Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

РАО ЕЭС ушло - проблемы остались

 
   

Реорганизация РАО "ЕЭС России" привело к ликвидации единого координационного центра в электроэнергетике. Важнейшая отрасль страны оказалась под управлением мифического рынка. Электроэнергетика, как стратегическая отрасль, должна оставаться государственной.

 

 
 

Валерий ХНЫЧЕВ,
генеральный директор ОАО "Пятигорские электрические сети"

 
 
РАО "ЕЭС России" ушло, проблемы остались. На самом деле их стало еще больше. С исчезновением главного координационного центра, к сожалению, пока еще слабо просматривается обеспечение единства электроэнергетического комплекса. Особенно опасно это в условиях разделения электроэнергетики на естественно монопольные виды деятельности (передача, распределение и диспетчерское управление), которые находятся под контролем государства, и потенциально конкурентные (генерация и сбыт), которые отданы в частные руки и должны функционировать по законам рынка. Противоречия между частными и государственными интересами неизбежны. Новые собственники стремятся получить как можно больше прибыли и вернуть вложенные средства, государство же стремится эти аппетиты ограничить. Ярким примером вмешательства государства в рыночное ценообразование являются последние события. Как известно, на рынке действует маржинальное ценообразование, когда все производители, независимо от назначенной ими цены, получают оплату электроэнергии по самой высокой востребованной заявке. Этот метод ценообразования, пролоббированный РАО ЕЭС, по своей сути является порочным. Он позволяет покрывать реальные затраты самой дорогой станции, а остальным, с меньшей себестоимостью выработки электроэнергии, получать ничем не обоснованную сверхприбыль.

В июле организатор торгов ОАО "АТС" в связи с резким ростом цен на свободном рынке было вынуждено искусственно занизить спрос на электроэнергию, используя поправочные коэффициенты. В результате цены снизились почти на 10 процентов. Этот рост цен, как объяснили в НП "Совет рынка", был вызван ремонтной компанией, низким уровнем водности рек и высокой среднесуточной температурой. На мой взгляд, эти объяснения не состоятельны. Ведь если разобраться, в тарифах станций предусмотрены затраты на ремонтные работы, выработка на гидроэлектростанциях не превышает 15% общего производства электроэнергии в стране, т.е. если оно и сократилось, это не должно было так повлиять на цены свободного рынка, да и ограничений никаких не вводилось. Как уже было сказано выше, здесь больше желания производителей в первую очередь получить сверхприбыль. Уверен, что в осенне-зимний период найдутся другие причины роста цен. Нам скажут, что резко вырос спрос на электроэнергию, станциям пришлось сжигать дорогой мазут, увеличилась цена на сверхлимитный газ и т.д. Государству придется постоянно вмешиваться в ценообразование. Об этом предупреждают и многие аналитики. Более того, часть из них уверена, что и после полной либерализации государство будет вынуждено это делать. Сам факт вмешательства доказывает - рыночные отношения в электроэнергетике невозможны, электроэнергетика, как стратегическая отрасль, должна оставаться государственной.

Хочу напомнить, что в Европе рынки электроэнергии находятся под контролем государства. Они являются национальными и функционируют на них национальные компании - монополисты. Европейские государства не собирается терять контроль над отраслью.

С ликвидацией РАО "ЕЭС России" как единого координационного центра еще больше обострилась проблема разработки федерального законодательства. До сих пор нет правил проведения конкурсов на получение статуса гарантирующего поставщика - важнейшего субъекта рынка, призванного обеспечивать и гарантировать надежное электроснабжение потребителей. Совершенно не прописаны правила и механизмы, по которым должны действовать региональные розничные рынки электроэнергии. Существующие методики по расчету тарифов очень запутаны, неоднозначны и позволяют трактовать их как кому заблагорассудится, причем, как правило, не в пользу потребителей. Между потребителями и энергосбытовыми компаниями возникает множество споров о применении того или иного тарифа. К этим спорам часто привлекаются региональные тарифные комиссии. Но и они не в состоянии погасить конфликты. Отсюда - нескончаемые судебные разбирательства в арбитражных судах всех инстанций. К примеру, только нам в этом году пришлось принять на предприятие еще двух юристов. В самом деле, как объяснить потребителю, что, хотя его счетчик накрутил 100 кВтч, заплатить ему придется как за 150?

С июля 2008 года Постановлением Правительства РФ N476 от 28.06.2008 года запущен еще один рынок - конкурентной торговли генерирующей мощностью. Прошло уже два месяца с начала его работы, но как и какие цены на нем сложатся не известно пока никому, ни продавцам, ни покупателям. Обещают первые итоги сообщить в сентябре. Наверное, будет сюрприз для покупателей, если, конечно, в ценообразование опять не вмешается государство. Разве можно так работать? Такое отношение абсолютно неприемлемо, плохо не только нам, но в первую очередь нашим потребителям, которые даже не представляют, по каким счетам придется расплачиваться!

Одним из доводов в пользу реформирования было обещание снижения тарифов на электроэнергию в результате создания конкурентной среды в электроэнергетике. Но, как уже всем понятно, это осталось пустым обещанием. С момента начала либерализации цены выросли и продолжают расти. Причем если раньше А.Б. Чубайс все время говорил, что тарифы на электроэнергию растут медленнее инфляции ("инфляция минус"), то сейчас они опережают инфляцию более чем в два раза, одновременно подхлестывая ее.

Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) третьего сентября в "Российской газете" опубликован Приказ от5 августа N127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год". Из приказа видно, что в зависимости от регионов, тарифы вырастут от 19 до 26%. Для сравнения, в 2007 и в 2008 годах рост тарифов составлял 13 и 14% соответственно. По оценкам экспертов, учитывая, что многие регионы, как правило, не вписываются в рамки предельных тарифов, цены на электроэнергию могут возрасти еще больше. И это регулируемые государством тарифы! Что будет с ценами на свободном рынке, остается только догадываться, и это при том, что с первого января 2009 года по свободным ценам будет продаваться до 35% электроэнергии и мощности.

Учитывая, что население и приравненные к нему группы потребителей платят за электроэнергию по регулируемым государством тарифам, прочим потребителям в 2009 году по свободным ценам фактически будет продаваться до 70% электроэнергии.

Рост тарифов на электроэнергию значительно снизит конкурентоспособность отечественной экономики. О планах страны по вступлению в ВТО лучше забыть. Кроме сырья, на внешний рынок нам предложить будет нечего. Не реальными также станут и планы по удвоению ВВП к 2015 году.

Сейчас в соответствии с поправками в действующее законодательство, расширены полномочия региональных органов власти. Ими будет вестись контроль за выполнением инвестиционных программ, отслеживаться тарифная политика. Будут созданы штабы по безопасности. Их основная функция - контроль за работой гарантирующих поставщиков и надежностью функционирования энергетики в регионе. Наверное, это снимет с повестки некоторые спорные моменты. Но пока названные институты не созданы, не решались даже кадровые вопросы, а ведь здесь должны работать настоящие профессионалы. Боюсь, что все эти функции, скорее всего, будут отданы региональным тарифным комиссиям, которые и так задыхаются от кадрового дефицита.

В своих статьях и выступлениях я неоднократно предлагал сохранить РАО "ЕЭС России" как минимум еще на год. Ведь понятно, что не все еще сделано для самостоятельного функционирования отрасли. Сейчас единого координационного центра явно не хватает. Созданному в середине мая этого года Министерству энергетики РФ пока еще трудно перехватить функции РАО ЕЭС, это и понятно, слишком мало времени прошло. О том, что необходимо создание министерства энергетики, я говорил еще два года назад на конференции Санкт-Петербургского филиала Российской академии наук. Если бы тогда оно было создано и постепенно втягивалось в управление электроэнергетикой, уход РАО ЕЭС, возможно, никто бы и не заметил.

Но случилось то, что случилось - РАО "ЕЭС России" больше нет, нет и единого координационного центра. Важнейшая отрасль страны оказалась под управлением мифического рынка.

В заключение хочу привести цитату из статьи секретаря Совета безопасности Николая Патрушева "Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России", опубликованной в "Журнале российского права" N7 за 2007год. Это высказывание в полной мере можно отнести и к законодательству об электроэнергетике - одной из отраслей, обеспечивающей стратегическую безопасность и независимость нашего государства.

"Результаты анализа законотворческой практики позволили выделить новый вид угроз национальной безопасности - в правовой сфере. Речь идет о возможности нанесения ущерба жизненно важным интересам Российской Федерации в результате принятия законодательных актов, "не до конца продуманных" с точки зрения правовых последствий, либо разработанных в интересах определенных групп лиц. Следует отметить, что если правовые последствия и их влияние на безопасность личности, общества и государства может оценить или спрогнозировать только высококвалифицированный специалист (поскольку такой анализ необходимо проводить с учетом влияния различных факторов, в том числе иногда весьма субъективных), то недопущение принятия "заказных" законов является обязанностью всех государственных структур, в той или иной степени участвующих в обеспечении безопасности Российской Федерации".
По-моему, комментарии излишни.

ВАЛЕРИЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ХНЫЧЕВ
Родился 24 августа 1938 г. в Ново-Московске Днепропетровской области. После окончания школы поступил в Новосибирский электротехнический институт. Окончив его, работал мастером на крупных энергетических объектах Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Участвовал в строительстве крупнейших ГРЭС в Сибири - Назаровской, Томь-Усинской, Беловской, Читинской, Южносахалинской, в Средней Азии - Ермаковской, Экибастузских ГРЭС, Джамбульской, Ташкентской, Сыр-Дарьинской, Чардаринской ГЭС, многих теплоэлектроцентралей, а также работал за рубежом на строительстве Пукчанской ТЭЦ в КНДР. Принимал участие в сооружении Ставропольской ГРЭС, а затем в должности главного инженера Светлоградских электрических сетей работал в РЭУ "Ставропольэнерго". В октябре 1979 г. стал директором Пятигорских городских электросетей. В 1994 г. был избран генеральным директором ОАО "Пятигорские электрические сети", где работает и сегодня. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, медалью "За заслуги перед Ставропольским краем" и другими наградами. Международная академия общественных наук наградила В.А. Хнычева орденом "За обустройство Земли Российской" I степени и избрала своим членом-корреспондентом. В июне этого года он был награжден Большой Золотой Медалью "Добрый Ангел Мира". Доктор экономических наук.
 
 
Еще статьи на эту тему:
- Благотворительность - показатель успешности предприятия
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru