Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Освоим и сохраним богатства российского Прикаспия.

 
   

Астраханская область — один из динамично развивающихся регионов России. Мощным стимулом для его экономики стала одобренная два года назад Правительством РФ стратегия социально-экономического развития. Особое место в ней отведено углеводородной и энергетической сферам. О том, как они развиваются сегодня — интервью с губернатором области Александром ЖИЛКИНЫМ.

 

 
 

 
  — Александр Александрович, как реализуется стратегический план развития астраханского региона? Какие направления являются приоритетными?

— В стратегии определены десять ключевых направлений социально-экономического развития, в их числе — формирование на Каспии российского центра культурного, экономического и политического влияния; стимулирование роста добычи газа и нефти в Волго-Каспийском бассейне; развитие транспортно-логистических структур; развитие судостроения и ориентация его на рынок стран Каспия и др. Уже существуют первоочередные приоритетные бизнес-проекты, так называемые «стартеры», в транспортном, нефтегазовом, агропромышленном комплексах и туризме.

Сегодня экономика Астраханской области вошла в стадию инвестиционного роста, который предполагает ускоренное развитие инфраструктуры территории и отдельных секторов экономики.

Укрепляются торговые отношения с прикаспийскими государствами, странами Ближнего Востока, азиатский вектор становится ключевым во внешнеэкономической политике правительства области.

Астрахань, как один из главных урбанизированных центров на Каспийском побережье, имеет возможность выхода на новые перспективные макрорегиональные рынки, среди которых — нефтегазодобыча, расширение деятельности технологических и сервисных компаний, судостроение и судоремонт, нефтехимия и газопереработка.

Макроэкономические индикаторы развития территории за последние два года превзошли средние показатели по стране. Например, ВРП превысил уровень 2005 г. на 20,7% (по России — на 16%) благодаря росту инвестиций в основной капитал (на 62,6% против 41,3% по России), увеличению объемов строительства (на 60,5% против 39,6%) и продукции агропрома (на 14,8% против 7%).

В настоящее время запущены базовые механизмы, началась реализация крупных инвестпроектов на основе модели государственно-частного партнерства, которые обеспечат приток в область миллиардных инвестиций, что позволит выйти на стабильный рост ВРП не менее 7—8% в год.

Одним из наиболее приоритетных направлений стратегии является освоение углеводородного потенциала наших недр, а точнее — развитие нефтегазового кластера. Вклад его в экономику региона велик — 70% промышленной продукции и около 15% ВРП. За 2006—2007 гг. в Астраханской области добыто 23,9 млрд м3 природного газа, 8,4 млн т нефти, включая газовый конденсат. В связи с благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках углеводородов резко возросла динамика развития Прикаспийского региона, одной из самых быстрорастущих углеводородных провинций в мире.

Увеличение добычи углеводородов в Прикаспийском регионе ожидается за счет введения ЛУКОЙЛом в разработку шести новых крупных нефтегазоконденсатных месторождений — имени Ю. Корчагина, Хвалынское, 170 км, Ракушечное, Сарматское и имени В. Филановского.

В Астраханской области сформирован мощный судостроительно-судоремонтный комплекс, занимающий одно из ведущих мест в России. За последние два года астраханские корабелы увеличили выпуск продукции почти в 2 раза, объем судостроительных работ в 2007 г. составил около 6 млрд рублей. И это только начало. Впереди — освоение углеводородных месторождений на шельфе Каспия и конкурентная борьба за заказы на строительство буровых платформ, танкеров, иной судостроительной продукции для нефтяников.

Сегодня на базе ведущих судостроительных заводов области — Астраханский корабел, ССЗ им. III Интернационала и ССЗ «Лотос» — создано судостроительное объединение АСПО, располагающее 4 тыс. квалифицированных судостроителей и производственными площадками по обработке до 50 тыс. т металла в год.

Важнейшей составляющей развития экономики области является комплексное развитие Астраханского транспортного узла. Разработана Стратегия развития Астраханского транспортно-логистического узла на период до 2015 года, в рамках которой реализуются инфраструктурные проекты по увеличению пропускной способности портов.

Среди наших главных удач назову пуск в эксплуатацию в прошлом году моста через пограничную, между Казахстаном и Россией, реку Кигач. Объект был построен на полтора года раньше плановых сроков. Уже в этом году здесь ожидается увеличение грузопотока до 70 тыс. автомашин в год.

С 2010 г. планируется строительство Северного обхода Астрахани протяженностью 20 километров. Его ввод будет содействовать развитию международной торговли, туризма и культурного сотрудничества, увеличению автомобильных перевозок, в том числе до Китая.

Перспектива развития авиационного транспорта связана с созданием современной инфраструктуры аэропорта «Астрахань». Это позволит расширить географию полетов, повысить их регулярность, улучшить сервисное обслуживание и т.д.

Таким образом, реализация проектов развития Астраханского транспортного узла увеличит грузоперевозки на юге России в 2,5—3 раза, а также позволит получить свыше миллиарда рублей налоговых платежей в федеральный бюджет, более 5 млрд — в областной бюджет и создать несколько тысяч рабочих мест.

— Каков сегодня инвестиционный климат в Астраханской области?

— За два года реализации стратегии инвестиции в основной капитал выросли более чем в 2,2 раза. Если в 2005 г. они не превышали 20 млрд руб. в год, то в 2007 г. преодолели 45-миллиардный барьер.

За первый квартал 2008 г. по темпам роста инвестиций (данные Госкомстата РФ) Астраханская область находится на первом месте (156,7%) среди регионов Южного федерального округа, опережая Волгоградскую область почти на 13 пп., а среди российских регионов занимает шестое место. Думаю, в этом году инвестиции в область превысят 65 млрд руб., а в ближайшие три года достигнут 300 миллиардов. Инвестиционный климат в Астраханской области постепенно приближается к климату лучших «инвестиционных курортов».

За последние годы сложился целый комплекс мер стимулирования инвестиционных процессов. Разработана соответствующая законодательная база. Существует персональная ответственность руководства области за реализацию приоритетных инвестиционных проектов.

— Какие крупные энергетические инвестиционные проекты реализуются сегодня в регионе?

— Для нас развитие ТЭК — это не только наращивание темпов добычи углеводородов, но и их глубокая переработка и сокращение выбросов вредных веществ в окружающую среду. Сегодня идет активная разведка новых газоконденсатных месторождений — Центрально- и Западно-Астраханского. Ввод первого в эксплуатацию намечен на 2012 год.

Западно-Астраханское месторождение и Правобережная часть АГКМ рассматриваются Газпромом как возможный экспериментальный полигон для разработки и внедрения принципиально новой технологии добычи и переработки углеводородов.

В сфере переработки углеводородов реализуются два проекта. Первый — комплекс грануляции серы на Астраханском газоперерабатывающем заводе (АГПЗ) производительностью 2 млн т ежегодно. В третьем квартале с.г. там начнутся пуско-наладочные работы. Второй проект — расширение производства по переработке газового конденсата на АГПЗ для повышения качества светлых нефтепродуктов и расширения ассортимента. Завершение строительства планируется в 2009 году. Инвестором обоих объектов выступает Газпром, пользователем — ООО «Газпром добыча Астрахань».

В рамках государственно-частного партнерства прорабатывается вопрос о создании в области новых производственных мощностей по глубокой переработке углеводородного сырья. В частности, СИБУР Холдинг готовит проект производства полимерной продукции мощностью 500 тыс. т в год.

Наметились крупные инвестпроекты в энергетической инфраструктуре области. Например, филиал «Астраханская генерация» ЮГК ТГК-8 проводит реконструкцию Астраханской ГРЭС с сооружением ПГУ мощностью 110 МВт, а также согласовывается проект реконструкции ТЭЦ-2 с доведением ее мощностей до 410 МВт, что позволит покрывать потребности развивающейся экономики области.

Астраханьэнерго предполагает завершить техперевооружение и реконструкцию подстанции Царевская, увеличив ее мощность к 2012 году до 120 МВА, и построить подстанцию Кировская Новая.

— Как разработка углеводородных месторождений на Северном Прикаспии повлияет на развитие области? Какие энергообъекты в связи с этим планируется построить?

— На Северном Каспии огромные запасы углеводородов. Поэтому Астраханская область, имея прямой выход к Каспийскому морю, формирует конкурентоспособный кластер в сфере сервиса и технологического обеспечения нефте- и газодобычи. Правительство региона оказывает всестороннюю поддержку нефтегазовым компаниям, работающим на Каспии, и принимает меры по созданию инфраструктуры для материального и технического обслуживания морских объектов каспийских месторождений. Наш регион располагает достаточно эффективным научно-техническим и производственным потенциалом, поэтому ЛУКОЙЛ, Каспийская нефтяная компания, Каспийская нефтегазовая компания и ПетроРесурс в качестве плацдарма для реализации своих морских проектов избрали Астраханскую область.

В 2009 г. завершится обустройство и начнется добыча нефти на месторождении имени Ю. Корчагина. Этот проект успешно реализует ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть в партнерстве с «Астраханским корабелом», который завершает строительство ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для этого месторождения. ЛУКОЙЛ также планирует построить на астраханских верфях платформу для месторождения имени В. Филановского. По словам президента компании Вагита Алекперова, Астраханская область станет базой строительства платформ для освоения ЛУКОЙЛом Северного Каспия.

В связи с долговременной перспективой работы ЛУКОЙЛа на Каспии, правительство области, в рамках соглашения о взаимном сотрудничестве, оказывает компании содействие по созданию соответствующей береговой и морской инфраструктуры. В частности, завершается строительство комплексной транспортно-производственной базы (КТПБ) ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть в пос. Ильинка Икрянинского района для обслуживания объектов нефтегазовых месторождений Каспийского моря.

Предприятия области получили солидные заказы, так как для освоения месторождений Каспия необходимо построить морские нефтегазопромысловые гидротехнические сооружения, насосные и компрессорные станции, береговые сооружения, проложить сотни километров трубопроводов. Стратегический план комплексного обустройства месторождений предполагает строительство 35 морских платформ, способных работать на глубинах моря от 5 до 500 м, общей массой свыше полумиллиона тонн.

Каспийская нефтяная компания строит на заводе «Красные Баррикады» несамоходное специальное плавучее основание (СПО) для морского бурового комплекса. В конце 2007 г. в Астрахани состоялось официальное открытие Морской базы ПетроРесурса на ССЗ им. III Интернационала, где был представлен весь комплекс технологического оборудования, предназначенного для освоения Лаганского участка.

По данным ЛУКОЙЛа, освоение месторождений и структур Каспийского моря потребует в ближайшее время значительного объема строительно-монтажных работ, для чего на судостроительных предприятиях региона будет создано около 4 тыс. дополнительных рабочих мест. Кроме того, для эксплуатации объектов обустройства месторождений, как в море, так и на берегу, потребуется около 3 тыс. квалифицированных специалистов.

— На Каспии будет сосредоточено много объектов нефтегазодобычи. Какие меры в связи с этим принимает правительство области для улучшения экологической обстановки?

— В рамках соблюдения требований экологической безопасности при разработке месторождений на шельфе Каспийского моря нефтегазовые компании проводят мониторинг технических и организационных мероприятий в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды. В частности, при согласовании проектов строительства поисково-разведочных и эксплуатационных скважин уделяется большое внимание экологической безопасности и организации природоохранных мероприятий. Кроме того, при активном участии госструктур нефтегазовые компании, осуществляющие проекты в акватории Каспия, проводят общественные слушания намечаемой хозяйственной деятельности для оценки экологических и социально-экономических последствий для региона.

Основной контроль над соблюдением нефтегазовыми компаниями природоохранного законодательства на акватории Каспия осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Управление Росприроднадзора) по Астраханской области, которое в 2007 г. создало группу по взаимодействию с работающими на Северном Каспии нефтегазодобывающими компаниями. Она анализирует и обобщает информацию об экологической обстановке при поиске, разведке и добыче углеводородного сырья в северной части Каспия. В 2008 г. на очередном заседании рабочей группы был представлен проект «Свода правил по обеспечению экологической безопасности освоения морских нефтегазовых месторождений (Каспийское море)».

В северной части Каспийского моря находятся особо охраняемые природные территории, нерестилища и миграционные пути осетровых рыб, водоохранные зоны и т.д. Последствия разлива нефти могут сильно навредить экосистеме Каспия и прикаспийского региона. Поэтому нельзя допустить, чтобы богатство недр доставалось нам за счет ухудшения природной среды, и все компании, работающие на Каспии, должны нести экологическую и социальную ответственность перед населением прибрежных регионов.

Также я убежден, что в основу экологических и рыбохозяйственных требований к нефте- и газодобыче должен быть положен принцип «нулевого сброса», что означает запрет на сброс в морскую среду всех отходов. Только в этом случае мы сможем минимизировать возможный ущерб уникальной природе и рыбным богатствам Северного Каспия.

Для совершенствования международного экономического взаимодействия, расширения торгово-экономического сотрудничества российских регионов с прикаспийскими государствами, разработки мер по сохранению экосистемы и эффективному использованию биоресурсов Каспия, а также привлечения инвесторов в октябре 2008 г. в Астрахани состоится Межправительственная экономическая конференция Прикаспийских государств.

— В число приоритетных проектов входит развитие международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». Как они реализуются?

— Приоритетами развития транспортного комплекса области является создание современных магистралей для континентального и трансконтинентального транзита в направлениях «Север-Юг» и «Запад-Восток», а также системы современных транспортных логистических распределительных терминалов, которые свяжут Астраханскую область с крупными российскими и зарубежными промышленными и транспортными центрами.

Одним из первоочередных проектов модернизации транспортной инфраструктуры на Каспии является сооружение международного морского торгового порта Оля. При активном участии правительства области была разработана программа развития порта, согласно которой до 2010 г. из федерального бюджета планируется выделить около 1 млрд руб. на строительство объектов федеральной собственности — первого грузового района. После реализации программы, утвержденной в 2006 г., в соответствии с ФЦП «Модернизация транспортной системы России», порт сможет выйти на переработку 4 млн т грузов в год. Этот один из крупнейших инвестпроектов, реализуемых в Астраханской области, проводится по схеме государственно-частного партнерства.

Инвесторами объектов первого грузового района порта Оля являются ЗАО «Промышленные инвестиции» (Москва) и ОАО «Астраханьнефтересурс». В настоящее время они завершают проектирование автопаромных причалов № 4 и № 5 (600 тыс. т) и начали формирование территории под их застройку. Разработан проект двух контейнерных терминалов (1230 тыс. т), начаты строительные работы, срок их завершения — 2009 год. Окончание работ по всем объектам первого грузового района порта — 2010 год.

Кроме того, правительство области предоставляет налоговые льготы предприятиям воднотранспортного комплекса, реализующим перспективные инвестиционные проекты. Например, в порту Астрахани продолжается модернизация существующих причальных сооружений. В ОАО «Астраханский порт» строятся причал и контейнерный терминал. В порту ОАО «Грузовая компания Армада» ведется масштабная модернизация перегрузочного комплекса, который уже к 2009 г. позволит обрабатывать до 3 млн т грузов ежегодно. В городе Нариманов построен нефтеналивной причал компании «Трансойл-Терминал» мощностью около 500 тыс.т грузов в год.

— Приближается празднование 450-летия Астрахани. Как регион готовится к юбилею? Какие новые объекты появились в городе?

— Более 100 млрд рублей государственных и частных инвестиций, свыше шестисот объектов строительства и реконструкции, миллионы кубометров бетона, тысячи погонных метров мостов и дорог — таковы лишь некоторые цифры, характеризующие масштабный процесс, который происходит сегодня в Астрахани.

Получив в мае 2006 г. «карт-бланш» от Правительства РФ на подготовку к 450-летнему юбилею, мы взяли курс на то, чтобы сделать город совершенно иным, с новыми мостами и дорогами, сочетающим в своей архитектуре изысканность старины и практицизм современности. Люди, прежде жившие в покосившихся избушках, должны получить комфортное жилье, а гости 450-летия увидят из окон новых гостиниц городские пейзажи европейского уровня.

Локомотивом предъюбилейной подготовки стал строительный бизнес. Перед ним стоят серьезные задачи. Снести ветхое жилье и построить новое; защитить Астрахань от подтопления, укрепив и сделав проточными внутригородские водные артерии; капитально отремонтировать памятники; восстановить мосты и дороги, а также проложить транзитную магистраль непрерывного движения, которая ускорит прохождение транспорта через город и даст мощный импульс экономическому развитию «спальных районов».

Чтобы переселить свыше 30 тыс. астраханских семей из старых домов, нужно построить около 2 млн м2 жилья. Под застройку отведены лучшие площадки в городе, на них возводятся сразу несколько новых микрорайонов. «В заделе» — строительство более сотни многоэтажек.

Выполнением глобального проекта, оцениваемого более чем в 4 млрд рублей — реконструкцией внутригородских водных артерий — занимается компания «Инжтрансстрой». Для нее выполнять работы такого масштаба не впервой. Однако в Астрахани пришлось столкнуться с огромными трудностями — почти за полвека бетонные берега, общая протяженность которых более 25 км, осыпались, их буквально пронизали сотни коммуникаций, дно покрылось многометровым слоем ила и песка, шлюзы и насосные станции обветшали. В этом убедился, побывав в прошлом году в Астраханской области, экс-премьер-министр России Виктор Зубков. Годом раньше видел это запустение и Владимир Путин. Сегодня Инжтрансстрой, осушив болото застарелых проблем, вышел на завершающий этап проекта. Водные артерии оделись в бетонные берега, на впадающей в Волгу реке Царев завершается строительство мощной насосной станции, благодаря которой реки и каналы станут чистыми и проточными.

Но что за приволжский город без набережной? Реконструкцией самого красивого места в Астрахани занялась компания «Вис». Инвестором выступил Газпром, руководство которого пошло навстречу моей просьбе сделать к 450-летию города подарок, оцениваемый в 2,2 млрд рублей.

Самое ценное архитектурное сооружение, имеющее общемировое значение — Астраханский кремль — восстанавливает сегодня международная строительно-проектная организация «Моссиб».

Компания «Волгомост» реализует еще один, пожалуй, самый крупный, транспортный проект — прокладывает транзитную магистраль непрерывного движения. На стройке протяженностью свыше десятка километров задействовано свыше шестисот специалистов, более ста двадцати единиц дорожно-мостовой техники и девяносто единиц оборудования. С момента начала строительства в 2006 г. в объект вложено более 2,6 млрд рублей. В этом году предстоит освоить свыше 2,4 миллиардов. Полная стоимость двух мостов, путепроводов и трассы составит 8,7 миллиардов.

Настоящей жемчужиной Астрахани к ее 450-летию станет новый музыкальный театр, архитектурный замысел которого очень напоминает знаменитый на весь мир театр Ла Скала. Этот объект — подарок астраханцам от Владимира Путина. На возведение этого шедевра из федерального бюджета выделено 2,4 млрд рублей. Именно он поддержал и инициировал программу переустройства Астрахани.

Убежден: все задуманное будет реализовываться и в последующие годы. Юбилей — это старт для десятков проектов. Руководство России поставило задачу сделать Астрахань городом европейского уровня, комфортным для жизни людей, с динамично развивающимся строительным бизнесом, современной инфраструктурой. Этот приоритет будет для нас оставаться основным до тех пор, пока Астрахань на сто процентов не подтвердит свое право именоваться столицей России на Каспии.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru