Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь-декабрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Испытание и шанс для обновления.

 
   

Мировой финансовый кризис не обойдет газовую отрасль. Он потребует жесткой минимизации затрат и концентрации ресурсов на ключевых направлениях. Однако сокращение спроса даст газовым компаниям фору в несколько лет для преодоления ожидаемого дефицита газа на внутреннем рынке после 2011 года.

 

 
 

Алексей БЕЛОГОРЬЕВ,
руководитель отдела исследований газовой отрасли,
Институт проблем естественных монополий

 
 
Нарастающий экономический кризис вряд ли можно считать самым большим испытанием в истории газовой отрасли России. Она выжила даже в 1990-е годы, когда предельно низкие экспортные цены на газ сочетались с повальными неплатежами на внутреннем рынке.

Однако внутренняя конъюнктура для российской газовой отрасли сегодня намного менее благоприятна, чем была даже в столь трудные 1990-е. Тогда отрасль выжила во многом благодаря тому, что во всю силу работали месторождения и трубопроводы, эксплуатация которых началась еще в 1970—1980-е гг. Сегодня же мы пришли к новому кризису с практически исчерпанным советским потенциалом. Например, единственным крупным месторождением, введенным Газпромом в эксплуатацию с 1991 по 2008 год, стало Заполярное. Еще хуже обстоят дела с разведкой газа, которая финансировалась по остаточному принципу не только в 1990-е, но и в 2000-е гг. Характерно, что то же Заполярное месторождение было открыто еще в 1965 году.

Сегодняшний кризис пришел в самом начале нового масштабного инвестиционного цикла. Для поддержания производства в газовой отрасли в 2010-е гг. на существующем уровне, не говоря уже о запланированном росте, необходимы крупные, почти беспрецедентные в условиях рыночной экономики инвестиции в освоение совершенно новых добывающих районов: полуострова Ямал, шельфа арктических морей, Восточной Сибири и Якутии. Всего в 2008—2030 гг., по оценкам Газпрома, в газовую отрасль необходимо вложить 13,9—16,6 трлн руб., то есть около четверти годового ВВП России (в соответствии с федеральным бюджетом, ВВП в 2009 г. составит 51,475 трлн руб., в 2010 г. — 59,146 трлн, в 2011 г. — 67,61 трлн).

Только в ближайшие два года (активная фаза кризиса) инвестиции должны составить 1,62—1,91 трлн руб. Причем именно на этот период придется освоение Бованенковского месторождения на Ямале, от сроков ввода которого зависит баланс газа после 2011 года.

Ранее предполагалось, что основными источниками этих инвестиций будут доходы от экспорта газа в условиях очень высоких цен на углеводороды, а также долгосрочные и краткосрочные заимствования в финансовом секторе.

Однако развивающийся финансовый кризис привел не только к существенному дефициту и удорожанию кредитов, но и к сокращению роста мирового спроса на нефть и нефтепродукты и снижению спекулятивной активности на нефтяных рынках. С июля по ноябрь 2008 г. это повлекло за собой почти трехкратное падение мировых цен на нефть. С временным лагом в шесть—девять месяцев (в конце второго — начале третьего квартала 2009 года) примерно в два раза упадут и экспортные цены на газ.

Можно прогнозировать, что в ходе дальнейшего развития кризиса маловероятно восстановление нефтяных цен выше 75—90 долл. Против этого будет играть как общее падение на товарных и фондовых рынках, так и сокращение спроса или хотя бы темпов роста спроса на нефтепродукты под влиянием рецессии в ведущих странах-импортерах. Сегодня вполне прогнозируема по меньшей мере стагнация мирового потребления нефтепродуктов промышленностью и транспортом (за счет резкого сокращения объемов грузовых перевозок) уже в 2009 г. На весь период кризиса спрос, вероятнее всего, стабилизируется на уровне 84,2—86,5 млн баррелей в сутки. Не стоит сбрасывать со счетов и общую накопившуюся за 2000-е годы психологическую усталость мировой экономики от высоких цен на сырье и энергоресурсы.

С другой стороны, снижение цен ниже уровня 30—35 долл. за баррель также маловероятно. Во многом этому будет способствовать сохранение устойчивого спроса на нефть, что определяется как инертностью топливного баланса, так и относительно низкими ценами на это сырье, которые не будут вызывать психологический протест у потребителей. Кроме того, свою роль сыграют повышение себестоимости производства и необходимость масштабных инвестиций для поддержания стабильного уровня добычи. Наконец, определенное влияние должно оказать целенаправленное сокращение добычи нефти странами ОПЕК.

В результате перспективы экспортной выручки Газпрома остаются умеренно оптимистичными: фактически произошел откат только к первой половине 2000-х гг. Однако на фоне обвального падения капитализации и удорожания заемных средств положение Газпрома и независимых производителей в целом существенно ухудшится. При этом падение цен на металлургическую, в частности, трубопрокатную, продукцию не окажет решающего влияния на снижение операционных расходов, поскольку они связаны прежде всего с увеличением себестоимости добычи газа, на которую кризис никак не влияет.

Сам Газпром надеется решить часть финансовых проблем увеличением выручки с продаж своего газа на внутреннем рынке. Действительно, несмотря на разразившийся кризис, приказом ФСТ РФ № 217-э/1 от 6 ноября было подтверждено принятое за полгода до этого решение правительства о продолжении скачкообразного роста регулируемых цен на газ в 2009 г. В итоге с 1 января 2009 г. рост тарифов для промышленности составит в среднем 19,6%, для населения — 25%. Рост цен на газ ляжет дополнительным тяжелым бременем на экономику, однако он совершенно не означает автоматического роста реальной выручки газовых компаний на 20—25 процентов.

Во-первых, уже сегодня мы наблюдаем существенное снижение спроса на газ со стороны электроэнергетики и наиболее газоемких отраслей промышленности — в частности, производства строительных материалов и металлургии. Совершенно очевидно, что как минимум до второй половины 2009 г. эту тенденцию преодолеть не удастся, поскольку наметился резкий спад спроса на российскую продукцию, особенно ориентированную на экспорт или связанную со строительной отраслью. Определенный всплеск спроса еще возможен в случае холодной зимы, однако он будет носить кратковременный характер. В целом же, даже несмотря на продолжающуюся газификацию регионов, в 2009 г. внутреннее потребление газа будет стагнировать, а вполне вероятно, и упадет.

Во-вторых, несмотря на уверения Минфина о снижении инфляции в 2009 г. до 8%, она, с учетом девальвации и огромных денежных вливаний со стороны государства, вряд ли опустится ниже уровня этого года, то есть может составить 13—14%. Таким образом, от половины до двух третей роста цен на газ будет съедено инфляцией.

Наконец, уже сейчас Газпром отмечает возрастание числа неплатежей за газ. Запланированный рост цен на фоне общих финансовых проблем в промышленности и среди населения неизбежно в разы увеличит число задержек по оплате газа в 2009 г., то есть вернет к жизни ту проблему, которая, казалось бы, была решена еще десять лет назад.

В итоге в 2009 г. выручка Газпрома и независимых производителей от продаж газа на внутреннем рынке не только не вырастет, а, скорее всего, в реальных ценах даже уменьшится. В зависимости от динамики развития кризиса, в 2010 г. ситуация может оказаться еще хуже, а общее оздоровление внутреннего рынка начнется вряд ли раньше 2011 года.

Как следствие, сокращение выручки газовых компаний в 2009—2011 гг. создаст проблемы не только с осуществлением инвестиций, но и вообще с платежным балансом в отрасли. Наиболее вероятным итогом всего этого может стать резкое усиление государственного вмешательства в финансирование отраслевых инвестиционных программ. Как минимум речь может идти о предоставлении долгосрочных кредитов под низкие ставки, а также об уменьшении налогового бремени.

Однако необходимо учитывать, что само государство в условиях кризиса и падения цен на нефть столкнется с большими проблемами почти по всему социально-экономическому фронту, а не только в области ТЭК. Поэтому рассчитывать лишь на государство невозможно. Более того, в случае неблагоприятного сценария развития кризиса государство может быть вынуждено в 2010—2011 гг. не только отказаться от снижения, но и поднять налоги и сборы с нефтегазовых компаний для покрытия дефицита бюджета (на газовую отрасль приходится сейчас около 13% доходов федерального бюджета).

В любом случае газовой отрасли придется самой переходить на кризисные механизмы хозяйствования, что включает в себя, в частности:
• дополнительный внутренний аудит всех инвестиционных проектов и свертывание наименее важных из них;
• волевое сосредоточение финансовых, производственных и кадровых ресурсов на нескольких основных направлениях (прежде всего, это разработка месторождений полуострова Ямал и Штокмановского ГКМ);
• концентрация газовых компаний на газовой отрасли, а не на скупке и финансировании активов в других отраслях экономики;
• избавление от дорогостоящих непрофильных активов (например, футбольных клубов).

Однако в целом положение газовой отрасли останется на период кризиса достаточно стабильным. Более того, по иронии судьбы кризис окажет даже определенную поддержку отрасли. Он приведет к снижению спроса на газ, давая газовым компаниям неожиданную «фору» в несколько лет для превентивного преодоления ожидаемого дефицита газа на внутреннем рынке после 2011 года. Насколько газовой отрасли удастся воспользоваться этим шансом, будет напрямую зависеть от ее готовности перейти на кризисные механизмы хозяйствования.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru