Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Черный ноябрь может повториться

 
   

Проект создания новой рейдовой нефтеперегрузочной стоянки в Керченском проливе у берегов Тамани общественность региона оценивает как крайне опасный и недопустимый.

 

 
 

Андрей РУДОМАХА,
координатор общественной организации "Экологическая Вахта по Северному Кавказу"

 
 
В российской части Керченского пролива планируется сооружение рейдовой перегрузочной стоянки для танкеров с мазутом. Чем это грозит побережью и морским обитателям?

11 ноября прошлого года в Керченском проливе произошла крупнейшая за всю историю судоходства на Черном море катастрофа. Сильный шторм потопил тогда несколько судов, в том числе танкер "Волгонефть-139", наполненный мазутом. Тот черный ноябрь еще долго будет напоминать о себе. Сегодня это болевая точка юга России, где по-хорошему надо бы дать природе спокойно восстановиться. Об этих проблемах журнал "МЭ" писал не однажды, последний раз - в предыдущем, августовском номере. Но не успел стихнуть шторм, как стали известны планы компании "Евро-Транс" организовать в российском секторе Керченского пролива между мысами Панагия и Такиль рейдовую стоянку танкеров в составе рейдового перегрузочного комплекса "Таманский". Полезно вспомнить, что разломившийся танкер "Волгонефть-139" прибыл в Керченский пролив тоже для рейдовой перевалки.

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ГОЛОДА

Тревога общественности по поводу этой хозяйственной инициативы вызвана в первую очередь отсутствием необходимой информации. К сожалению, для России весьма типична ситуация, когда о том, что угрожает ее гражданам, власть и частный капитал предпочитают либо умалчивать, либо не говорить всего. Именно в таком режиме велась перевалка опасных грузов в Керченском проливе до катастрофы. Ни по одному из многочисленных проектов этой перевалки не было проведено общественных слушаний. И нет сомнений, что исключение граждан из процесса принятия решений стало одной из причин несчастья.

К сожалению, черный ноябрь не многое изменил в этой порочной практике. Во всяком случае, деятельность компании "Евро-Транс" по перевалке нефти в российской части Керченского пролива пошла по тому же пути. Без какой бы то ни было публичности весной этого года компания приступила к делу, не имея обязательного для такой деятельности положительного заключения государственной экологической экспертизы, из-за чего департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу подал на "Евро-Транс" в суд.

Намерения компании в отношении проекта еще одной рейдовой стоянки пойти законным путем можно было бы приветствовать, но мешает одно существенное обстоятельство. Даже организовав общественные слушания, инициатор деятельности попытался скрыть обязательную для предоставления гражданам информацию. Перед слушаниями, состоявшимися 2 июля в Краснодаре, их участники получили лишь усеченные сведения, собранные в странном документе под названием "Информация о воздействии на окружающую среду". Экологическим общественным организациям пришлось потратить значительные усилия, чтобы добиться своего законного права ознакомиться с материалами ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Сегодня эта важнейшая часть проекта находится в администрации Темрюкского района и вывешена на сайте компании, занимающейся экологическим сопровождением проекта. Однако даже материалы ОВОС не дают ответа на все вопросы и не охватывают всех аспектов воздействия проекта.

ПО СХЕМЕ "БОРТ-БОРТ"

Из распространенной авторами проекта "Информации о воздействии на окружающую среду" следует, что рейдовую стоянку планируется организовать на участках, расположенных при входе в Керченский пролив со стороны Черного моря, с глубинами 15-19 м, то есть фактически в открытой части моря.

Ближайший населенный пункт на российской стороне пролива - поселок Волна - находится на расстоянии всего лишь шести километров от планируемой стоянки. Но перевалка нефтепродуктов в этой точке в не меньшей степени угрожает и Украине - до украинского поселка Набережное расстояние примерно такое же.

Рейдовая стоянка предназначается для отстоя четырех танкеров-накопителей водоизмещением 100 тыс. т для перегрузки нефтепродуктов, главным образом, мазута марки М-100 по схеме "борт-борт". Они должны выполнять функции плавучих терминалов. К судам-накопителям танкерами типа "река-море" предполагается подвозить мазут по Азовскому морю. В свою очередь, танкеры-накопители должны обеспечивать загрузку танкеров-отвозчиков, которые будут транспортировать нефтепродукты по Черному морю и далее.

Рейдовый перегрузочный комплекс может работать с мая по ноябрь. За одну навигацию компания планирует переваливать до одного миллиона тонн нефтепродуктов. Ориентировочное количество заходов судов на рейдовую стоянку в навигацию: 200 танкеров-привозчиков дедвейтом 5 тыс. т и 25 танкеров-отвозчиков дедвейтом от 20 до 100 тыс. тонн. Таковы общие параметры проекта. Эта информация обильно сопровождается заверениями, что "негативное воздействие будет незначительным", "ущерб окружающей среде восполним" и т.п. Однако материалы ОВОС в этом совершенно не убеждают. И опыт Керченской катастрофы ясно показывает, насколько эти выводы далеки от действительности.

ЧУШКУ ТАК И НЕ ОТМЫЛИ

Катастрофа 11 ноября предельно ясно продемонстрировала, что экологическая безопасность перевалки нефтепродуктов в Керченском проливе совершенно не обеспечена. Нет практически ничего из того, что должно сопровождать подобного рода деятельность в этом чрезвычайно чувствительном с экологической точки зрения районе. Нет даже собственной метеостанции, чтобы составлять прогноз погоды, не говоря уже о других пунктах обеспечения этой безопасности - достаточно мощных буксиров, нефтесборщиков, соответствующих всем требованиям мест утилизации отходов и т.д. Власти и бизнес продемонстрировали не только беспомощность перед стихией - они оказались не способны эффективно ликвидировать последствия катастрофы. Носовую часть затонувшего танкера, из которой все время сочились оставшиеся в ней нефтепродукты, подняли лишь спустя девять месяцев после крушения. До сих пор не все участки побережья очищены. Обширные поля пропитанных мазутом водорослей покрывают берега южной части косы Чушка и острова Дзендзик. Об уборке мазута, осевшего на дне, никто уже даже не говорит.

СКОЛЬКО НИ ГОВОРИ "ХАЛВА"...

К великому сожалению, даже ноябрьская катастрофа не внесла ничего принципиально нового в обеспечение безопасности перевалки через рейдовый перегрузочный комплекс "Таманский". Как известно, сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. Так же и обилие слов о том, что "негативное воздействие будет незначительным", после Керченской катастрофы никого не может убедить.

Материалы ОВОС по проекту "Евро-Транса" не дают объективной картины, как существование рейдовой стоянки отразится на природе Таманского полуострова, как будут утилизироваться опасные отходы танкеров и их балластные воды, что представляет собой план по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. Нет в них оценки экономических рисков, связанных с затратами на ликвидацию возможных аварий (в том числе - и с катастрофическими последствиями). Совершенно не рассматриваются такие важные вопросы, как обеспечение безопасности Анапы. От знаменитого всероссийского курорта до рейдовой стоянки примерно 35 километров. И это притом, что морские течения здесь направлены именно в его сторону.

Рейдовую стоянку планируется расположить вблизи особо охраняемых природных территорий - Тамано-Запорожского орнитологического заказника и памятника природы "Мыс Панагия", а также ключевой орнитологической территории (КОТР) международного значения "Тамань". Ни о памятнике природы, ни о КОТР в материалах ОВОС нет ни слова. И таких прорех в материалах ОВОС большое количество.

КУРОРТНЫЙ ПРОВАЛ

Ноябрьская катастрофа нанесла местным жителям и местным бюджетам серьезные убытки. Гостиницы и пансионаты станицы Голубицкой в этом году едва заполняются. У соседей, в станице Ахтанизовской, поселках Кучугуры и Ильич, отдыхающих еще меньше. Гораздо меньше, чем обычно, приехало гостей в станицу Тамань, поселки Волна и Янтарь. Основная причина массовых отказов от путевок на таманские курорты - опасение за здоровье после отдыха у моря, куда вылились тысячи тонн мазута. Повторись, не дай бог, подобная катастрофа, перспективы развития на Тамани курортного бизнеса и туризма можно будет окончательно похоронить.

Многоступенчатая технология перевалки нефтепродуктов неизбежно вызовет их утечки. А ведь до пляжа ближайшего населенного пункта, притом, курортного, по прямой всего 6 километров! Но самое главное - сложно судить о том, насколько вредным для окружающей среды окажется проект, если его не оценивать вкупе с другими, не менее опасными, ныне реализуемыми на Таманском полуострове. В частности, с проектом порта "Тамань" ("Железный Рог").

Не случайно на общественных слушаниях прозвучал вопрос, будет ли ОВОС рейдовой стоянки танкеров ЗАО "Евро-Транс" учитывать состояние окружающей среды в связи с реализацией других хозяйственных инициатив, а также последствия прошлогодней катастрофы. Огорчительно, но представитель заказчика ответ дал отрицательный. По его словам, оцениваться будет только отдельно взятый проект.

ИНВЕСТОР ПРЕВЫШЕ ВСЕГО?

Если попытаться суммировать, получится следующее: ни у районных, ни у краевых властей нет концепции комплексного развития Таманского полуострова. Это развитие пока идет по принципу "куда кривая выведет", а выводит она в угодную очередным "стратегическим инвесторам" сторону, где главная заповедь - "доходы от нефти превыше всего!".

В целом попытка реализации проекта ЗАО "Евро-Транс" говорит о том, что Керченская экологическая катастрофа не послужила уроком ни для российских властей, ни для компаний-нефтеперевозчиков. Несмотря на то, что разлив нефти продемонстрировал полную неспособность властных структур и бизнеса обеспечить экологическую безопасность перевалки нефти в Керченском проливе, они намерены ее продолжать, невзирая на угрозы и риски. Проект создания новой рейдовой нефтеперегрузочной стоянки возле берегов Тамани общественность региона оценивает как крайне опасный и недопустимый. Во всяком случае, изменить такое мнение пока нет никаких оснований.
 
 
Еще статьи на эту тему:
- Полуостров леопардовых птиц
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru