Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Морские узлы развязывать трудно

 
   

Проблема снабжения мировой экономики энергоресурсами обостряется. Действующие месторождения пока справляются с задачей, но абсолютно ясно, что в ближайшие десятилетия придется более активно осваивать шельф и труднодоступные залежи. Это будет сопряжено с немалыми издержками, и не только экономическими.

 

 
 

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 
Все мы помним шум, поднятый вокруг недавней российской экспедиции на Северный полюс. А ведь речь шла всего лишь о намерениях России изучить дно Ледовитого океана и определить, может ли она на основе существующих международных договоренностей добиться расширения площади своей исключительной экономической зоны. Легко представить, что было бы, если бы началось практическое освоение морского дна. Напомню, речь идет о труднодоступном участке и экстремальных условиях возможного освоения.

Между тем в мире немало более благоприятных с климатической точки зрения мест и участков шельфа, где есть нефть и газ и где добыча возможна уже сейчас с помощью современной техники. Потенциально наиболее конфликтным районом в этом смысле представляется часть акватории Тихого океана - Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, отчасти и Японское море.

Понять причины взрывоопасное(tm) этих районов легко. В Азии проживает большая часть населения Земли. Сильнейшие промышленные страны располагают либо недостаточными для себя энергоресурсами (Китай), либо практически не располагают ничем (Япония).

Ситуация осложняется нерешенностью территориальной принадлежности некоторых акваторий. Бывает и так, что претензии выдвигают сразу несколько стран. Случались и вооруженные столкновения, правда, ограниченного характера (Китай-Вьетнам).

По всем прогнозам потребность в нефти и газе в странах Азии будет расти. Нестандартные решения придется искать в ближайшее время. Здесь уместно привести в пример Индонезию. Ей становится все труднее обеспечивать экспорт энергоресурсов из-за роста внутренних потребностей. А по расчетам Центра энергетических проблем АТР, к 2030 г. многие экспортеры энергоресурсов из числа стран региона превратятся в нетто-импортеров.

РЕСУРСЫ АЗИАТСКИХ МОРЕЙ И ИХ ОЦЕНКА

Для начала попытаемся разобраться с ситуацией в Восточно-Китайском море. Оно хорошо приспособлено для хозяйственного освоения, в частности, шельфа. Его средняя глубина всего 370 метров. 460 тыс. км.кв. из общей площади 770 тыс. км.кв. - континентальный шельф. Там глубина в среднем составляет 72 метра.

Дно моря - это собственно континентальный шельф и огромная Окинавская впадина. Ближе к китайским берегам расположена впадина Циху, где на месторождении Пиньху ведется добыча нефти и газа. Среди специалистов преобладает мнение, что Восточно-Китайское море обладает хорошим потенциалом с точки зрения добычи углеводородов - здесь достаточно велики запасы нефти и газа. Естественно, данные варьируются в зависимости оттого, кто их публикует. Согласно исследованию Министерства энергетики США, китайские источники приводят цифру 160 млрд барр. залегаемой нефти. Другие иностранные источники склоняются к более взвешенной оценке и считают, что нефти там около 100 млрд баррелей.

Еще большая путаница наблюдается при определении запасов природного газа. В Восточно-Китайском море, предположительно, его запасы могут варьироваться от 7 до 200 трлн фут.куб. газа. Характерно, что самые большие цифры дает Китай.

КАК ДЕЛИТЬ МОРЕ?

В современном мире территориальная принадлежность акваторий морей и океанов регулируется Конвенцией по морскому праву, принятой в 1982 году. Кроме территориальных вод конвенция устанавливает понятия континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних водоемов и другие.

Естественно, исключительная экономическая зона протяженностью 200 миль одного государства может пересекаться с такой же зоной другого государства. В таких случаях ООН призывает решать спорные вопросы на основе доброй воли с учетом мнения всех заинтересованных стран.

В конце 90-х годов ООН создала Комиссию по установлению границ континентального шельфа. Это касается территорий, выходящих за рамки 200-мильной зоны.

Если вести речь о Японии и Китае, то они придерживаются в вопросе развития континентального шельфа и его разграничения противоположных позиций. При соприкосновении и "наложении" друг на друга территорий исключительных экономических зон Япония выступает за раздел по принципу установления равного расстояния от берега (медианная линия). Китайское руководство заявляет, что границей таких зон должно стать естественное окончание шельфа. В этом случае Китай может вести разработки восточнее районов, устанавливаемых Японией как свои воды.

Добыча нефти и природного газа в Восточно-Китайском море уже идет. Она ведется на акватории, находящейся примерно в 400 км от Шанхая (Пиньху). Китайская компания, ведущая добычу, утверждает, что запасы нефти там достигают более 2 млн баррелей.

Это же месторождение снабжает газом Шанхай. Работы ведутся уже более семи лет. Запасы газа на месторождении оцениваются китайцами в 26 млрд фут.куб. По данным 2006 г., в день добыча составляет 17 млн фут.куб. Эту территорию никто не оспаривает, но есть спорный район между Японией и Китаем - так называемая Окинавская впадина.

Это территория протяженностью около 1300 км с глубинами от 1000 до 2200 метров. Запасы нефти, по китайским данным, составляют там около 20 млн баррелей. В районе есть шесть нефтяных участков, из-за которых и спорят китайцы и японцы.

Природного газа в этой акватории не менее 17 трлн фут.куб. Там также несколько участков, и китайцы уже начали добычу на некоторых из них.

Некоторые участки находятся восточнее японской "медианной линии", что, естественно, вызывает недовольство Токио.

Кстати, несколько лет назад японское правительство фактически поручило компании Teikoku Oil приступить к пробным буровым работам. Это вызвало протесты Пекина, и все пришлось прекратить из-за появления китайских военных кораблей.

Конфликты по поводу шельфа непосредственным образом связаны с вопросом территориальной принадлежности островов Сэнкаку (по-китайски они называются Тяоютай).

Это крохотная группа из восьми необитаемых островков, где никто не живет. Острова Сэнкаку когда-то считались китайскими, но это было давно, в XIX веке. Острова расположены между Окинавой, Тайванем и Китаем. Их общая площадь - 6, 3 км.кв. Всерьез островами заинтересовались только ближе к 70-м гг. прошлого столетия, когда заговорили о возможных запасах нефти и газа на континентальном шельфе. Китай включает их в свою территорию, Япония - в свою. Несколько раз острова становились причиной дипломатических демаршей, активисты с обеих сторон неоднократно устраивали здесь показательные акции. Однажды по неосторожности даже погиб протестующий из Китая. Был случай, когда на островах водрузили флаг Тайваня, и это вызвало резкое осуждение Пекина и Токио.

КОМПРОМИСС ИЛИ ПЕРЕДЫШКА?

18 июня 2008 г. Китай и Япония подписали соглашение о совместном освоении ресурсов Восточно-Китайского моря, которое в Токио и Пекине многие назвали прорывным.

Прежде всего стороны условились исходить из равенства интересов друг друга. До окончательной делимитации границ, при сохранении своих позиций и внутреннего законодательства относительно освоения моря Япония и Китай будут совместно осваивать морские месторождения, для чего определили специальную зону. Позже конкретно определят, какие участки будут там разрабатываться.

Кроме того, было заявлено о возможном участии японских юридических лиц в освоении месторождения нефти и газа Чунцяо в соответствии с китайским законодательством.

Соглашение с Китаем не означает, что Япония меняет свой подход к другим странам, с которыми она имеет территориальные споры.

Например, с Южной Кореей, которая находится в дипломатическом конфликте с Токио по поводу принадлежности островов Такэсима (по-корейски - Токто).

Расположенные в Японском море острова необитаемы, очень малы, и представляют интерес только с точки зрения рыболовного промысла и как "межа" в разграничении шельфа. Фактически острова управляются (или как бы управляются) Южной Кореей, но Япония "рекомендовала" в своих учебниках истории разъяснять школьникам, что это японская земля. В знак протеста против попыток Японии настаивать на своем, в июле 2008 г. Южная Корея отозвала своего посла в Токио. Между прочим, нефти и газа в районе Такэсима пока не обнаружено, хотя исследования периодически ведутся.

Фактически Китай от своих требований не отступил, согласившись лишь заморозить ситуацию. Однако и Япония получила возможность реально осваивать шельф вместе с китайцами (которые начали делать это раньше), поставлять им свои технологии и выделять финансы. Согласитесь, это лучше, чем направлять военные корабли для демонстрации флага в районе спорных территорий.

В Южно-Китайском море ситуация более запутанная. Во-первых, и стран побольше, и акватория поменьше, и много всяких островов и рифов. Согласно оценкам, здесь тоже есть нефть и газ. Между тем практически вся территория оспаривается разными странами, у каждой из которых свои аргументы.

Многие острова непригодны для обитания, подчас это просто скалы, выступающие над водой. Однако их расположение таково, что дает возможность претендовать на обширные акватории.

Самыми известными спорными территориями являются острова Спратли и Парасельские. Конфликтные ситуации в этом районе возникают наиболее часто.

Запасы энергоресурсов Южно-Китайского моря точными назвать нельзя. Данные очень серьезно различаются. Самые оптимистические оценки дают китайские источники - более 200 млрд барр.

нефти. Американские оценки скромнее - 28 млрд баррелей.

Самые большие надежды оптимисты возлагают на острова Спратли. Основанием служит тот факт, что близлежащие страны располагают большими запасами нефти. Но, как замечает Министерство энергетики США, пробного бурения было проведено недостаточно, чтобы говорить о доказанных запасах нефти в районе Парасельских островов или Спратли.

Американцы вообще считают, что, возможно, в Южно-Китайском море больше природного газа, чем нефти. Во всяком случае, разработанные месторождения в Брунее, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, на Филиппинах содержат газ, а не нефть. Национальное геологическое управление США считает, что от 60 до 70% углеводородов в регионе - именно природный газ.

Китайцы, кстати, дают самые высокие оценки предполагаемых запасов газа - около 220 млрд барр. в нефтяном эквиваленте только для островов Спратли. В таком случае потенциальные запасы газа действительно могут оказаться очень высокими.

Принадлежность многих островов и акваторий в Южно-Китайском море остается неопределенной. Однако это не помешало в некоторых случаях приступить к освоению месторождений.

Так, Индонезия добывает природный газ в районе острова Натуна. Предположительно там залегает не менее 46 трлн фут3 природного газа. Китай вряд ли этим доволен, но последние десять лет особых возражений не высказывал. Газ с месторождения поступает в Сингапур по газопроводу.

Два филиппинских газовых месторождения также расположены в зоне, на которую претендует Китай. Специалисты полагают, что совокупные запасы газа этих месторождений могут составлять 2-4 трлн фут.куб. Для транспортировки газа построен газопровод. Китай также никаких возражений не выдвигает.

Малайзия осваивает газовые месторождения недалеко от острова Саравак, на которые опять же претендует Китай. Но мешать освоению он и в этом случае не стал. Зато открытие новых запасов нефти в районе газовых месторождений вызвало недовольство Брунея, который заявил, что это касается его 200-мильной исключительной экономической зоны.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Несмотря на то, что отдельные районы Южно-Китайского моря активно осваиваются, нельзя утверждать, что никаких проблем не ожидается. Наоборот, предстоит немало сделать, чтобы правовой режим был определен окончательно в ближайшее время, дабы избежать новых осложнений.

Посмотрим, кто и как подходит к проблеме демаркации границ или установления принадлежности акваторий.

Самые внушительные требования выдвигает Китай. Практически, Пекин претендует на все море. Ссылается при этом на историческиехроники, положения, определяющие понятия континентального шельфа и исключительных экономических зон. Китай заявляет, что острова Спратли - его территория, и оккупирует силой несколько островов этой группы. В 1974 г. Китай силой захватил у Вьетнама Парасельские острова. Тогда погибло восемнадцать вьетнамских военнослужащих. Военные стычки происходили и позже, в том числе сопровождаемые жертвами.

Вьетнам претендует на значительную часть моря, ссылаясь на положения о континентальном шельфе и экономической зоне. Ханой считает все острова Спратли своей территорией. Настаивает он и на своем праве на Парасельские острова. Еще Вьетнам претендует на Таиландский залив, считая его продолжением своего шельфа. Правда, с Таиландом подписано соглашение о делимитации морских границ.

Китайско-вьетнамский спор то затухает, то обостряется вновь. Последнее обострение случилось в 2007 году. Как широко сообщалось в азиатской печати, весной

Китай обвинил Вьетнам в нарушении своего суверенитета, когда Ханой выдал консорциуму во главе в английской ВР разрешение на разработку нефтяных месторождений в 400 км от берега. Вьетнам заявил, что район расположен в пределах его исключительной экономической зоны. Однако Пекин оказал мощнейшее давление на ВР, вынудив ее отказаться от участия в проекте до лучших времен.

Также летом прошлого года военный корабль Китая обстрелял рыбацкое судно Вьетнама. Один человек был убит. Потом Пекин провел военные маневры у Пара-сельских островов.

В декабре 2007 г. несколько дней не утихали демонстрации студентов у китайского посольства в Ханое в связи с "гегемонистскими устремлениями" Пекина. Студенты вышли на демонстрацию после того, как появились сообщения, что правительство Китая намеревается создать административный орган для управления территориями, расположенными в Южно-Китайском море.

Это, пожалуй, самые сильные региональные игроки. Но и остальные страны, как говорится, не без претензий. У каждой свой интерес, свои требования.

Маленький Бруней претендует только на собственную исключительную экономическую зону.

Камбоджа претендует на свою зону в Таиландском заливе и подписала соглашение с Вьетнамом.

Индонезия ограничивается исключительно особой морской зоной.

Малайзия настаивает на "собственном" континентальном шельфе и претендует на три острова из группы Спратли.

Филиппины занимают восемь островов Спратли. На Парасельские они не претендуют.

Тайвань повторяет практически все претензии Пекина, но в свою пользу. Это касается Парасельских островов и Спратли.

Таиланд претендует на исключительную экономическую зону в Таиландском заливе.

Учитывая такой фон, можно в общих чертах представить, как могут или могли бы развиваться события в будущем. С этой точки зрения положительным фактором является наличие такой мощной региональной организации, как АСЕАН. Форум позволяет решать спорные вопросы путем переговоров. Естественно, в военном отношении Китай в регионе сильнее всех, но и страны АСЕАН - важный торговый партнер Пекина. К тому же АСЕАН проводит ежегодные диалоги с участием не только Китая, но и США и России. Это позволяет надеяться, что проблема все-таки будет решаться мирным путем.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru