Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь-декабрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Биржа сверху.

 
   

Пока у нас биржи нефтепродуктов создаются волевым решением «сверху», а продавцов надеются привлечь туда административными методами.

 

 
 

Любовь КИЗИЛОВА

 
 
Исторически первые биржи возникали не под давлением властей, а по доброму согласию продавцов, заинтересованных в реализации своего товара — в Голландии это были торговцы шерстью (от мешка с шерстью пошло и само слово «биржа»); прообразом всемирно известной Нью-Йоркской товарно-сырьевой биржи была молочная биржа, которую создали почти полтора века назад манхэттенские молочники.

Впрочем, наша современная история тоже знает пример, когда за создание биржи выступал крупнейший поставщик товара — Газпром. Компания много лет добивалась от правительства принятия постановления, которое бы позволило продавать на бирже хотя бы ничтожную долю добываемого газа. Газпрому, который продает газ на внутреннем рынке по регулируемым ценам, был прямой интерес в результате биржевых торгов сформировать индикатор рыночной цены. Проект постановления долго мытарили во многих ведомствах. А потом вдруг дело сдвинулось: «Старший приказал». Достаточно было весной 2006 года в Послании президента Федеральному собранию призвать к биржевой торговле нефтью и газом в России. Постановление приняли, электронная биржа заработала на законном основании. Правда, из-за малых торгуемых объемов газа она пока вряд ли может дать объективную ценовую индикацию.

Долго создавали и биржу нефтепродуктов «Санкт-Петербург». Сроки переносили вновь и вновь. Некоторые эксперты утверждали, что противятся крупные вертикально интегрированные нефтяные компании, которым биржа без надобности, у них и так все есть, от скважины до автозаправки. Обещали запустить биржу в 2007 году, но только в марте 2008-го в СМИ появилось наконец сообщение: через десять дней после выставления заявок две цистерны 92 и 98 бензина на общую сумму 2,4 млн руб. наконец продали. Объемы, конечно, были смешные. Однако «Санкт-Петербург» получил право на поставку нефтепродуктов для госструктур (прежде всего Минсельхоза и Минобороны). Причем было выпущено специальное постановление правительства, в котором тридцати организациям рекомендовано закупать нефтепродукты на бирже.

В начале сентября на пресс-конференции вице-спикер Госдумы, председатель Биржевого совета МБНК Валерий Язев, президент МБНК Виктор Баранов и директор коммерческого департамента Роснефти Виктор Плоскина объявили, что начались регулярные (еженедельные) торги нефтепродуктами в Москве — в рамках совместного проекта Роснефти и НП МБНК (Некоммерческое партнерство «Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса»).

МБНК была создана еще в 2002 г., однако лишь спустя пять лет, с ноября 2007-го (опять же, после «отмашки сверху»), совместно с Роснефтью приступила к проработке проекта по организации биржевой торговли нефтепродуктами. «После того, как в прошлом году правительство приняло решение о запуске в нашей стране биржевых торгов, МБНК первой из российских площадок полноценно приступает к работе с нефтепродуктами», — сообщил Валерий Язев.

Первые торги в рамках «пилотного проекта» МБНК прошли по авиационному керосину ТС-1. Оборот торгов составил 2,16 тыс. т, объем превысил 60 млн руб-лей. Вторая и последующие торговые сессии проводились с расширенной географией: к Ачинскому НПЗ и Ангарской НХК добавились самарская группа НПЗ и Усть-Кутская нефтебаза. Расширилась линейка нефтепродуктов, реализуемых через биржу.

Пробные торги позволили сформировать первые индикационные цены на авиационный керосин ТС-1 и продемонстрировали явный тренд на их снижение. Только за время августовских торгов цена упала в среднем на 3,5%. В торгах на МБНК на тот момент участвовали 28 компаний Центрального и Восточно-Сибирского регионов. Ожидается, что в ближайшее время число участников существенно возрастет, отметил В. Язев. Прорабатывается вопрос о возможности вывода на биржевые торги всей линейки нефтепродуктов, включая масла. Особо организаторы подчеркнули важность вывода на биржевые торги мазута, одного из основных видов резервного топлива для предприятий энергетики.

В течение полутора лет планируется выйти на общий объем реализации нефтепродуктов через МБНК до 2 млн тонн. Денежный оборот составит около 30 млрд руб.
в год. Начало фьючерсной торговли намечено на конец 2009 года.

Организаторы видят в биржевой торговле нефтепродуктами массу достоинств: прозрачная система продаж на базе объективного фактора — цены на товар; возможность оперативно реагировать на изменение ценовой конъюнктуры на рынке нефтепродуктов. И еще одно достоинство: цена, формируемая на биржевых торгах, в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ, признается рыночной ценой для целей налогообложения и «исключает возможные претензии налоговых органов».

Все эти преимущества бесспорны. Однако заманить крупных продавцов на рынок нефтепродуктов при системе вертикально интегрированных компаний сложно, даже «исключением возможных претензий налоговых органов». Большинство НПЗ, имеющихся в стране, входят в ВИКи и поставляют нефтепродукты в розничную сеть своих нефтяных компаний. Вместо прозрачного ценообразования и конкуренции розничная торговля бензином смахивает на ценовой сговор: когда мировые цены на нефть росли, взлетали и цены на АЗС, а когда нефть упала ниже 80 долл. за баррель, что-то бензин долго не дешевел.

Знакомый водитель, зарабатывающий частным извозом, подтвердил этот тезис. По его словам, когда мировые цены на нефть были на уровне 100—120 долл. за баррель (а водитель, надо сказать, постоянно слушает выпуски новостей), 95-й бензин на московских заправках стоил 21,2—22 руб./л, а при цене нефти 70—80 долл. — 25,4—25,9 рубля. Причем, заметил эксперт-практик, «на всех заправках в Москве цена одинаковая, будто сговорились, чуть-чуть подешевле за городом, но буквально на копейки».

Вряд ли нефтяные компании пойдут со своим товаром на биржу, если там он окажется дешевле. Зато для покупателя — например, авиакомпании — это явная выгода.

Тащить «нефтянку» на биржу силой, приняв какое-нибудь очередное постановление, было бы дискредитацией самой идеи свободной биржевой торговли. Наверно, нужен интерес для биржевых продавцов, нужны некие стимулы, а вот о них пока не упоминается. Поэтому уместны опасения, что биржи нефтепродуктов могут зачахнуть из-за дефицита предложения. На встрече Валерия Язева с журналистами, состоявшейся 13 октября, на вопрос «Мировой энергетики» о том, много ли продавцов на МБНК, он ответил: «Продавец один — Роснефть».

Между тем очевидно, что полноценные биржевые механизмы могут заработать лишь при наличии конкуренции, при участии большого количества игроков. До этого нашим биржам, выращенным, как пробирочные гомункулусы, под сенью указов и постановлений, еще очень далеко.

Когда начинаешь разговаривать с экспертами о путях привлечения игроков на биржи нефтепродуктов, становится совсем нехорошо. Похоже, они видят один способ решения проблемы: административное давление. Например, в комментарии «Мировой энергетике» зампредседателя Комитета Госдумы РФ по собственности, бывший гендиректор Удмуртнефти Евгений Богомольный ответил без тени сомнения, что их надо загонять туда «сапогом под зад». На вопрос о том, что же делать с норовистыми производителями нефтепродуктов, Богомольный заметил, что было бы хорошо «отнять у них розницу», однако резонно признал, что разрушать ВИКи никто не станет.

Член Комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России, Анатолий Аксаков в комментарии «Мировой энергетике» так же не назвал иных путей, кроме как «применять административное давление и заставлять компании 10% нефтепродуктов продавать на бирже». По его словам, продавцы не пойдут на биржи по доброй воле по простой причине: «Там будут видны реальные цены, а этого производители нефтепродуктов никак не хотят».

Вспоминается знаменитый юмористический монолог советских времен: «Может, надо в консерватории что-то подправить?» В данном случае имеется в виду следующее: может, стоит заняться оздоровлением розничной продажи, которая столь монолитно держит цены на бензин, искушая и прельщая производителей нефтепродуктов, теоретически способных когда-нибудь превратиться в потенциальных биржевых игроков?
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru