии из городского бюджета на оплату электроэнергии составляют примерно 1,6 млрд рублей. Замена ламп накаливания льготным категориям граждан (при расчете три лампы на человека) дает, по приблизительной оценке, экономию 540 млн кВт•часов. Таким образом, снижение нагрузки на городской бюджет может быть равно стоимости примерно 270 млн кВт•ч (с учетом уже установленных энергосберегающих ламп эта цифра уменьшится). Исходя из минимального тарифа на электроэнергию — 1,66 руб. за кВт•ч, — увидим, что ежегодная экономия для городского бюджета может составить около 450 млн рублей. Стоимость замены ламп накаливания льготным категориям граждан (при расчете три лампы на человека) составит 900 млн руб. (при оптовой цене за одну энергосберегающую лампу 100 руб.). Таким образом, инвестиции города на этом участке могут окупиться за два года.

6. Создание городской системы утилизации энергосберегающих ламп

7. Утепление помещений


По оценкам столичного Департамента топливно-энергетического хозяйства, для дополнительного обогрева помещений с помощью электрообогревателей москвичи используют до 1500 МВт. Это сопоставимо с имеющимся дефицитом электрической мощности в Москве. В качестве решения проблемы мы предлагаем разработать и внедрить информационную программу для населения по утеплению квартир. Уже есть проверенные данные по эффективности ряда доступных и дешевых технологий, использованных Гринпис России при утеплении объектов бюджетной сферы в четырех субъектах РФ. Удалось выяснить, что уменьшение потребления топлива составляет от 15 до 30% в год без учета снижения электропотребления для дополнительного отопления помещений.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru