Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Как сделать трубопровод экономически эффективным

 
   

Скоординированная ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе будет способствовать экономическому подъему этой отрасли и всего производства Казахстана

 

 
 

Станислав ЖИЗНИН,
главный советник департамента экономического сотрудничества МИД РФ, д.э.н., профессор,
Нурлан АБДРАСУЛОВ,
заместитель генерального директора ТОО «КазРосГаз»

 
 
Размеры эксплуатационных расходов зависят от функционирования магистральных трубопроводов (МТ), требующих больших материальных и финансовых затрат. Например, накапливать в резервных емкостях газ сложнее, чем жидкие и твердые виды топлива, а его сжижение и использование подземных хранилищ увеличивают затраты на газоснабжение. Отделение от основной массы газа определенных весовых и объемных долей связано с измерением размера отделяемой части, что требует дорогостоящей аппаратуры и механизмов. В общих трубопроводах невозможно разделить потоки газа, принадлежащие разным производителям. Газ опасен в эксплуатации, способен приводить к взрывам, в связи с чем его применение требует особых мер предосторожности, т.е. дополнительных затрат.

Суммарные затраты на содержание, транспортировку газа, ликвидацию аварийных ситуаций и т.д. по своим размерам значительны и являются главной составляющей себестоимости транспортировки и, следовательно, тарифных ставок на реализацию газа. Поэтому очень важно сформировать экономический норматив затратности транспортировки через определение всей суммы доходов от доставки газовой и нефтяной продукции, а также суммы расходов, необходимых для самой транспортировки ее по МТ Казахстана.

Необходим экономический показатель, который можно рекомендовать в качестве норматива, характеризующего уровень затратности транспортировки на трубопроводном транспорте. Поскольку в государственной статистической отчетности предусмотрены показатели транспортной работы (объемы и грузооборот), а также доходы и расходы на ее выполнение, можно рассчитать экономический норматив затратности транспортировки газа или нефти в МТ.

Рыночная экономика активно влияет на выбор основного оценочного показателя работы предприятия, который, в свою очередь, влияет на планирование, экономическое регулирование и стимулирование эффективности произвоДства. Основной оценочный показатель помогает прогнозировать выполнение производственной программы, оптимальное использование рабочей силы, финансовое состояние.

В отношении транспортных предприятий одни специалисты считают, что в качестве основного оценочного показателя их работы должен выступать грузооборот (тонно-км), другие - объемы перевозок (тонны), третьи предпочитают уровень выполнения договоров. Вполне обоснованно и предложение считать основным оценочным показателем суммарные доходы транспортного предприятия за определенный период.

Все эти показатели в определенной степени имеют статистическую методологию определения оценочных объемов транспортной работы, хотя каждый из них несет самостоятельную экономическую нагрузку. В каждом из этих показателей по-своему отражается объем работы, выполненной транспортом. Однако одним из главных недостатков этих показателей является отсутствие данных о расстояниях, объемах и весе, времени транспортной работы и т.д.

Одним из важных вопросов является совершенствование экономического механизма (экономических принципов) хозяйствования в транспортном комплексе. Многие специалисты определяют экономический механизм хозяйствования как взаимодействие методов экономического регулирования, прогнозирования, управления и стимулирования транспортных процессов в их органическом единстве. Известно, что экономический механизм выражает не только экономические, но и производственно-технические, юридические, политические, психологические и другие отношения.

Другими словами, в экономический механизм хозяйствования в транспортном комплексе входят объективные экономические и организационно-хозяйственные формы управления. Объективные экономические формы управления - это единый экономический центр, прогнозирование и планирование основных производственных процессов, территориальное и отраслевое управление ими. Организационно-хозяйственные формы управления - это конкретные формы, существующие на базе объективных основ управления с учетом конкретных условий деятельности транспортных предприятий.

Полнота и своевременность удовлетворения потребностей населения и экономики в перевозках или транспортировке имеют существенное социально-политическое и экономическое значение. Поэтому со стороны государства появляется необходимость регулирования (или планирования перевозок стратегических грузов), согласования интересов населения, субъектов экономики с интересами транспортных предприятий. В этой связи экономический механизм входит в состав экономического регулирования транспортной работы в составе планомерного предсказуемого развития общественного производства.

В условиях экономической реформы транспортные предприятия стали увеличивать свои доходы за счет расширения разного рода услуг: гостиничной деятельности, выпуска товаров широкого потребления, предварительной продажи билетов и т.п. Однако транспорт в основном предназначен для перевозок, и экономический механизм должен быть отрегулирован так, чтобы транспортным предприятиям было выгодно осуществлять именно перевозки, а не бесконечно расширять объемы непрофильных услуг.

Таким образом, экономический механизм развития транспортных систем в условиях переходной экономики рассматривается в единстве форм, методов и инструментов управления экономикой - государственных программ экономического и социального развития, экономического расчета, самостоятельного управления и финансирования, организационной структуры этого управления, других экономических рычагов и стимулов.

Механизм хозяйствования под воздействием внешних и внутренних условий постоянно совершенствуется, и это объективный процесс. Определенное воздействие на него оказывают усилия государства по планомерному регулированию производства. А это означает усиление субъективных факторов в экономической жизни общества.

Например, государство воздействует на экономический механизм хозяйствования транспортных предприятий с помощью установления контрольных цифр финансирования, госзаказов на перевозки, долговременных финансовых и экономических нормативов и лимитов и т.д. В этих условиях одним из главных стимулов, определяющих хозяйственную линию транспортного предприятия, является возможность увеличения прибыли при самостоятельном использовании заработанных средств.

В транспортном комплексе в составе единого хозяйственного механизма с учетом специфики видов транспорта должны быть предусмотрены некоторые положения:
- выработка единых принципов и подходов к формированию тарифов и правил организации перевозок;
- установление сопоставимого круга расходов, включаемых в себестоимость перевозок;
- определение четких финансовых взаимоотношений субъектов транспортной деятельности с другими органами государственного управления и местным бюджетом;
- снижение уровня централизации доходов в транспортном комплексе, особенно на трубопроводном и железнодорожном транспорте.

Экономический механизм хозяйствования основан на нормативах, которые предусматривают регулирование производственной деятельности. С помощью экономических нормативов государство осуществляет контроль над мерой труда и мерой потребления в обществе. Естественно, что в нормативах присутствует элемент экономического принуждения для производственных предприятий в интересах всего общества.

Экономические нормативы обуславливают развитие предприятий в зависимости от заработанных ими финансовых средств (прибыли). Нормативы способствуют снижению трудовых и материальных затрат на производство продукции или услуг, повышают заинтересованность трудовых коллективов в увеличении объемов производимого, рациональном использовании фондов.

В транспортном комплексе экономические нормативы служат для соблюдения определенных пропорций между расходуемыми ресурсами для организации перевозок и ожидаемыми конечными экономическими результатами. Нормативы не навязывают готовых решений, а ориентируют на самостоятельную разработку производственных планов. С их помощью делается попытка обеспечить соблюдение государственных интересов и экономических пропорций в развитии всего народного хозяйства страны.

Функции экономических нормативов в механизме хозяйствования разнообразны, часть из них можно отметить:
- регулирование финансовых отношений между предприятиями и государством (размеры платы за землю, фонды, трудовые и природные ресурсы, нормы экономических санкций и т.д.);
- регулирование экономических отношений между предприятиями и финансово-кредитной системой (проценты за кредиты, займы, экономические санкции и др.);
- регулирование отношений между затратами и результатами деятельности (тарифы, стоимость услуг, нормативы отдельных затрат и т.д.).

Разграничение различных функций экономических нормативов носит в известной мере условный характер, т.к. все эти функции взаимосвязаны и осуществляются одновременно, а в совокупности должны составлять единую систему. Эта система воздействует на производственные процессы транспортного комплекса, регламентирует транспортные процессы, нацеливая их на достижение высокого уровня хозяйствования.

На транспорте были в свое время установлены экономические нормативы, входящие в единую систему:
- плата за производственные фонды, в процентах к их стоимости;
- плата за трудовые ресурсы;
- уплата процентов за государственные кредиты;
- отчисления от прибыли в государственный бюджет в процентах прибыли с учетом произведенных выплат и другие.

Процессы производства и обращения, последовательно развиваясь, составляют единое целое, но это единство требует больших усилий организаторов этих процессов. В этом движении, в его непрерывности развивалась экономика с ее закономерностями производства продукции как вещественного носителя стоимости. Причем под движением имеется в виду не просто перемещение сырья или продукта, а возрастание общественного богатства за счет роста прибавочного продукта.

Без этого результата уменьшается экономическая сущность производственных процессов как воспроизводственных элементов, а доминируют лишь технические и организационные мероприятия, теряющие экономическое содержание. При этом они могут составлять лишь механическое перемещение вещественных масс, хотя оно при всех обстоятельствах сопровождается превращением товара в деньги (и наоборот) или стоимости в цену.

Это экономическое содержание производства на поверхности хозяйственных связей заслоняется продукцией, для получения которой требуется оборудование, сырье, материалы и живой труд. Эти факторы выступают на первый план в организации производственных процессов, часто заслоняя экономическую сущность всего производства в целом. Однако экономическая сущность проникает через отношения, интересы и цели людей в производстве, формируя при этом технические, организационные, технологические процессы.

Экономическая сущность производства заключается в выпуске необходимого количества продукции при сокращении затрат общественного труда. Реализация этой цели представляет содержание экономического процесса, т.е. движение производства и обращения, которое требует предварительного анализа и расчетов.

Из вышеприведенного следует, что для трубопроводного транспорта искомые экономические нормативы в механизме хозяйствования должны регулировать отношения между затратами и результатами деятельности, обобщаемые уровнем тарифов и цен на транспортируемую продукцию.

Между ценами на газ, нефть и нефтепродукты и тарифами на их транспортировку существует тесная связь. Причем уровень транспортных тарифов закладывается в стоимость конечной продукции нефтегазовой отрасли.

Либерализация цен в экономике Казахстана повлияла на стоимость энергоресурсов в сторону их роста. Это привело к повышению уровня транспортных тарифов. Например, цена природного газа, являясь фиксированной на определенный период, индексировалась по мере инфляции. Тарифы на электроэнергию и тепло, транспортировку продукции по трубопроводам устанавливаются республиканскими и региональными органами управления. Цены на нефть и нефтепродукты нельзя считать в полном смысле свободными, т.к. они фактически регулируются за счет относительно высокого уровня налогов и отчислений в их цене, а иногда и установленным предельным уровнем рентабельности.

До проведения экономических реформ в Казахстане стоимость энергоресурсов была занижена в 2-2,5 раза от ее реальной цены. Соотношение цен в экономике страны удалось изменить в пользу энергоносителей, стоимость которых на первой стадии реформ по сравнению с остальной продукцией повысилась в 2,5 раза. Соответственно, доля ТЭК в национальном доходе страны возросла примерно втрое в сравнении со средним уровнем, например, 1991 года. Эти изменения в основном компенсировали искажения ценовых пропорций, происшедших ранее в неэнергетических отраслях (транспорт, машиностроение, стройиндустрия).

Однако повышение регулируемых цен на топливо и энергию явилось фактором, способствовавшим высоким темпам инфляции в первый период проведения экономических реформ. Кроме того, причиной инфляции служит установление предприятиями цены на свою продукцию с учетом ожидаемого значительного их роста. И они стараются перекрыть фактические затраты, обеспечивая прибыль, превышающую приемлемую норму.

Для экономических условий Казахстана стоимость единицы продукции ТЭК и особенно его базовой составляющей - нефти - оказывает основное влияние на изменение стоимости продукции всего народного хозяйства страны.

В переходной экономике Казахстана не сформировались механизмы рыночного ценообразования, установления оптовых и розничных цен на газ с учетом регионального платежеспособного спроса покупателей. Участие государственных органов в формировании цен на газ оказалось обоснованным. В основе государственного подхода к формированию цен и тарифов на газ с учетом отсутствия механизмов ценообразования, специфики газа как продукта естественной монополии, обладающего высокой социальной значимостью, целесообразна многофакторная модель.

Такая модель ценообразования в газовой отрасли должна отражать:
- уровень цен на другие виды топлива при адекватной теплотворной способности и сравнительном объеме;
- реальные возможности производства и внешних закупок газа, их соответствие рациональным потребностям;
- обоснованные режимы экономии издержек добычи и транспортировки газа в регионы;
- необходимость инвестирования средств в газовую отрасль из доходов, получаемых от реализации газа;
- доступность приобретения газа по устанавливаемым ценам для широкого слоя низкодоходных потребителей;
- динамику мировых цен на газ;
- химический состав, чистоту и другие параметры газа.

Получить единую экономико-математическую модель ценообразования на газовую продукцию, отражающую влияние указанных факторов, очень сложно. Поэтому определение размеров тарифов и цен на газ в конечном итоге носит характер решений, принимаемых с участием экспертов и отражающих в какой-то степени действие этих факторов. Часто отправной точкой служат сложившиеся цены на газ, поэтому решения принимаются в отношении их увеличения или снижения.

Структура цен на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для потребителя состоит из оптовой цены энергопредприятия, транспортной и налоговой составляющих цены. Стратегия ценообразования в ТЭК базируется на ценовой и налоговой политике, которая является основным рычагом государственного регулирования хозяйственной деятельности в рыночных условиях, а так же фактором, предопределяющим инвестиционный климат.

При регулировании цен на ТЭР приоритетными являются:
- приближение соотношения внутренних цен на продукцию добывающих и перерабатывающих отраслей к мировым пропорциям с соответствующим совершенствованием системы налогообложения;
- рационализация структуры цен в нефтяном и газовом секторах за счет максимально возможного отказа от налогов, не связанных с уровнем фактической эффективности производства и переходом на налогообложение прибыли;
- устранение относительной заниженности цены на газ с целью рационализации соотношения цен на газ, уголь и мазут с учетом их потребительского эффекта и обеспечения конкурентоспособности угля и мазута при их сжигании;
- введение тарифной системы оплаты магистральной транспортировки газа с постепенным переходом к территориальной дифференциации цен на газ;
- развитие системы регионального регулирования цен для конечного потребления на монопольных рынках энергоресурсов, перевод на региональный уровень дифференциации цен по категориям потребителей, а также выбора форм и финансирования поддержки отдельных категорий потребителей энергоресурсов;
- приведение энергетических тарифов в соответствие с реальной стоимостью ТЭР у потребителя, включая энергоемких потребителей, а также сельское хозяйство и население для снижения ценовой нагрузки на промышленность и транспорт;
- обеспечение в масштабах страны согласованного одновременного пересмотра цен на природный газ, нефтепродукты, электроэнергию и транспортных тарифов.

Основной подход государства в формировании пропорций стоимости продукции, транспортных и экономических тарифов заключается в сохранении единства бюджетной системы страны и инвестиционной политики, а также предоставлении предприятиям широких возможностей в самостоятельной деятельности. Особенно это относится к транспортным предприятиям.

Предприятия с различной формой собственности, расположенные на территории Казахстана, обеспечивают нормативную плату в бюджет по отдельным позициям, например:
- трудовые ресурсы с учетом подготовки рабочей силы, а также социально-бытового обслуживания;
- природоохранные мероприятия, выполняемые в региональных масштабах;
- развитие социальной сферы и другие.

Известно, что устойчивый и объективный характер экономических нормативов может быть обеспечен только с переходом от нормативов к налоговым ставкам.

Таким образом, продуманная и скоординированная ценовая политика в ТЭК будет способствовать подъему этой отрасли и всего производства Казахстана. В этой связи актуальным является выбор основного (или нескольких основных) оценочного показателя работы транспортной отрасли, который оказывал бы влияние на дальнейшее совершенствование экономического регулирования и стимулирования повышения эффективности трубопроводного транспорта и производственного стратегического планирования.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru