Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Кто б в рабочие пошел?

 
   

Разработчикам реформы системы начального профессионального образования (НПО) важно знать в лицо тех, кто завтра, по их расчетам, встанет к станку. Какая молодежь идет в профессиональные училища (ПУ)? Каковы ее взгляды на окружающую действительность, чего она ждет от жизни? Поиску ответов на эти вопросы посвящено исследование, проведенное в Институте социологии РАН. Естественно, оно не может ответить на все сложные вопросы, которые ставит перед собой крупномасштабная реформа системы НПО. Однако оно может дать некоторые ориентиры при анализе ключевых проблем, определяющих экономическую эффективность и социальную прогрессивность этой реформы.

 

 
 

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
старший научный сотрудник отдела социологии образования
Института социологии РАН, к.и.н

 
 
ЖИЗНЕННЫЕ ПУТИ

В зависимости от того, что делают выпускники ПУ через полгода после окончания учебы, выделяются три основные группы: работающие, совмещающие работу с учебой (работающие студенты) и продолжившие учебу в различных учебных заведениях (студенты).

Количественно эти группы весьма различны, однако можно сделать вывод, что учеба и работа остаются двумя главными формами деятельности, на реализацию которых направлены усилия выпускников ПУ.

Как видим, намерение работать после окончания ПУ является доминирующим среди обследованных нами выпускников: в сумме планировали работать (не учась) и совмещать труд с учебой 87, 3% опрошенных. Через полгода после первого опроса работало в той или иной форме 63, 9%. Таким образом, среди тех, кто планировал трудиться после окончания ПУ, 23, 4% не реализовали это намерение. Скорее всего, это те, кто, отказавшись от планов совмещать работу с учебой, решили сосредоточиться только на учебе.

Учеба в разных формах (с отрывом или без отрыва от работы) входила в намерения несколько меньшего числа выпускников (54, 6%). Реализовать эти намерения удалось 20, 7% - следовательно, 27, 9% сделать этого не смогли. При этом с отрывом от производственной деятельности учатся 16% вместо 5%, имевших такие планы. Это произошло за счет тех, кто не смог реализовать "совмещение" и продолжил обучение.

Полученные данные подтвердили факт, установленный нашими предыдущими исследованиями: совмещение учебы и работы является самой желаемой и одновременно самой труднодостижимой позицией. Планировала совмещать практически половина опрошенных, а достиг цели лишь каждый двадцатый. Это означает, что надежды 45% не сбылись.

Служба в армии входила в планы лишь 6% опрошенных. Между тем на момент повторного опроса в армии служило в два раза больше - 12, 7%. Таким образом, половина из них - те, кому не удалось реализовать свои первоначальные намерения.

То же самое можно сказать о небольшой группе девушек, планировавших вступление в брак и рождение детей (1, 5%). В реальности эта группа увеличилась до 4, 4%. Выходит, более чем для половины этой группы обзаведение семьей оказалось незапланированным, то есть первоначальные планы не осуществились.

Все показатели говорят о том, что по каждой позиции имеются существенные расхождения между планами и степенью их воплощения. Однако сам по себе факт, что многим не удалось в полной мере или вовсе не удалось реализовать задуманное, еще не свидетельствует о том, что для выпускников ПУ характерен пессимистический взгляд на сложившееся положение вещей. Степень удовлетворенности своим положением среди опрошенных выпускников ПУ в целом достаточно высока.

Несмотря на то, что планы у многих не осуществились, берет верх оптимизм молодости и вера в лучшее. Пессимисты, негативно оценивающие свою нынешнюю ситуацию, составляют лишь около 6%.

Однако в зависимости от того, чем заняты респонденты (работают, учатся, совмещают работу с учебой или на момент опроса не делают ничего), соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных своим положением в каждой из этих групп различно. Довольны своим положением те, кто учится. А в группе совмещающих работу с учебой удовлетворение достигнутым еще выше - его выражают абсолютно все, кому такое совмещение удалось.

Далеко не так монолитна в своем настроении группа работающих: среди них довольных своим положением меньше - в сумме они составляют 77, 5%. Группа неудовлетворенных среди работающих выпускников ПУ (ответы "скорее нет" и "нет") составляет почти четверть опрошенных - 24, 5%.

Наибольший пессимизм демонстрирует небольшая группа, которая к моменту повторного опроса "не делала ничего": среди них вообще нет удовлетворенных. Анализ анкет показал, что "ничегонеделание" нескольких юношей, хотя напрямую и не мотивировано будущим призывом в армию, тем не менее, косвенно связано именно с этим.

ВЫПУСКНИКИ ПУ И РАБОТА

Среди закончивших ПУ Новосибирска группа работающих - самая многочисленная. Она, в свою очередь, делится на тех, кто с самого начала был ориентирован только на работу, и на тех, кто планировал совмещение работы с учебой, но смог осуществить лишь часть этого плана, а именно - начать работать. В целом выпускники ПУ работают по полученной специальности. Больше половины заняты на негосударственных предприятиях, а совмещающие работу с учебой, наоборот, в два раза чаще трудоустраиваются на государственные предприятия. Это связано, скорее всего, с тем, что те, у кого основной деятельностью после окончания ПУ становится работа, более озабочены размерами заработков и стараются трудоустроиться в частный сектор, где, как известно, выше уровень доходов. Те, кто продолжает учиться дальше, менее требовательны относительно заработков, их устраивают и бюджетные рабочие места.

Заманчивые для некоторых планы открыть собственное дело остаются утопическими в обеих группах, плохо представляющих себе условия начального старта в сфере частного предпринимательства.

Особых различий в материальном обеспечении как работающих, так и совмещающих работу с учебой не наблюдается. Однако их различает одно очень важное обстоятельство, которое мы уже отмечали: если группа совмещающих выражает полное удовлетворение сегодняшним положением, то среди работающей молодежи удовлетворение положением выражают существенно меньше респондентов.

Если говорить о тех, кто только работает, то прежде всего следует отметить, что в этой группе достаточно слабо выражены ценности образования в целом. Они изначально слабее ориентированы на дальнейшее повышение образовательного уровня. По полученным данным, менее 50% работающих считают высшее образование условием, необходимым для достижения успеха в жизни. Среди совмещающих работу с учебой таких насчитывается 87, 8%, а среди тех, кто учится не работая - 79, 6%.

В целом данные опроса показали, что во время учебы в ПУ спрос на получаемые знания по различным предметам среди работающих выпускников был ниже, чем среди продолживших учебу и, тем более, среди тех, кто совмещает работу с учебой. Приоритет отдавался знаниям по специальности (около 70%), техническим знаниям (54, 5%) и знанию компьютера (22%). Что касается общеобразовательных предметов, то их важность для рассматриваемых групп оказалась различной. Наименее заинтересована в общеобразовательных знаниях группа работающих: спрос на гуманитарные знания (9, 5%), на знание иностранного языка (6, 5%) и знания по обществоведению (8, 0%) в этой группе минимальный.

В отличие от работающих, те выпускники ПУ, которые продолжили учебу, больше внимания уделяли общеобразовательным дисциплинам, в частности гуманитарным знаниям - 18, 5%.

Однако самую высокую заинтересованность в получении всех видов знаний во время учебы в ПУ продемонстрировала группа совмещающих учебу с работой: они отмечали и важность знаний по специальности (87, 5%), и гуманитарные знания (25, 5%), и даже знания по обществоведению (31, 3%).

СОВМЕЩЕНИЕ РАБОТЫ С УЧЕБОЙ

Те, кому удалось реализовать намерение совмещать работу с учебой, составляют самую малочисленную и наиболее удовлетворенную своим положением группу. Для входящих в нее характерна широта кругозора. Они считают высшее образование безоговорочным условием для достижения жизненного успеха. Учась в ПУ, они чаще других проявляли интерес не только к изучению специальности, но и кзнаниям по общеобразовательным предметам. На удовлетворенность достигнутым не влияет тот факт, что часто приходится соглашаться работать за более низкую зарплату, чем того хотелось бы. Однако в целом группа совмещающих отличается более высокими заработками.

Суммируя, можно выделить лишь два-три показателя, которые объединяют всех тех, кому удалось продолжить учебу, реализовать свои планы на поступление в высшее учебное заведение, а также совместить работу с учебой.

Один из них (очень важный) - удовлетворенность достигнутым, несмотря на то, что некоторым пришлось поступиться заработком или учебой на бюджетной основе, выбором престижного вуза либо выбором вуза в пользу техникума или другого ПУ. Если среди тех, кто ограничился трудовой деятельностью, удовлетворенность достигнутым напрямую зависит от за работка, то среди тех, кто учится, совмещая учебу с работой, размер зарплаты не влияет на степеньудовлетворенности. Это является еще одним доказательством того, что для полноты счастья им важен сам факт продолжения учебы.

Получение выпускниками ПУ (наряду с квалификационным разрядом по изучаемой профессии) аттестата зрелости принципиально расширяет их возможности. Поэтому система НПО не воспринимается как тупиковый канал, и это способствует повышению ее привлекательности. Выпускники знают, что возможности для получения как среднего, так и высшего образования у них никто не отбирает.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru