|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Август 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Новые схемы для старых строек
|
|
|
Перспективы развития гидроэнергетики в России. Расформирование РАО "ЕЭС России" не изменило тенденцию последних лет: рыночные механизмы инвестиций в гидроэнергетику используются все шире.
|
|
|
Василий ГЕРАСИМОВ, аналитик
|
|
|
В суммарном производстве отечественной электроэнергии на долю ГЭС приходится
21%. Для мира в целом этот показатель чуть меньше - 19%. Россия - пятый номер в
мировой гидроэнергетической табели о рангах: по установленным мощностям ГЭС и
объемам вырабатываемой на них энергии она уступает Китаю, Канаде, США и
Бразилии.
Стоит отметить, что Китай стал крупнейшим производителем гидроэнергии совсем
недавно: еще в 2000 г. он отставал от Канады, Бразилии и США, а в 1991-м не мог
сравняться и с нашей страной. Однако, увеличив за 16 лет выработку на ГЭС почти
в четыре раза, эта страна уверенно вышла на первое место. Стабильно растет
производство гидроэнергии и в других развивающихся странах: Бразилия, Индия и
богатая водными ресурсами Венесуэла за период после 1991 г. увеличили его более
чем в 1, 5 раза. Бразилия вышла на второе место в мире и сегодня генерирует
больше гидроэнергии, чем США и Япония вместе взятые.
В развитых странах можно видеть противоположную тенденцию: производство
электроэнергии на ГЭС или неуклонно падает, как в США и Японии, или переживает
стагнацию, как в странах Европы. В лучшем случае можно наблюдать стабильный, но
очень вялый рост- примером тому Канада.
А что же Россия? Из десяти крупнейших гидростанций мира две находятся в нашей
стране. Это Саяно-Шушенская и Красноярская ГЭС, занимающие соответственно
седьмое и восьмое места по установленной мощности.
Большинство отечественных гидростанций принадлежит ОАО "РусГидро", которое до 1
июля 2008 г. носило название ГидроОГК и было частью холдинга РАО "ЕЭС России".
Пока последнее не было расформировано, оно владело 77, 9% акций ГидроОГК, теперь
же около 59% РусГидро принадлежит государству, а все остальное - бывшим
миноритарным акционерам РАО "ЕЭС России".
Однако помимо РусГидро в стране есть и другие собственники ГЭС. Так,
Красноярская ГЭС, вторая по мощности гидростанция России, та самая, что
изображена на десятирублевой купюре, принадлежит структурам "ОК РУСАЛ". Кроме
того, "ОК РУСАЛ" вместе с РусГидро владеет акциями ОАО "Богучанская ГЭС" -
крупнейшей строящейся гидростанции.
Богучанская ГЭС заслуживает отдельного рассказа. Ее начали строить в 1980 году.
Сначала планировалось, что первую энергию станция даст в 1988 г., а к 1992 г.
будет полностью готова. Однако уже в 1980-е гг. средств в государственном
бюджете стало не хватать и началось недофинансирование. Момент запуска станции
отодвигался все дальше и дальше в будущее. Наконец в 1994-м строительство было
фактически свернуто.
Спустя десять лет президент Владимир Путин создал межведомственную рабочую
группу, призванную найти вариант финансирования достройки ГЭС. В июле 2005 г.
РАО "ЕЭС России" и РУСАЛ заявили о совместном намерении достроить Богучанскую
ГЭС и создать рядом с ней алюминиевый завод, который станет основным
потребителем энергии. В намерениях сторон было финансировать проект на
паритетной основе, а за свою долю в уже построенных объектах РУСАЛ согласился
внести 80 млн долл. дополнительно. Кстати, эта сумма долгое время была камнем
преткновения и не позволяла прийти к соглашению-первоначально РАО "ЕЭС России"
требовало в несколько раз больше.
Общий размер инвестиций оценивался примерно в 3 млрд долл.: по 1, 2 млрд на
достройку станции и на сооружение завода плюс 570 млн на работы в зоне
затопления водохранилища и 500 млн на железнодорожную ветку Карабула - Кодинск.
Стороны признавали, что экономика проекта сильно зависит от того, будет ли
федеральное правительство оплачивать подготовку зоны затопления, откуда
предстояло переселить 4 тыс. человек. Впрочем, тогдашний министр экономического
развития Герман Греф, патронировавший данный проект, давал понять, что
государственные вложения действительно возможны. По его словам, развитие
Приангарья - идеальный пример частно-государственного партнерства,
предполагающий, что правительство тратит средства инвестиционного фонда на
сооружение инфраструктуры. Впоследствии Греф отмечал, что государство
профинансирует проект только на одну треть, но без его участия проекта не будет.
В 2006 г. строительство действительно было возобновлено. Проект получил название
БЭМО - Богучанское энерго-металлургическое объединение. Установленная мощность
ГЭС должна составить 3000 МВт. Проектная мощность завода - 600 тыс. т, он должен
открыться в 2010 г., и тогда же заработает первая очередь электростанции.
Итоговая сумма инвестиций была оценена в 3, 6 млрд долл. без учета затрат на
создание инфраструктуры и подготовку зоны затопления. Эти расходы взяло на себя
государство. РАО "ЕЭС России" и РУСАЛ остались верны замыслу финансировать
проект на паритетной основе, причем было решено, что собственные средства
составят 30% инвестиций, а заемные - 70%.
Богучанская станция - не единственный масштабный проект в гидроэнергетике.
Сегодня в России шестнадцать недостроенных ГЭС, сооружение которых началось в
1980-е гг., а потом было остановлено. Некоторые из них уже расконсервированы, а
одна - Бурейская ГЭС - в июле 2003 г. начала давать энергию. Сейчас из шести
гидроагрегатов станции четыре работают, а два остановлены для замены сменных
рабочих колес на штатные. В 2009 г. Бурейская ГЭС должна заработать на полную
мощность. Достройка станции была осуществлена за счет средств РАО "ЕЭС России".
Эти средства - они назывались централизованными инвестиционными средствами (ЦИС)
- формировались за счет абонентской платы на развитие Единой энергосистемы,
которую РАО "ЕЭС России" взимало с каждого полученного потребителями
киловатт-часа.
С переходом тепловой генерации в частные руки и ликвидацией РАО "ЕЭС России"
этот механизм исчез. Ему на смену пришла инвестиционная надбавка к тарифам
генерирующих компаний, в том числе и РусГидро. Это поставило инвестиционную
политику РусГидро в зависимость от результатов деятельности ее операционных
подразделений и водности (мало продаж - мало денег на инвестиции). Исчезновение
такого "условно-бесплатного" ресурса на фоне высокой объективной стоимости
строительства гидромощностей заставит РусГидро гораздо тщательнее, по сравнению
с тепловой генерацией, относиться к инвестиционной и экономической эффективности
собственных проектов по строительству новых мощностей.
Поэтому руководству РусГидро придется значительно активизировать поиск и
привлечение в гидростроительство частного капитала. Вероятно, этот тренд
выльется в появление полностью независимых в корпоративном плане
гидрогенераторов: владеть новыми мощностями на 100% будет частный инвестор, а
строить эти мощности и затем управлять ими на основе договорных отношений будет
РусГидро. Сильная сторона этой схемы в том, что на сегодняшний день РусГидро -
единственный в России центр компетенции по гидростроительству и управлению
гидромощностями.
Разумеется, гидроэнергетический гигант заинтересован втом, чтобы сохранить
монопольное положение единственного центра компетенции. Для этого потребуется
значительно усилить наращивание своего потенциала в инжиниринге. Этот же тренд
диктуется и значительными отличиями в финансировании и организации
гидростроительства от прочего строительства. Как показывает отраслевой опыт
последних двух лет, в российском гидростроительстве крайне неэффективно работает
общепризнанный в мировой практике механизм ЕРСМ-контрактации.
Это объясняется объективными причинами: свою роль играют и непрогнозируемые
экологические препятствия, возникающие уже непосредственно в ходе строительства,
и невозможность на 100% достоверно предугадать геологические условия работы
строителей, особенно в южных (горных) условиях. Таким образом, инжиниринговым
подразделениям РусГидро придется активно искать уникальные оптимальные формы
договорной и управленческой организации процесса строительства, гарантирующие
своевременный пуск в эксплуатацию с соблюдением требований надежности и разумной
стоимости проекта.
В связи с изложенным уместно ожидать, что РусГидро будет проявлять повышенный
интерес к скорейшей разработке и внедрению системы управления рисками, а также
активно внедрять механизмы страхования.
Будущие инвестиции в гидроэнергетике должны привести кзавершению проектов,
которые начала и не смогла довести до конца советская власть. Они будут
осуществляться под плотным контролем государства и, конечно же, серьезную роль
здесь сыграют не только экономические, но и социально-политические мотивы.
Однако все чаще критерием принятия решений в отрасли становится денежный расчет,
без которого невозможно удовлетворить реальные потребности нынешних и
потенциальных потребителей энергии. |
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|
|
|
|