|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2008 г. |
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
Как обуздать водную стихию
|
|
|
Энергетическая безопасность Центральной Азии требует укрепления регионального сотрудничества в противодействии стихийным бедствиям, связанным с водой.
|
|
|
Тулеген САРСЕМБЕКОВ, Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
Валихан САРСЕМБЕКОВ, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, к.и.н.
|
|
|
Потери от стихийных бедствий, связанных с водой(наводнения и засухи,
землетрясения и сели), серьезно затрудняют достижение целей устойчивого
развития, как отдельной страны или региона, так и мирового сообщества в целом.
Они большей частью носят трансграничный характер, распространяя воздействие на
территории других государств. Во всем мире ощущается нехватка действенных
методов подготовки к бедствиям и смягчения их последствий. В силу этого снижение
риска таких бедствий еще не стало неотъемлемой частью управления водными
ресурсами. Тенденция нарастания природных катастроф наносит непропорционально
большой ущерб странам с низким уровнем доходов. Они пытаются адаптироваться к
последствиям этих бедствий, но кардинально не меняют подходы к организации
противодействия на национальном и региональном уровнях.
В будущем климатические изменения, вероятно, вызовут рост числа опасных погодных
явлений и снижение доступности воды из-за засухи или наводнений, усиление
конкуренции за воду и международных конфликтов. Эти явления становятся также
препятствием для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития,
что предопределило необходимость усиления международного сотрудничества по
уменьшению опасности стихийных бедствий.
В этой связи Генеральная Ассамблея ООН в 1989 г. приняла Резолюцию N 44/236, в
которой период 1990 - 2000 гг. был провозглашен Международным десятилетием по
уменьшению опасности стихийных бедствий (МДУОСБ). Его проведение помогло
повысить осведомленность о необходимости принятия мер для уменьшения опасности
бедствий. Большой вклад в достижение его целей внесла Япония.
На протяжении своей истории страна сталкивается с бедствиями геологического
характера, такими, как землетрясения и их последствия. Япония с ее опытом борьбы
со стихийными бедствиями является одной из ведущих стран в области инженерных
решений и планирования, учитывающих необходимость уменьшения опасности бедствий.
С 50-х годов прошлого столетия Япония тратит 1% годового государственного
бюджета на такие меры по предупреждению бедствий, как поощрение национальных
природоохранных проектов, совершенствование метеорологических прогнозов,
разработка системы противодействия бедствиям. Благодаря последовательно
принимаемым мерам негативные последствия стихийных бедствий в целом по стране
значительно снижены. В рамках Международного десятилетия в 1994 г.
в Иокогаме была проведена Всемирная конференция по уменьшению опасности стихи
иных бедствий, на которой принята «Иокогамская стратегия по обеспечению более
безопасного мира».
В 1999 г. с завершением Международного десятилетия и в целях содействия
глобальным усилиям по уменьшению опасности стихийных бедствий Генеральная
Ассамблея ООН одобрила Международную стратегию. Ее реализация призвана увеличить
защищенность общин от стихийных бедствий путем повышения осведомленности о
важности мер по уменьшению опасности бедствий как составного компонента
устойчивого развития с целью сокращения людских, социальных, экономических и
экологических потерь. Достижение целей и задач Стратегии требует
полномасштабного участия всех субъектов, включая правительства, региональные и
международные организации, гражданское общество, в том числе добровольцев,
частный сектор и научные круги. Поэтому 21 декабря 2001 г. Генеральная Ассамблея
ООН постановила ежегодно отмечать Международный день по уменьшению опасности
стихийных бедствий во вторую среду октября в качестве одного из инструментов,
содействующих формированию глобальной культуры уменьшения опасности стихийных
бедствий, включая их предотвращение, смягчение последствий и обеспечение
готовности к ним.
Следующая Всемирная конференция по уменьшению опасности бедствий состоялась
18-22 января 2005 г. в Кобе (префектура Хиого), на которой были приняты Хиогская
декларация и Рамочная программа действий на 2005- 2015 годы, определяющие пути
создания потенциала противодействия государств и сообществ стихийным бедствиям.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И СТИХИЯ
Для Центральной Азии противодействие этим угрозам и вызовам является важнейшей
задачей регионального сотрудничества. Экономика стран региона, включая различные
аспекты энергетической безопасности, базируется, в первую очередь, на
использовании водных ресурсов трансграничных рек. В регионе построены крупные
гидроэнергетические и водохозяйственные комплексы.
В бассейне Сырдарьи, например, емкость всех водохранилищ, превышающая 28 км3,
позволяет осуществлять многолетнее регулирование стока с 95-процентным
использованием водных ресурсов бассейна. В бассейне Амударьи речной сток
зарегулирован пока еще на треть. Но высокая вероятность разрушительных стихийных
бедствий может оказать сильнейшее воздействие на безопасность и устойчивость
водопользования. Разрушение гидротехнических сооружений или прорыв крупной
плотины подвергает опасности население, угрожает энергетической и
продовольственной безопасности региона. Стихийным бедствиям, связанным с водой,
больше всего подвержены горные районы Таджикистана и Киргизии, где формируется
основной объем речного стока региона и располагается большое количество ГЭС.
Важным направлением регионального сотрудничества в управлении водными ресурсами
является принятие совместных мер по снижению риска и ущерба природных катастроф,
вызываемых наводнениями и засухой. Их можно разработать на основе международных
рекомендаций. В этой связи возрастает необходимость участия государств
Центральной Азии в международных программах и планах действий по уменьшению
опасности стихийных бедствий. Для условий Центральной Азии они должны включать
различные аспекты обеспечения безопасности водохозяйственных объектов и
гидротехнических сооружений, как при нормальной их эксплуатации, так и в случае
возникновения стихийных бедствий.
Такие реки как Амударья и Сырдарья на всем своем протяжении имеют резко
отличающиеся природно-климатические зоны и, соответственно, различные условия
формирования стока и его прохождения по участкам рек. Безопасный пропуск вод с
экстремальным расходом можно обеспечить только при скоординированном режиме
работы водохранилищ. Вместе с тем, в странах Центральной Азии на региональном
уровне отсутствует эффективно функционирующая система мониторинга опасности и
раннего оповещения стихийных бедствий, связанных с водой. Поэтому жизненно
необходимо создание такой системы, которая будет иметь правовую основу в виде
межгосударственного соглашения.
Бедствия, связанные с погодой, климатом и водой, составляют значительную часть
стихийных бедствий, поэтому необходимо уделять повышенное внимание
совершенствованию национальных систем раннего оповещения о
гидрометеорологических опасных явлениях. Для этого следует более активно
использовать возможности глобальной оперативной сети Всемирной метеорологической
организации для производства наблюдений, мониторинга, обнаружения и
прогнозирования опасных явлений. Системы раннего оповещения имеются в бассейнах
Дуная, Рейна, Эльбы и других международных водотоков. Правительства прибрежных
стран приняли необходимые меры для упрощения международного обмена информацией
для эффективного функционирования системы предупреждения и оповещения. Обмен
информацией осуществляется при помощи стандартизованных сообщений, которые
позволяют более надежно и эффективно обеспечивать раннее оповещение по сравнению
с системами автоматического мониторинга. Вовлечение заинтересованных организаций
и населения в конкретные действия по снижению опасности стихийных бедствий
достигается за счет их обучения и четкого информирования.
Следует отметить, что правовая основа для такого сотрудничества и создания в
Центральной Азии механизма раннего оповещения стихийных бедствий имеется. Прежде
всего, следует опираться на уже принятые в СНГ документы. Это Соглашение о
взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (1993 г.), Соглашение об
информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной
среды (1998 г.), Соглашение об основных принципах взаимодействия в области
рационального использования и охраны трансграничных водных объектов (1998 г.),
Конвенция о коллективной экологической безопасности (2000 г.), Соглашение об
обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,
об информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи
пострадавшему населению (2003 г.).
Для стран Центральной Азии важнейшей задачей является усиление партнерства
национальных служб, связанных с предупреждением и реагированием на стихийные
бедствия. С целью эффективного противостояния стихийным бедствиям
трансграничного характера и ликвидации их последствий необходимо обеспечение
региональной координации действий по оказанию помощи пострадавшим государствам,
предоставлению материальных, технических, медицинских услуг и иной помощи. Для
этого следует проработать аспекты создания регионального фонда по
противодействию стихийным бедствиям. Средства этого фонда могли бы также
направляться на совместные научные исследования в области прогнозирования,
предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, создание системы
раннего предупреждения, реконструкцию трансграничных водохозяйственных объектов
и гидротехнических сооружений.
27-29 июня 2008 г. в Душанбе состоялась Международная конференция «Сокращение
стихийных бедствий, связанных с водой». По актуальности рассмотренных тем,
представительности участников эта конференция является значительным событием в
Центральной Азии. По ее итогам принята «Душанбинская декларация». Она
рекомендует развивать строительство надежных, получивших экспертную оценку
гидроузлов и водохранилищ, способствующих предотвращению наводнений, селевых
явлений, смягчению последствий засух. В том числе, это поможет укреплению
сотрудничества в снижении риска бедствий, связанных с водой, между пострадавшими
странами и партнерами по развитию, включая международные организации. Предложено
рассмотреть возможность создания Центрально-азиатского центра по снижению риска
бедствий. В документе зафиксировано еще несколько важных инициатив:
организовать мероприятие высокого уровня в рамках Генеральной Ассамблеи ООН по обсуждению вопросов, связанных с водой, на глобальном уровне и конкретных мер по разрешению водных проблем, в частности, снижению риска бедствий, связанных с водой;
инициировать создание международного Консорциума по предотвращению возможного прорыва вод высокогорного Сарезского озера, который может угрожать 6 млн человек в Таджикистане, Афганистане, Узбекистане и Туркменистане, и в то же время возможного использования ресурсов его пресной воды для обеспечения нужд миллионов людей в Центральной Азии;
разработать Центрально-Азиатскую субрегиональную Водную доктрину, с учетом сокращения рисков, связанных с водой, интересов всех водопотребителей и водопользователей в условиях роста населения, глобальных изменений климата, необходимости защиты окружающей среды, сокращения бедности и обеспечения устойчивого развития.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|