Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергетическая безопасность: перекройка мира

 
   

Эта статья, написанная специально для "Мировой энергетики", основывается на книге известного немецкого эксперта и ученого Саши Мюллер-Креннера "Энергетическая безопасность: перекройка мира", ставшей этим летом европейским бестселлером. В переводе на английский язык она выйдет в ноябре 2008 г. в издательстве "Йортскан" (Лондон). Написана книга при поддержке Министерства образования и исследований Германии в рамках программы "Социально-экологические исследования".

 

 
 

Саша МЮЛЛЕР-КРЕННЕР,
Яна ЗАБАНОВА

 
 
Энергетическая безопасность - новый "проблемный ребенок" мирового сообщества, и ее тесная взаимосвязь с мировой политикой еще больше подчеркивает это утверждение. Растет напряженность по мере того, как ЕС и США соперничают за ограниченные энергетические ресурсы с нарождающимися глобальными игроками - Индией и Китаем, - в то время как такие поставщики энергии, как Россия, демонстрируют мускулы в попытке усилить свое мировое влияние.

При этом важно помнить, что концепция энергетической безопасности не является чем-то новым в международной политике, а споры относительно мировых энергетических ресурсов долгое время являлись важным элементом внешней политики и политики обеспечения безопасности ведущих экономических держав.

Данная статья начинается с освещения нынешнего этапа дискуссий по поводу энергетической безопасности в ее исторической перспективе. Далее, при анализе нынешнего развития ситуации, она кон центрирует внимание на евразийском континенте, включающем ЕС, Россию и другие государства на постсоветском пространстве, а также новых нарождающихся потребителей энергии в Восточной Азии. Евразия рассматривается здесь в трех измерениях:
а) как производитель экспортируемых энергетических ресурсов, б) как важный транзитный регион, в) как краеугольный регион с точки зрения создания работоспособного режима по проблеме изменения климата.

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Когда накануне первой мировой войны первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль приказал судам королевского военно-морского флота перейти с использования угля на нефть, его критики испугались, что импортируемая из Персии нефть, в отличие от угля из Уэльса, вскоре иссякнет. Когда его спросили относительно безопасности поставок нового источника энергии - нефти - в кризисные времена, Черчилль уже имел готовый ответ: "Надежность и безопасность заключаются в разнообразии, и только в разнообразии".

Принцип Черчилля, согласно которому энергетическая безопасность главным образом заключается в обеспечении поставок из различных источников, применим и сегодня. Для обеспечения поставокэнергии ни одна держава мира не полагается только на функционирование мирового рынка. Всегда так было, что энергетическая безопасность - это альянсы и внешняя политика. В отличие от 1910 г., центральная роль сегодня отводится тем границам, которые защиту окружающей среды и климата не подчиняютэкспансии мировой экономики.

После того как Китай, Индия и другие крупные нарождающиеся рынки вступили в глобальную экономику, нефти и природного газа становится все меньше. Цены выросли до самого высокого исторического уровня, а количество политических кризисов и природных катастроф в начале нового тысячелетия совершенно четко продемонстрировало, насколько уязвима мировая система энергетики.

Термин "энергетическая безопасность" имеет разное значение в разных странах. Для Европы и Северной Америки он все еще означает - в соответствии с принципом Черчилля - необходимость диверсификации и доступ к различным источникам энергии и поставщикам. Так, по крайней мере, этот термин определяется в "Зеленой книге по энергетике Европейской комиссии" 2006 года.

Китай и Индия опасаются, что их быстрорастущим экономикам не хватит энергии и что поэтому они не сумеют полностью развить свой потенциал. Япония, которая вынуждена импортировать все ископаемое топливо морем, является самой первой и наиболее заинтересованной страной в открытом характере глобальных рынков и в возможности свободно инвестировать средства в любой части мира. США также предпочитают либерализованный мировой энергетический рынок без каких-либо ограничений, налагаемых государством. Уже сегодня энергетические компании Америки играют ведущую роль в мировой торговле нефтью, хотя государственные энергетические компании России, Китая и других нарождающихся экономик начали конкурировать с ними. Когда Россия, Саудовская Аравия и другие основные экспортеры нефти и газа говорят об энергетической безопасности, они ссылаются на необходимость обеспечения надежных рынков потребителей.

Нужны несколько условий, чтобы глобальная система энергетики была более устойчивой к кризисам: необходимо обеспечить стабильные энергетические рынки в глобальном масштабе в долгосрочной перспективе; производственные, а также транспортные и перерабатывающие возможности должны иметь необходимый резерв. Чем больше система энергетики структурирована в децентрализованном виде, тем меньше нефтепроводов и водных путей необходимо охранять и тем меньше будет шансов на то, что террористические акты в Ормузском проливе или в одной из других жизненно важных транзитных артерий сумеют вызвать падение акций на Уолл-стрит. Если возобновляемые источники энергии приведут к большей независимости от импорта и к более устойчивой структуре снабжения энергией, они также могут усилить энергетическую безопасность.

Прозрачность и свободный доступ к надежной информации относительно добычи и резервов энергоресурсов также важны. Только тогда можно будет предотвратить спекуляции с ценами и избавиться от подозрений, что добыча и экспорт некоторых энергоресурсов искусствен но держатся на низком уровне, чтобы цены были высокими.

Привлечение важных новых производителей и потребителей энергии, таких как Китай, Индия и, может быть, даже Россия, в состав членов Международного энергетического агентства (МЭА) было бы одним из путей обеспечения этой прозрачности в большей степени. МЭА собирает и публикует на международном уровне сопоставимые данные о производстве энергоресурсов и торговле ими, тем самым обеспечивая надежную основу для принятия решения относительно энергетической политики государств и частных компаний.

Надежные поставки энергии - одна из основных предпосылок функционирования экономики. Сегодня, в эпоху экономической глобализации, только немногие страны сумели оказаться абсолютно независимыми от импорта энергоресурсов. К ним относятся маленькие государства, особенно богатые природными ресурсами, такие как, например, Исландия. Большинство же стран, однако, зависят от сотрудничества не только со своими соседями, но и с более отдаленными партнерами.

Во время эпохи индустриализации развитие национальной энергетической отрасли в большинстве государств направлялось правительствами. Сегодня смешанная система рынка и государства, общественных и частных компаний, поставляющих энергоресурсы, развита во всех западных странах. Члены ЕС решили в 90-х годах прошлого века создать совместный энергетический рынок и либерализовать свои энергетические рынки.

С тех пор многочисленные, когда-то принадлежащие государствам, энергетические компании были приватизированы - например, в Германии и Великобритании. В дополнение к этому национальные рынки энергетики в странах ЕС стали постепенно открываться для компаний из других стран-участниц Союза. Экономическая интеграция может привести к интеграции политической, как это произошло в ЕС. Взаимозависимость создает стимулы для решения проблем в рамках общих политических институтов. В глобализирующейся экономике самообеспечение больше невозможно, даже в рамках снабжения энергией. Ресурсный национализм и попытки уйти с глобального рынка не срабатывают. Политический контроль над энергетическим рынком, таким образом, должен осуществляться посредством международного сотрудничества и договоров.

КРИТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЭНЕРГЕТИКИ

Энергетическая инфраструктура является одним из наиболее уязвимых элементов современного общества. Атомные электростанции и транспорт, перевозящий ядерные материалы, являются особо уязвимыми элементами для а так террористов или участников военных конфликтов, будь то с моря, воздуха или суши. После 11 сентября 2001 г. появились конкретные свидетельства того, что террористы также планировали напасть на западные атомные станции. Как следствие, АЭС в США и странах Западной Европы были закрыты на несколько дней или даже недель.

Политические разногласия также могут подорвать надежность энергетических поставок, как это было продемонстрировано в 2006 г. в ходе спора России с бывшими советскими республиками Грузией и Украиной. Когда российский поставщик - компания Газпром - прекратила поставки газа на Украину в связи с тем, что та не пожелала платить за природный газ, который существенно подорожал, три до сих пор необъяснимых взрыва одновременно разрушили самые важные линии поставок газа на Кавказе. Из-за этого было прервано снабжение российским газом Армении и Грузии. Если Армения оказалась в состоянии справиться с нехваткой газа за счет собственных резервов, то Грузия сумела восстановить газоснабжение населения через несколько недель и только благодаря спешно подписанным контрактам о поставках газа с Азербайджаном и Ираном.

Конфликт между Россией и Грузией имеет также надрегиональное измерение. Обеспокоенная доминированием России в регионе, Грузия стремится как можно скорее стать членом НАТО и пользуется в этом намерении поддержкой США. Фактически при американской поддержке был построен важный нефтепровод от берегов Каспийского моря до Турции, который прошел мимо России через Грузию. Европейские партнеры НАТО настроены более скептически; они не хотят оказаться вовлеченными в региональный конфликт на Кавказе и никоим образом незаинтересованы в конфронтации с Россией, своим основным поставщиком газа.

Нефте- и газопроводы часто проложены на большом протяжении в малонаселенных и потому плохо охраняемых территориях. Многие из этих самых важных трубопроводов, будь это на востоке России, в китайской провинции Тибет или Синьцзян, на юге Чада или на севере Ирака, проходят через регионы, где имеют место кризисы или войны. Опасность террористических нападений со стороны повстанческих групп или сепаратистских движений нельзя недооценивать. Ремонт разрушенных трубопроводов или ЛЭП требует не только длительного времени, но и больших средств. После того, как нанесен ущерб, часто требуется длительное время, чтобы восстановить прежнее состояние - даже если боевые действия закончились.

Нефтяная промышленность Ирана все еще переживает последствия войны с Ираком 80-х годов. В самом Ираке в нефтедобыче произошел коллапс после того, как Саддам Хусейн был свергнут, и восстановление добычи идете большим трудом. Во время войны в Косове НАТО пыталось в ходе воздушных налетов не повредить энергетическую инфраструктуру Сербии. Тем не менее, разрушение нескольких мостов в результате воздушных налетов парализовало движение судов по Дунаю на долгое время. Как следствие, транспортировка энергоресурсов речным путем в соседние государства, в частности, в Венгрию, также прекратилась.

Транспортировка нефти и сжиженного природного газа морем также таит опасности. Во время ирано-иракской войны 80-х годов прошлого века обе стороны регулярно обстреливали танкеры в Персидском заливе, даже шедшие под нейтральным флагом. Ормузский пролив, который пересекают нефтяные танкеры, следующие из Ирака, Саудовской Аравии, Ирана и Кувейта, а также самая важная водная артерия мира - Суэцкий канал - расположены в непосредственной близости от взрывоопасного ближневосточного региона.

Более 80% поставок нефти в Японию и Корею, а также половина поставок в Китай осуществляются по Малаккскому проливу, расположенному между Индонезией и Малайзией. Американский военно-морской флот охраняет эти водные пути. После второй мировой войны США фактически заменили Британскую империю в качестве полицейской силы на морях и океанах. Другие страны, также зависящие от импорта из Ближнего Востока, такие как Китай, смотрят на эту доминирующую военно-морскую роль США с беспокойством.

Однако крайне сложная энергетическая инфраструктура нашей глобализованной экономики не может быть защищена военным путем. Наоборот, наши системы поставок энергоресурсов, а также общие политические условия должны быть выстроены таким образом, чтобы риск военного нападения или атак террористов был сведен к минимуму. Вместо увеличения служб безопасности АЭС, расквартирования полувоенных формирований вдоль важных трубопроводов, будущая инфраструктура энергетики должна быть создана таким образом, чтобы с самого начала быть менее уязвимой.

Это означает отход от централизованных крупномасштабных технологий к децентрализованным сетям. Укрепляя национальные возможности получения источников энергии, например, благодаря применению возобновляемых источников и путем диверсификации импорта, можно снизить зависимость от существующих маршрутов. Однако лучшей гарантией от угрозы нашей энергетической инфраструктуре является политика, которая ведет к снижению напряженности и содействует региональному сотрудничеству.

РОЛЬ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Какого бы толкования энергетической безопасности мы ни придерживались, ясно, что евразийский континент является в высшей степени важным регионом. Постсоветское пространство включает в себя не только несколько крупных экспортеров энергии, но и является ключевым транзитным регионом, играет важную роль в ходе переговоров по проблеме глобального изменения климата.

Большая Центральная Азия, включая современные Иран и Афганистан, долгое время была в центре борьбы за нефтяные ресурсы. В XIX веке военно-морской флот Великобритании попытался взять под свой контроль богатую нефтью Персию. Сегодня интересы великих держав сталкиваются в Центральной Азии вновь. Индия, Китай, Россия, а также Иран и США вовлечены в новую "Большую игру" за политическое и экономическое доминирование в регионе. Россия и США стремятся обеспечить свое региональное влияние посредством военных баз. Китай и Индия вкладывают огромные инвестиции в добычу нефти и газа, строительство трубопроводов. Иран намеревается освободиться от политической изоляции посредством превращения в партнера по кооперации с растущими экономиками Азии, испытывающими энергетический голод. Со своим опытом региональной и политической интеграции ЕС мог бы стать моделью для национальных государств Азии, борющихся за сферы влияния.

Чтобы понять очертания "Большой игры", есть смысл присмотреться к карте основных трубопроводов по поставкам нефти и газа, которые паутиной покрывают Евразийский континент. Основные нити этой паутины начинаются в России и контролируются трубопроводными монополиями Газпром и Транснефть. Сегодня Европа импортирует большую часть природного газа и растущую долю нефти через эту российскую сеть. Китай и другие страны Восточной Азии также хотят в ближайшем будущем выгадать от использования российских запасов углеводородов. Обе стороны - европейцы и азиаты - обеспокоены растущей зависимостью от российской транспортной монополии. Как следствие, они пытаются создать альтернативные трубопроводные маршруты.

Даже США, в настоящее время едва ли импортирующие нефть и газ из России, взирают на растущее региональное влияние Москвы с беспокойством. Вашингтон также стремится обеспечить доступ американским компаниям к энергетическим запасам Центральной Азии и Каспийского региона. В то же время США стремятся противодействовать растущему китайскому влиянию. И изолировать Иран. Однако взгляд на карту показывает, что количество возможных сухопутных маршрутов для новых трубопроводов, которые обходили бы как Россию, так и ее союзников, а также Иран, ограничено.

Два центральных проекта американской политики в Центральной Азии - это трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и альянс с Казахстаном, как отмечалось выше. Трубопровод БТД был построен и доставляет нефть Каспийского региона из Баку (Азербайджан) через Грузию в средиземноморский порт Джейхан в Турции. Другой трансконтинентальный трубопровод (газ) должен пройти из восточной части Казахстана через Узбекистан и Туркменистан и далее по дну Каспийского моря через Южный Кавказ на Запад.

Однако Казахстан также оставляет для себя открытой возможность альянса с Россией. В тот самый день, когда в мае 2006 г. вице-президент США Чейни посетил страну, национальный трубопроводный оператор подписал соглашение с Россией и Китаем относительно экспорта нефти из Западной Сибири в Китай. Индия также стремится увеличить импорт нефти из Казахстана и соседнего Туркмен иста на. Транспортная ветка предположительно пройдет через Афганистан, который все еще контролируется войсками США и НАТО.

В то время как экономика в странах восточной и южной Азии процветает, экономический и политический кризис в бывших советских республиках Средней Азии продолжается. Туркменистан и Казахстан превратились в важных экспортеров нефти и газа. С другой стороны, экономическая модернизация прекратилась. За внешним мирным фасадом этих авторитарных стран кроется опасность политического экстремизма, и она нарастает. В Центральной Азии все страны пытаются использовать интересы России, Китая и США друг против друга.

Казахстан, например, является ключевой страной для определения экономического и политического будущего Центральной Азии. Это также одна из богатейших в мире стран с точки зрения природных ресурсов. Наиболее важное значение имеют крупные месторождения нефти и газа под Каспийским морем: в 2005 г. Казахстан добыл 1, 2 млрд барр. нефти. В 2010 г. Казахстан намеревается обойти нефтеэкспортирующих гигантов - Кувейт и Нигерию. К 2015 г. добыча должна возрасти до 3 млрд барр. в год. В будущем нефтяной экспорт Казахстана будет направляться главным образом в Китай. Таким образом, роль Китая как конкурента за нефтяные ресурсы Ближнего Востока снизится.

Внешняя политика Казахстана предполагает открытость для всех. Его нефтяные компании инвестируют средства в страны Восточной Европы и соседние азиатские страны. Там они также конкурируют с Россией. Китай, Индия и Запад заинтересованы в его нефтяных и газовых богатствах. Даже Россия, которая не нуждается в нефти из Казахстана, играет ключевую роль в его экспорте, поскольку контролирует систему среднеазиатских трубопроводов. США любой ценой стремятся не допустить экономического альянса, прежде всего энергетического, между двумя великими энергетическими державами - Казахстаном и Россией.


Перевод с английского - Николай ХУДЯКОВ, эксперт "Мировой энергетики"

Об авторах:
Саша МЮЛЛЕР-КРЕНHEP является европейским представителем экологической организации Nature Conservancy ("Сохранение природы") и старшим советником по политическим вопросам находящегося в Берлине Института международной и европейской политики в области экологии.

Яна ЗАБАНОВА обучается в магистратуре на факультете общественной политики "Школы управления Херти" в Берлине. Она также работает в должности помощника исследователя в Deutsches Institut fuer Wirtschaftsforschung, где провела обширные исследования по иностранным инвестициям в нефтяную, газовую отрасли и электроэнергетику России.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru