Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Экспертное заключение

 
   

Чем привлекает внимание работа, которая по своей масштабности и качественным показателям была пионерской для института "Газпром промгаз"?

 

 
 

Виктор КУДРЯВЫЙ,
профессор, доктор технических наук

 
 
Реальностью перспективных задач. В работе заложено удовлетворение городских потребностей в энергоресурсах в соответствии с последними социально-экономическими программами. (Актуализированный план развития Москвы на период до 2025 г.)

Балансовый приоритет надежности тепло-, электро- и топливоснабжения. Энергостратегия базируется на одобренных правительством РФ Генеральных схемах развития газовой отрасли до 2030 г. и размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., а также на разработках ученых РАН по Концепции технического перевооружения энергетического хозяйства Москвы и Московской области. В основе баланса топливно-энергетических ресурсов приоритет отдан вертикали энергосбережения от производителя до потребителя. Такой подход позволяет считать энергообеспечение городских программ целью стратегии; технические, структурные и балансовые проработки - инструментом; а общий подход к приоритету надежности и эффективности - критерием выбора параметров энергообъектов на последующих эта пах работы.

Стратегию отличает взаимоувязанное рассмотрение инвестиционных программ газовой и электроэнергетической инфраструктуры. Это успешная реанимация системной экономической эффективности, утерянной в последние годы из-за чисто корпоративных оценок. Так, в Генеральной схеме размещения энергообъектов, подготовленной РАО "ЕЭС России", предусмотрено строительство избыточных энергомощностей в Москве к 2025 году (около 5,0 ГВт). Это нецелесообразно ни с технических, ни с экономических, ни с экологических позиций.

Встречные потоки газа и электроэнергии, по расчетам "Газпром промгаза", требу ют дополнительных вложений в энергетическую инфраструктуру на сумму около 10 млрд долларов. Поэтому в Энергостратегии предлагается к 2025 г. иметь генерацию в объеме, необходимом лишь для городских потребителей. В этом случае недостаток мощности в регионе (Москва и Московская область) увеличится на 3,4 ГВт. Такое изменение обосновано: резерв мощности в ОЭС Центра к 2020 г. прогнозируется на уровне 10 ГВт на близких к Московской области территориях (Тверская, Костромская, Рязанская, Смоленская области).

Разработчики не замкнулись на городской энергетике, а обосновали необходимость взаимосвязанного синхронного развития энергокомплексов Москвы и Московской области, сформировали вопросы к Федеральной сетевой компании в части усиления межсистемных связей и к Системному оператору - в части строительства пиковых мощностей, необходимых для работы ТЭЦ Москвы в базовом режиме.

Приоритетным разделом энергостратегии является теплоснабжение. Тепловые мощности ТЭЦ и РТС в настоящее время полностью обеспечивают потребности города с резервом около 10%. Годовой отпуск тепла к 2025 г. возрастает с 100 до 120 млн Гкал. Поскольку более трети тепла вырабатывается в котельных, особое внимание уделено оптимизации режимов совместной работы ТЭЦ и РТС (перевод нагрузок в летний период), широкому использованию малой когенерации, замещающей котельные.

Отказ от строительства избыточных энергомощностей и увеличение когенерации в городе свидетельствует о переходе к оптимизационному использованию топлива. Это полностью отвечает интересам ОАО "Газпром", заинтересованному в эффективности использования газа, и соответствует долгосрочным целям правительства Москвы. Снижение выработки электроэнергии серьезно улучшает экологию, сокращая в зоне города ежегодные выбросы NOx на 3 тыс. т и CO2 на 8 млн т при уменьшении потребления пресной воды почти на 50 млн т в год.

Предложенная энергетическая стратегия позволяет перейти от ценовой биржевой торговли электроэнергией в пользу поставщика к многофакторной оптимизации по показателям надежности, топливоиспользования и экологичности, то есть к экономической эффективности потребителя. На финальной стадии слушаний в правительстве Москвы были сформулированы следующие дополнительные задачи.

Развитие энергокомплекса на перспективу до 2025 г. должно быть проведено без приращения количества газа. Представленная институтом ВНИПИЭНЕРГОПРОМ программа энергосбережения, как часть Энергетической стратегии, показала, что даже такая "дикая" постановка вопроса, как выразился Ю. Лужков, в комплексе с системными решениями по парогазовой генерации, снижение потерь в электрических и газовых сетях, тотального энергосбережения у потребителей (прежде всего за счет утепления зданий) - может быть решена.

Московское правительство поставило вопрос о необходимости создания единой структуры управления энергокомплексом, разделенным в настоящее время необоснованными преобразованиями. Наличие десятка энергокомпаний снизило дееспособность структуры управления, что не позволяет не только предотвращать аварийные режимы, но и обеспечивать оптимизацию топливоиспользования.

При подготовке последующих документов необходимо проработать корпоративные процедуры, подобные успешно проведенному объединению сетевых активов в Москве и Московской области в последнее время. Отсутствие конфликта интересов у главных акционеров ОАО "Газпром" и мэрии Москвы позволяет надеяться на решение этого вопроса.

На следующих этапах энергостратегии должна быть доработана модель рынка, позволяющая решать текущие и перспективные задачи без чрезмерного обременения потребителей. Уровень тарифов в Москве уже превысил среднеамериканский и сегодня составил 2 руб. за киловатт/час. Внедренная модель продажи электроэнергии по равновесной цене - очевидный тупик. Только в июле, первом месяце после ликвидации РАО "ЕЭС России", тарифы выросли на 32 процента! Очевидно, что во всех видах деятельности будущего столичного энергокомплекса могут применяться только противозатратные меры по всем видам деятельности, не допускающие сверхприбыли продавца.

Московский энергокомплекс по своей сложности не имеет аналогов в России и мире. Однако ни сетевые (газовые, электрические, теплосетевые) инфраструктуры, ни единичная мощность электростанций и подстанций сегодня не соответствуют критериям энергетической безопасности, так как выход из строя любого центра питания не замещается резервами. Хаотичное развитие инфраструктуры на примере московского блэк-аута 2005 г. показало, что она не соответствует противоаварийным принципам, и без решения вопросов системной надежности Энергостратегия не достигнет своей основной цели. Тесное взаимодействие Промгаза, Системного оператора с ведущими институтами в этом направлении вселяет надежду, что будут найдены решения не только частичного, но и общего характера для других энергокомпаний.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru