Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

"Белая книга" "Северного потока"

 
   

Проект строительства газопровода "Северный поток" (Nord Stream) реализуется консорциумом компаний в составе российского Газпрома (51% акций), германских BASF/Wintershall (20%) и E.On Ruhrgas (20%), а также голландской Gasunie (9%).

 

 
 

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Социально-экологического союза

 
 
Его участники планируют в 2011-2012 гг. проложить по дну Балтийского моря две нити газопровода суммарной мощностью 55 млрд м. куб в год. Первоначально источником газа будут существующие месторождения, а в дальнейшем - Южно-Русское, Ямал, Обско-Тазовская губа и Штокман, освоение которых только начинается.

Трасса подводного газопровода протяженностью около 1200 км пройдет от российского Выборга через Финский залив, восточнее шведского острова Готланд, по проливу между Швецией и датским Борнхольмом, далее фактически пересечет Балтийское море с севера на юг и выйдет на берег в германском Грайфсвальде. По последним оценкам стоимость проекта составит 7,4 млрд евро.

НЕ "КАК ВСЕГДА"

Возможные экологические последствия строительства газопровода "Северный поток" стали предметом активного международного обсуждения. В этом процессе использовался механизм конвенции Эспоо. Россия хотя и подписала, но не ратифицировала этот документ, однако в случае "Северного потока" было принято решение выполнять требования конвенции.

В ноябре 2006 г. всем заинтересованным сторонам были разосланы уведомления о проекте, начались консультации и обсуждение. Информационные материалы по проекту были также размещены на его Интернет-сайте. В результате было получено и учтено 129 комментариев от правительственных и неправительственных структур, а также частных лиц. На первом месте по числу откликов оказалась Финляндия - 50, на втором и третьем - Германия и Швеция (по 29 комментариев каждая). Из России пришел лишь один комментарий. Столько же было получено из Латвии, Литвы и Польши.

Тем не менее благодаря конвенции Эспоо было показано, что информирование заинтересованных сторон по крупному проекту, который реализуется российской государственной компанией, может быть организовано не по принципу "как всегда", что обычно случается с аналогичными внутрироссийскими проектами, а в соответствии с общепринятыми международными требованиями.

Сводка полученных комментариев и ответы на них в августе 2008 г. были опубликованы на интернет-сайте "Северного потока" в виде так называемой "Белой книги". Этот документ объемом более 500 страниц текста позволяет по-новому увидеть и оценить многие социальные и экологические аспекты проекта, что будет способствовать улучшению его качества.

МИНЫ НЕ ПОПАДУТСЯ, РЫБА И ПТИЦЫ НЕ ПОСТРАДАЮТ

Самой громкой экологической проблемой этого проекта является наличие на дне Балтийского моря затопленного химического оружия времен Второй мировой войны. Представители консорциума считают, что тщательное обследование трассы газопровода при помощи специально разработанных для этого проекта высокочувствительных приборов позволит изменять трассу, чтобы избежать мест, где находится затопленное оружие, либо принять меры по его ликвидации. Это же относится к обычным боеприпасам и затонувшим судам, в корпусах которых все еще может пребывать значительное количество нефтепродуктов.

Обсуждение выявило еще один интересный аспект. Представители Польши и Швеции отметили, что предлагаемая трасса газопровода пройдет около полигонов, которые используются для военных учений. У берегов Германии она пройдет через артиллерийский полигон. Открытое обсуждение проекта позволило провести гораздо более тщательный анализ этой проблемы по всей трассе и начать консультации с военными, направленные на ее решение.

Одним из наиболее заинтересованных участников обсуждения были представители рыболовной отрасли. В Балтийском море ежегодно добывается значительное количество кильки, сельди и трески. Может ли труба, которая пересечет большую часть моря, нанести вред рыбе и осложнить работу тех, кто ее ловит? "Северный поток" считает, что, поскольку большую часть трубы проложат на значительной глубине с низким содержанием кислорода, где рыба не водится, ущерб рыбным запасам будет минимальным. При проектировании и прокладке газопровода будет сделано все, чтобы свести ограничения для рыболовства к минимуму. В случае маловероятных повреждений орудий лова пострадавшей стороне выплатят компенсацию.

Трасса пройдет около или даже через особо охраняемые природные территории, в том числе включенные в Европейскую сеть "Natura 2000". Особенно сложна ситуация в прибрежной зоне Германии. Для минимизации вреда трассу в этой акватории изменят так, чтобы обогнуть наиболее ценные в природном отношении участки. При строительстве будут вводиться жесткие ограничения по сезону проведения работ, уровню шума, загрязнения и т.д. Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности балтийских тюленей и птичьих базаров.

ТРУБА И ОПАСНЫЙ ГРУЗ

Негативное влияние на живую природу, помимо беспокойства и образования большого количества взвесей в воде, могут оказать разливы нефти в случаях аварий на судах, участвующих в проведении работ. Особенно велик будет риск таких ситуаций на участках активных морских перевозок в Финском заливе, а также в проливе между датским островом Борнхольм и Швецией.

Представители "Северного потока" считают, что повышенные меры предосторожности, включая дополнительную систему контроля движения судов в зоне, прилегающей к месту работы трубоукладчиков, позволят избежать аварий.

Обсуждение выявило и гораздо более серьезную проблему, связанную с активными морскими перевозками по Балтийскому морю, в том числе и опасных грузов. Для обеспечения безопасности газопровода вдоль его трассы установят зону, где будет запрещена отдача якорей. В ряде случаев, особенно когда газопровод окажется между глубоководными трассами морских перевозок и прибрежными мелководьями, это может привести к весьма серьезным последствиям. Судно, в силу тех или иных причин потерявшее ход или управление, при дрейфе в сторону берега будет лишено возможности остановиться, отдав якоря.

Представители "Северного потока" не дали внятного ответа на этот вопрос, особенно для сценария, когда дрейфовать будет танкер с десятками тысяч тонн нефти на борту. Если при попытке остановить дрейф якоря все-таки повредят газопровод, последствия могут о казаться очень тяжелыми. Проблема потенциальной "газовой бомбы" вдоль напряженных морских путей Балтийского моря, по которым, благодаря активному строительству экспортных терминалов в Финском заливе, в последние годы перевозится более 100 млн т российской сырой нефти в год, остается нерешенной. Для изолированных водоемов, таких как Балтика или Каспий, крупный разлив нефти может оказаться катастрофическим.

КОНВЕНЦИЯ ЭСПОО
Эта конвенция об оценке экологического воздействия (EIA) в международном контексте, устанавливающая рамки отношений между соседними странами, подписана в 1991 г. в финском городе Эспоо и вступила в действие в 1997 году. Ее участники обязуются проводить экологическую оценку возможных последствий реализации крупных проектов, способных оказать влияние на несколько стран, на ранней их стадии, а также информировать заинтересованные стороны и проводить консультации с ними.
Россия конвенцию не ратифицировала, однако на добровольной основе соблюдает ее условия по ряду крупных международных проектов, в частности, при реализации проекта строительства газопровода Nord Stream, трасса которого затрагивает территориальные воды пяти европейских стран.



САМИМ-ТО ГАЗА ХВАТИТ?
Уместен вопрос: для чего все это делается? Формальное обоснование проекта следующее. Согласно прогнозам, потребление природного газа в странах Евросоюза вырастет с 544 млрд м. куб в 2005 г. до 616 млрд м. куб в 2020 году. Рост потребности будет связан как с общим ростом энергопотребления, так и с необходимостью замещения экологически менее привлекательных угля и нефти, а также для снижения выбросов парникового углекислого газа, вызывающего глобальные изменения климата. В этом плане природный газ - наиболее эффективный из всех видов ископаемого топлива, особенно по сравнению с углем.
Сегодня собственная добыча обеспечивает около 40% от потребностей Евросоюза в природном газе. К 2020 г. его добыча уменьшится приблизительно на 100 млрд м. куб, а импорт будет обеспечивать уже 80% европейского потребления природного газа. Россия, обладая огромными запасами этого углеводорода, сможет обеспечивать потребности Евросоюза еще не менее 50 лет (проектное время эксплуатации "Северного потока").

Этот объект позволит также повысить энергетическую безопасность Евросоюза. Кроме того, более широкое использование природного газа, замена им угля даст возможность решить экологические проблемы, а также снизить выбросы углекислого газа.

Относительно повышения энергетической безопасности Евросоюза при увеличении доли импорта природного газа с нынешних 40 до 80% в сложившейся ситуации что-либо сказать сложно.

А вот по вкладу этого проекта в решение проблемы глобальных изменений климата есть серьезные вопросы. Несмотря на действительно огромные запасы природного газа, в последние годы в России начинается перевод тепловых электростанций на уголь, что приведет к увеличению выбросов CO2. Причина - дефицит природного газа, необходимого для выполнения экспортных контрактов.

В последние годы Газпром демонстрировал тенденцию к снижению объемов добываемого природного газа. Южно-Русское месторождение после выхода на проектные объемы добычи будет давать 25 млрд м. куб в год. Непонятно, хватит ли этого, чтобы компенсировать падение добычи на эксплуатируемых сейчас газовых гигантах, которые осваивались еще в советское время.

Об освоении газовых запасов Ямала разговоры идут уже более двух десятилетий. Опять же непонятно, насколько хватит реальных, а не многократно заявлявшихся, объемов добычи на Ямале для компенсации падения объемов добычи на старых месторождениях.

Освоение Штокмана только начинается, причем для него в современной политической ситуации могут оказаться более оптимальными другие схемы транспортировки (например, сжиженного природного газа).

ЭКСПОРТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В результате может статься, что снижение выбросов парникового углекислого газа в Европе, благодаря снижению объемов использования угля, будет с запасом превышено на территории России... за счет увеличения объемов сжигания угля. К низкой "углеродной эффективности" российской экономики необходимо будет добавить значительные дополнительные энергозатраты на транспортировку российского углеводорода до европейских потребителей за многие тысячи километров.

Таким образом, при складывающемся энергетическом балансе России страны Евросоюза, увеличивая импорт российского природного газа, скорее всего, будут не способствовать реальному решению проблемы глобальных изменений климата, а просто "экспортировать" в нашу страну свою ответственность за дополнительные выбросы парниковых газов.

Для оценки потенциальной роли экспорта российского природного газа в борьбе с глобальными изменениями климата необходимо открытое и комплексное обсуждение этого сверхважного вопроса со всеми заинтересованными сторонами, аналогично тому, как это было сделано при рассмотрении конкретных региональных проблем "Северного потока".
 
 
Еще статьи на эту тему:
- "Белая книга" проекта "Северный поток" (PDF)
- Как и зачем писалась "Белая книга"?
- Nord Stream: взгляд из Европы
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru