Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Россия и Евросоюз: к новым принципам сотрудничества.

 
   

Вопросы энергетической безопасности и энергетической эффективности сегодня крайне актуальны. Россия последовательно выносит их на обсуждение самых представительных международных форумов. Эта тема звучала недавно и на Парламентской конференции Балтийского моря в Швеции (Висбю).

 

 
 

Георгий ЛЕОНТЬЕВ,
член комитета по энергетике Госдумы РФ, председатель подкомитета по малой энергетике

 
 
Мы убеждены, что энергетическое развитие представляет собой глобальный процесс. Участвующие в нем государства не должны ограничиваться исключительно экономической прагматикой; необходимо учитывать гуманитарные ценности, которые отстаивает и продвигает ЮНЕСКО.

Сегодня все страны предъявляют друг другу повышенные требования в сфере энергетики, порой забывая о принципах, на которых должно строиться партнерство и которые прежде всего необходимо обсудить и утвердить, чтобы затем действовать на их основе, не боясь друг друга.

Развитие мировой энергетики приводит к существенной эволюции межгосударственных отношений. Все больше стран переходит в категорию нетто-импортеров энергоносителей. Все больше претензий эти страны выдвигают ограниченному числу основных поставщиков. Все тревожнее предупреждения о прохождении «пика добычи» нефти и газа. Несмотря на это, многие страны предусматривают существенное увеличение потребления энергоносителей.

В 2005 г. в среднем на одного жителя Земли потреблялось 1,8 т нефтяного эквивалента (тнэ) первичной энергии. Эта энергия распределена между странами неравномерно — от 0,3 тнэ в некоторых странах Африки до 8 и более в Северной Америке и в ряде европейских стран. В Евросоюзе — 3,7, в Китае — 1,3, в России — 4,5, в Индии — 0,5.

Предположим, человечество поставит цель: довести годовое потребление энергии до 3,7 тнэ на одного человека. Значит, добычу энергоносителей придется удвоить. Допустим, удвоили, но как распределится энергия между странами? Прогнозы до 2030 г. показывают, что неравномерность ее распределения сохранится. И так же очевидно, что напряженность в отношениях между странами возрастет. Для небольших стран, отставших в промышленном развитии, доступ к энергии усложнится.

Этому будут способствовать и повышенные требования к эмиссии парниковых газов. Неиндустриальные возобновляемые энергоресурсы не смогут обеспечить необходимого уровня развития, их доля составляет сегодня не более 10%. Доступ к высококонцентрированным энергоносителям будет возможен при наличии значительных инвестиций, высокоразвитой научно-производственной базы и больших объемов добычи. Поэтому конкурентоспособность сохранят крупные межгосударственные образования с высоким промышленным и ресурсным потенциалом. Одним из них видится связка Евросоюз — Россия. Эволюция этого образования не завершена и проходит противоречиво. Сегодня оно представлено отдельными международными соглашениями в политической и энергетической сферах.

Мы с каждым днем упускаем конкурентные преимущества возможного нового партнерства. Европа постепенно отступает в конкурентном состязании с экономиками быстроразвивающихся стран, а Россия, являясь активным донором энергоносителей, постепенно их растрачивает. Мы должны выстроить новое партнерство с учетом долговременной и непростой перспективы, основываясь на доброй воле, культурном сближении и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. И это — главное стратегическое направление.

Вместе с тем, в обращении от 28 марта 2008 г. комиссар по энергетике Европейской Комиссии Андрис Пиебалгс, отстаивая необходимость развития производства биотоплива в странах Евросоюза, предлагал выбирать: либо производить биотопливо, либо оставлять еще больше денег в карманах стран-производителей нефти. Думаю, реальное содержание этой дилеммы несколько иное. Самые большие доходы от реализации нефтепродуктов сегодня получают страны-импортеры, причем по основаниям, которые не вполне относятся к поиску и освоению новых месторождений.

В ценах на бензин политики в полтора—два раза больше, чем рынка. При растущих ценах на энергоносители, в связи с исчерпанием легких для разработки месторождений конечный потребитель может задать законный вопрос: а не нарушает ли его права такой рыночный механизм?

Энергетический рынок, складывающийся в мире и Европе, оказывается сильно деформированным, зарегулированным и политизированным. Становясь больше финансовым, чем товарным, он все меньше зависит от спроса и предложения реального товара, а спекулятивные акции потрясают как энергетический, так и продовольственный рынки, заставляя государство еще сильнее вмешиваться в рыночные процессы.

Аналогичную картину можно наблюдать и в отношении природного газа. Несколько лет назад отличие экспортной цены российского газа от цены конечного потребления в странах Евросоюза в определенной степени соответствовало колониальной торговле. При таком распределении доходов производитель не имеет возможности, согласно рыночной схеме, аккумулировать прибыль, направлять ее в разработку новых месторождений углеводородов и обеспечивать переход на новые виды энергоносителей. Сегодня критической является не проблема их транспортировки и распределения, а поиск и разведка новых месторождений и удорожание добычи.

При переходе к новым видам ископаемого топлива потребуется уже не эволюция, а революция в области машиностроения для топливно-энергетического комплекса. Однако подавляющая доля в цене для конечного потребителя природного газа и нефтепродуктов — это государственные пошлины, акцизы, налоги и прочие сборы. Государство крайне связывает рынок энергоносителей, причем наши европейские коллеги по степени этой связанности нас существенно обогнали.

Необходимо обсудить проблему налогового бремени по всей длине энергетической цепочки — от скважины до конечного потребителя. И это стратегическое направление эволюции активного энергетического рынка «на обоих концах трубы» будет очень полезным, так как позволит реально увеличить производство энергоносителей рыночными методами.

При этом мы неизбежно выйдем на следующую важную проблему — резервирование энергоносителей на случаи чрезвычайных обстоятельств. В последние годы практически все нетто-импортеры энергоресурсов, то есть большинство стран мира, приняли решения об увеличении стратегических запасов нефти и природного газа. Рыночная ли эта мера? Она деформирует рынок, так как создаются не коммерческие и сезонные запасы, а чрезвычайные. Реальная рыночная стоимость нефтепродуктов и природного газа отягощается дополнительным искусственным спросом, дополнительными затратами на создание хранилищ и связанную с ними инфраструктуру, что ложится на цену газа и нефти. В такой ситуации газ надежнее хранить в недрах, чем в хранилищах. Ведь в поставках газа в Западную Европу из России перебоев не было.

Евросоюз серьезно заботится о собственной энергетической безопасности, однако она не улучшается. Собственное производство первичных источников энергии падает, а принципиально новые в необходимых масштабах не появляются. По нашему мнению, зависимость России от поставок продовольствия и технологий из Евросоюза со временем будет уменьшаться, а Евросоюз будет уступать в мировой конкуренции новым быстрорастущим экономическим лидерам и становиться все более зависимым от поставок энергоносителей.

Такое положение может считаться нормальным, если верить в незыблемость своего конкурентного превосходства. Но картина на мировом рынке иная, с перспективой еще больших изменений. Таким образом, есть необходимость в повышении конкурентоспособности как Евросоюза, так и России, а значит и в уменьшении степени и содержания их экономической взаимозависимости (повторю: экономической взаимозависимости) за счет создания национальных производств энергии (для Евросоюза) и продукции сельского хозяйства и машиностроения (для России) при одновременном усилении взаимозависимости в информационной и культурной сферах.

Не ущемляя ни своих, ни чужих суверенитетов, мы должны объединить усилия для добычи углеводородов в Арктике — на шельфе и в глубоководной части; для принципиальной реорганизации угольной промышленности, включая энергетическое и неэнергетическое использование угля. Необходимо масштабно использовать ядерные энергетические технологии на основе новых топливных циклов.

В соответствии с отдельными сценариями развития энергетики, в ближайшие десятилетия произойдет существенный рост добычи неконвенциональных ископаемых углеводородов — нефтяных песков и сланцев, газогидратов, а также увеличится добыча глубоководных нефти и газа. Неконвенциональным ископаемым углеводородам Евросоюз уделял недостаточное внимание, также как и Россия. Потребуются гигантские инвестиционные и производственные ресурсы, и это — естественная основа будущего партнерства.

Все больше человечество тревожат экологические последствия дальнейшего использования сжигаемых углеводородов. Согласно прогнозам, к 2030 г. их доля в топливно-энергетическом балансе Европы по-прежнему будет более 80%. Уменьшить это соотношение позволит существенное увеличение использования ядерной энергии, гидроэнергии и энергии биомассы.

Евросоюз имеет впечатляющие экологические программы. Результатом 15-летней работы является некоторое снижение эмиссии парниковых газов, но полученное главным образом за счет новых членов Евросоюза по причине экономического спада и перестройки их экономик. Россия за этот период также существенно уменьшила объем эмиссии парниковых газов. Однако значительно увеличили выбросы Китай, Италия, Испания, Турция, Япония, Южная Корея, Мексика, Бразилия, страны Африки, США, Индия.

Реальность такова: усилия Европы не повлияют на общее содержание парниковых газов, разве что сделают Европу чище.

Несмотря на имеющиеся межстрановые различия во взглядах на тенденции развития мировой энергетики, в частности, изменчивую конъюнктуру рынка энергоресурсов, оценку роли и значения возобновляемой энергетики в энергетике будущего, мировое сообщество, и в первую очередь страны «восьмерки», выработали эффективный механизм решения сложных проблем путем ведения энергетического диалога.

Его принципы четко сформулированы в Санкт-Петербургской декларации по энергобезопасности. Это прежде всего диверсификация источников энергии и транспортных маршрутов; повышение энергоэффективности; прозрачность рынков; развитие новых источников энергии; решение проблем энергетической бедности и экологии. Все это — базовые составляющие глобальной энергетической безопасности.

По многим из указанных направлений мы уже реализуем крупные международные инфраструктурные проекты, в основе которых заложены принципы диверсификации, разделения рисков и обмена активами. Это наш весомый вклад в укрепление мировой энергетической безопасности. Среди наиболее значимых проектов — газопроводы «Nord Stream» и «Южный поток», Прикаспийский газопровод, нефтепровод Бургас — Александруполис, нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, совместное освоение богатейших российских месторождений углеводородов на шельфе острова Сахалин, в Баренцевом море (Штокмановское месторождение).

Российская энергетика развивается в соответствии с принципами, изложенными в Энергетической стратегии до 2020 года, которые соответствуют общемировой практике и положениям, зафиксированным в Декларации «Группы восьми» по энергобезопасности. В соответствии с ней, в ближайшие годы экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором — как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения России в мировом сообществе.

Мы предлагаем мировому сообществу совместно решить три основные проблемы: энергетическую бедность, развитие новых и экологически чистых энергетических технологий и всемирное распространение знаний об энергии.

Для решения этих проблем мы предлагаем: создать международный фонд энергетических технологий будущего; провести глобальное энергетическое долгосрочное научно-технологическое прогнозирование; разработать систему стандартов в сфере энергетического образования; разработать классификацию и стандарты качества энергообеспеченности (по аналогии с системами оценки качества жизни населения); странам «восьмерки» принять конкретные обязательства по борьбе с энергетической бедностью.

Сегодня отчетливо видно: проблемы энергетической эволюции следует обсуждать в связи с эволюцией обеспеченности населения продуктами питания, водой и, разумеется, эволюцией сохранения качества окружающей среды. Это потребует соответствующей переговорной площадки и создания специализированной международной комиссии или агентства. Для лучшего взаимопонимания было бы полезным более активное присутствие России в качестве наблюдателя в ряде европейских организаций энергетического регулирования.

Без нового варианта партнерства России и Евросоюза, основанного на доброй воле, конструктивном диалоге, мы не заложим основу движения нашего региона к здоровому, справедливому и обеспеченному будущему. Мы не избавимся от межгосударственных противоречий в энергетической сфере, пока в каждом из наших государств не добьемся максимальной поставки первичной энергии из национальных источников. Мы доведем свои энергетические потребности до опасного уровня, если не совершим радикального перехода к применению микро- и нанотехнологий. И, наконец, в области защиты окружающей среды и предотвращения неблагоприятных климатических изменений мы не добьемся реального успеха, не сосредоточившись на действительно эффективных мерах.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru