Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Москва поделится мощностями с Подмосковьем

 
   

Разработана и утверждена Энергетическая стратегия Москвы. Важнейшим принципом разработки Энергетической стратегии г. Москвы явилось комплексное рассмотрение вопросов надежного тепло-, электро- и газоснабжения.

 

 
 

Александр КАРАСЕВИЧ,
генеральный директор ОАО "Газпромпромгаз"

 
 
Продолжающийся в стране, и в первую очередь в Москве и Московском регионе, экономический подъем ведет к существенному увеличению спроса на энергетические ресурсы, требуя решения как, вновь возникающих, так и накопившихся за годы реформ в энергетике города проблем. Соответствовать требованиям времени и статусу Москвы может только экономически эффективное, динамично развивающееся и финансово устойчивое топливно-энергетическое хозяйство, оснащенное передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами, не наносящее урона окружающей среде.

При разработке Энергетической стратегии учитывалось, что обеспечение города газом неразрывно связано с газоснабжением области и практически полностью обеспечивается поставками газа из Единой системы газоснабжения (ЕСГ), а энергосистема Москвы имеет электрические связи с электроэнергетическими системами Московской области и всего центрального региона (ОЭС Центра).

Потребность в топливно-энергетических ресурсах определена в Энергетической стратегии с учетом необходимости достижения заданных показателей развития экономики города. Так, проектом актуализированного (июнь 2007 г.) Генерального плана Москвы на период до 2025 г. предусматривается:
  • рост ВРП к 2025 году в 4,1 раза по сравнению с 2005 г., среднегодовой темп роста за 20 лет - 7,3%;
  • увеличение объема жилищного фонда города не менее чем до 260 млн м. кв, рост к 2025 г.-28,7%;
  • увеличение доли производства товаров в структуре ВРП до 24% при опережающем росте промышленности;
  • увеличение объема промышленной продукции в 8,18 раза по сравнению с 2005 г., среднегодовой рост - 11,1%.

    Важнейшим принципом разработки энергостратегии Москвы явилось комплексное рассмотрение вопросов надежного тепло-, электро - и газоснабжения.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

    Стабильное и качественное теплоснабжение столичного мегаполиса, без которого немыслимы эффективное развитие экономики и полноценная жизнедеятельность, является приоритетом в развитии энергетики Москвы.

    Централизованное производство тепловой энергии для города составляет в последние годы около 100 млн Гкал (сТЭЦ-22 и ТЭЦ-27), почти 65% вырабатывается на ТЭЦ. Особенностью системы теплоснабжения является наличие источников, принадлежащих разным собственникам, наиболее крупный из них - Мосэнерго.

    Рост потребности города в тепле составляет порядка 0,4-0,5% в год с учетом огромного потенциала энергосбережения. Генеральным направлением здесь является развитие теплофикационных систем на основе современных технологий комбинированного производства электроэнергии и тепла, транспортировки и потребления тепла, увеличения доли тепловой энергии, производимой на ТЭЦ, перевода котельных (РТС и котельных) в режим ТЭЦ с установкой на них газотурбинных агрегатов с котлами-утилизаторами, экономически обоснованного строительства тепловых сетей. Важно добиться повышения коэффициента использования топлива на ТЭЦ до 80- 85% (в настоящее время - 64,7%). При этом нельзя забывать, что единичная тепловая мощность крупнейших московских ТЭЦ и дальность транспортировки тепла от них по условиям надежности достигли своего предела и не должны увеличиваться.

    Первоочередная и наиболее важная задача состоит в существенном повышении надежности теплоснабжения потребителей. Для этого на первом этапе должны быть разработаны повышенные нормативные требования к надежности теплоснабжения, а также меры для их выполнения. Необходимо восстановить процесс комплексного принятия решений по развитию теплоснабжения города в рамках разработки Схемы его теплоснабжения.

    Развитие системы электроснабжения. На основе прогноза социально-экономического развития города Москвы на период до 2025 года выполнен прогноз электропотребления и рост электрических нагрузок.

    Электрические нагрузки увеличатся до 2025 г. в 1,7-2 раза (по умеренному и интенсивному вариантам), электроемкость снизится в 1,8- 2 раза соответственно. Принимая во внимание значительную избыточность производства электроэнергии на ТЭЦ города и дефицитность в этом отношении Московской области предлагается постепенно данный перекос ликвидировать - в умеренном и интенсивном вариантах генерирующие мощности в городе Москве к 2025 г. ограничить до 14 тыс. МВт, а разницу в нагрузках компенсировать за счет опережающего развития мощностей в Московской области и увеличения возможности приема электроэнергии из других регионов ОЭС Центра.

    Развитие генерирующих мощностей по предлагаемым вариантам предусматривает реконструкцию и перевод действующих ТЭЦ на парогазовую технологию и увеличение коэффициента полезного действия до 53-55% и выше, а также снижение до минимума конденсационной выработки на ТЭЦ города Москвы.

    В целях расширения возможностей по приему мощностей из других регионов ОЭС Центра энергетической стратегией предусматривается сооружение линий 750 кВ от Смоленской и Калининской АЭС, а также строительство второго кольца 500 кВ в зоне отчуждения ЦКАД и новых подстанций напряжением 500 кВ.

    О ГАЗОСНАБЖЕНИИ МОСКВЫ

    Доля газа в потреблении котельно-печного топлива составляла в 2000- 2006 гг. 93-94 %. в перспективе эта доля практически не меняется, составляя 95,4-95,8 процентов. Реализация представленной в Энергостратегии города технической политики по повышению эффективности ТЭЦ и всей системы электро- и теплоснабжения позволит решить задачи газоснабжения практически без наращивания его физических объемов. При этом, конечно, должны быть решены задачи повышения надежности системы газоснабжения, резервирования топливоснабжения, развития источников энергоснабжения в Московской области (с учетом рекомендаций Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики РФ) и необходимой диверсификации ТЭБ Московского региона в целом, усилены в необходимой мере электрические связи Московского региона с ОЭС Центра. Для надежного обеспечения пикового спроса на газ предполагается строительство заводов по сжижению, хранению и регазификации природного газа рядом с точками входа в ЕСГ (Яхрома, Воскресенск, Серпухов).
    Элемент графики: доступен в бумажной версии издания
    Источник: Энергетическая стратегия г. Москвы ОАО "Газпром промгаз"

    ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОКОМПЛЕКСОМ

    Существующая структура акционерного капитала энергокомпаний позволяет сформировать перспективную схему управления энергокомплексом города, отвечающую целям стратегических инвесторов - ОАО "Газпром" и мэрии Москвы - в части обеспечения стабильного тепло- и энергоснабжения потребителей города и выхода на сквозной режим энергосбережения от электростанций и РТС до квартир москвичей.
    Абсолютный приоритет надежности теплоснабжения столицы в зимний период обязывает новых собственников при любых корпоративных преобразованиях обеспечить сохранение и развитие тех структур и принципов, которые многолетним опытом доказали свою устойчивость и эффективность.

    Главной задачей совершенствования структуры управления ТЭК Москвы следует считать снижение количества независимых участников единого технологического процесса и направление их деятельности на достижение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей города. Необходимо обеспечить слияние активов однопрофильных энергетических компаний и иметь совместно с ОАО "Газпром" контрольный пакет акций в этих компаниях.

    С ликвидацией вертикально интегрированной системы управления энергокомплексом Московского региона и РАО ЕЭС России возникает также и острая необходимость в организации специального центра, способного обеспечить координацию и взаимодействие разрозненных энергетических организаций Москвы и региона для создания и устойчивого функционирования надежной и эффективной системы энергоснабжения. В настоящее время в роли такого центра взаимодействия в аварийных ситуациях выступает Межведомственная комиссия (МВК) по обеспечению устойчивого газо - и энергоснабжения Москвы.

    Для организации координации и взаимодействия при решении перспективных вопросов развития энергоснабжения следует создать при правительстве Москвы координационный центр - Комитет по надежности и координации развития систем энергоснабжения. В составе такого Комитета должны работать эксперты высочайшей квалификации, признанные специалисты. Работа в комитете должна быть основным и очень престижным местом работы. Комитет должен работать в тесном контакте с Системным оператором, Федеральной сетевой компанией, Правительством Московской области, Министерством энергетики РФ и Ростехнадзором РФ.

    ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДА

    В современной экономике, когда централизованное планирование отсутствует, а территориальные системы энергоснабжения разделены между многими организациями, федеральные и региональные органы государственной власти должны выполнять возложенные на них законодательством координирующие и контролирующие функции по взаимоувязке планов развития отраслевых систем энергоснабжения, проверке их соответствия программам социально-экономического развития страны и региона и последующей реализации.

  • Основными инструментами проведения в городе энергетической политики являются:
  • разработка Энергетической стратегии Москвы с обоснованием основных направлений развития и технического перевооружения энергетики города, обеспечивающих реализацию поставленных в ней целей, приоритетов и задач;
  • разработка Генеральной схемы энергоснабжения Москвы на основе комплексного рассмотрения вопросов развития отраслевых систем энергоснабжения города в увязке с его экономикой, с учетом внутренних и внешних связей и ограничений на ТЭР;
  • комплекс нормативно-правовых и экономических мер регулирования: ценового (тарифного), налогового, инвестиционного, природоохранного и антимонопольного.

    Механизмом реализации Энергетической стратегии Москвы для достижения в короткие сроки качественно нового состояния ТЭК города является формирование на ее основе конкретных программ и схем развития инженерных систем города, в том числе:

  • ускоренного ввода на ТЭЦ Москвы теплофикационных ПГУ;
  • повышения маневренных возможностей ТЭЦ;
  • строительства крупных криогенных центров сжижения и регазификации природного газа, в том числе на крупных газовых ГРЭС Московского региона.

    Управление спросом и режимами электрической нагрузки является одной из важнейших задач по надежному электроснабжению потребителей. Это позволяет на 20% снизить электропотребление и максимальную мощность.
    При создании системы управления спросом необходимо обеспечить ценовое регулирование спроса (многоставочные тарифы, компенсационные выплаты энергоемким потребителям за недоиспользование нагрузки в пиковый период); управление графиком нагрузки (формирование договорной и режимной системы в зависимости от степени заполнения графика); снижение темпов роста электрической нагрузки (сертификация действующего и нового энергетического оборудования по критерию энергетической эффективности).

    В сфере энергетической безопасности необходимо: создание запасов резервного топлива у крупных потребителей; резервирование теплоснабжения потребителей, подключенных к источникам малой и средней мощности без резервного топлива; создание хранилищ СП Г; обеспечение высокой надежности системы газоснабжения. Расчетным возмущением, которая должна выдержать энергосистему следует считать отказ наиболее крупного энергообъекта (электростанция и две подстанции). С этой целью необходимо обеспечить возможное увеличение мощности по приему электрической энергии из ОЭС Центра; рациональное сочетание источников концентрированной и распределенной генерации; создание автономных источников питания у наиболее ответственных потребителей, а также своевременную модернизацию отраслей ТЭК и согласованность их действий.

    В процессе реформирования электроэнергетики не соблюдались принципы поэтапности и последовательности, что не позволяло отрабатывать создаваемые модели и своевременно вносить в них необходимые корректировки, оценивать правильность и обоснованность принимаемых решений, их последствия для экономики страны.

    Нормативно-право вое обеспечение реформирования электроэнергетики преимущественно относится к сфере электроснабжения при явном отставании (и недостаточной взаимоувязке) нормативно-правового обеспечения сферы теплоэнергетики.

    Так, сегодня не принят федеральный закон "О теплоснабжении", предусмотренный планом мероприятий, утвержденных правительством РФ на 2004-2005 и 2005-2006 гг., и другие акты. Решение неурегулированных вопросов нормативно-правового обеспечения теплоэнергетики не терпит отлагательства, поскольку теплоснабжение для России и для субъекта РФ города Москвы относится к числу приоритетных вследствие масштабности и климатических условий.

    Следует отметить, что правительство Москвы в пределах своих полномочий издает нормативно-правовые акты, способствующие развитию энергетики и устойчивому функционированию рынков энергоснабжения города Москвы.
    В дальнейшем в первую очередь должны быть разработаны следующие документы: проект правового акта "О разграничении полномочий и ответственности в сфере энергоснабжения между федеральными и региональными органами власти", проект закона "О теплоснабжении потребителей города Москвы", а также проект концепции закона "Об энергетической безопасности московского региона".

    Необходимо также пересмотреть существующие нормативы, определяющие удельные расходы топлива и энергии на единицу продукции, потери энергии на транспортировку энергоносителей в части повышения требований к энергоэффективности; разработать дифференцированные тарифы на топливно-энергетические ресурсы с учетом объемов их потребления и сезонности; создать систему нормирования потребления газа и других видов топлива. Это станет важным элементом перехода к инновационной энергосберегающей политике.

    В стратегии подчеркивается необходимость разработки правил учета энергопотребления и обязательной сертификации энергопотребляющих изделий массового использования на соответствие показателям энергоэффективности.

    Последовательно проводя целенаправленную энергетическую политику, правительство Москвы и городская Дума создадут надежную базу для динамичного развития экономики столицы на долгосрочный период.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru