Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Без осадка : как из стоков мегаполиса извлечь кирпичи и киловатты

 
   

Проблема сжигания осадков сточных вод. Как из стоков мегаполиса извлечь кирпичи и киловатты

 

 
 

Елена СУББОТИНА,
Санкт-Петербург - Москва

 
 
- Да тут мокро! - Коллега опасливо ставит ногу, выбирая, где посуше. - Что это?
- Пол только что вымыли, скоро просохнет, - объясняет зам. директора Северной станции аэрации по имени Станислав.


На нем светлый костюм и хорошо начищенные ботинки. Диалог происходит в чистом, хорошо освещенном цехе, где напротив входа висит графическое изображение производственного цикла. Называется это "Принципиальная схема сжигания осадков". На выходе - киловатт-часы и кирпичного цвета порошок. Зола - все, что осталось от ила городской канализации.

Не уверена, что здесь уместны подробности, но жителям городов не грех знать, в какую тяжелую проблему выливаются их удобства. Пусть задумаются над этим хотя бы для того, чтобы не транжирить воду.

В двух словах: чем больше город, тем больше производит он канализационного осадка. Так образуются поля фильтрации со всеми сопутствующими этому грязному делу проблемами. Там осадок постепенно обезвоживается, превращаясь в специфический ил, на профессиональном языке - кек. Кеком заняты значительные пространства вокруг мегаполисов. Царственно красивый Петербург - не исключение. На его северной окраине есть глухой угол, где хорошо только чайкам. Возле гадкого пруда горбится городская свалка. Площадка заполнена под завязку, лить больше некуда.

С вводом завода по сжиганию осадков сточных вод на Юго-Западных очистных сооружениях (ЮЗОС) Санкт-Петербурга за счет утилизации тепла с использованием турбогенераторов теперь экономится природного газа более 1 млн м.куб./год. Выработка собственной электроэнергии составляет до 3 МВт генерируемой мощности. Внедрение этой современной технологии на Северной станции аэрации позволяет "Водоканалу" снизить свои потребности еще на 5 МВт.

Вообще-то, если поступать без затей, то есть сбрасывать неочищенные стоки в море, как до сих пор делает, например, Владивосток и как до 1970-х поступал Ленинград, илового осадка не возникнет, с кеком разбираться не придется. А что море будет зарастать... Ну кого, кроме ученых зануд, это может занимать? Если же город свои стоки очищает, то что делать с содержимым отстойников? В качестве удобрения использовать это невозможно. Относительно недавно захлебывавшаяся Москва пыталась избавиться от ила по-простому, вывозя баржами на колхозные поля ниже города. Морковка-картошка на тех полях вырастала крупная, но, кек ее побери, тяжелых металлов содержала больше, чем витаминов.

Перед Питером проблема встала в полный рост тогда, когда начала появляться в городе современная система очистки сточных вод. С конца 1970-х иловый осадок вывозили на полигоны, и сегодня на 170 га в общей сложности лежит и пахнет более 6 млн м.куб. осадка. Немало, прямо скажем, но места под отстойники требовалось все больше и больше. Несложный расчет показал, что в весьма обозримом будущем пригодные площадки в радиусе 50-60 км от очистных сооружений будут забиты. И тогда в северной столице приняли стратегию, применимую ко всем без исключения отходам: сведение конечного объема к минимуму. При таком подходе самое опасное - то, что получается на "хвосте". В данном случае "хвост" - активный ил, который решено было уничтожать в специальных установках.

В 1997 г. в Санкт-Петербурге запустили первые мощности по сжиганию илового осадка на крупнейшей в городе Центральной станции аэрации. Генподрядчиком выступила французская компания, успевшая на тот момент построить в Европе два десятка аналогичных установок. Затем пришла очередь Северной станции аэрации и Юго-Западных очистных сооружений, где мощности были пущены почти одновременно - в октябре и ноябре прошлого года.

"Зеленые", как им положено, возбудились, но тут уж надо выбирать: либо сжигание, либо разливы известно чего. Пока, кстати, ни кто убедительно не доказал, что огненный способ плох: опасные вещества из отходящих газов улавливаются, а зола годится для рекультивации свалок и дорожного строительства, например, автомобильного кольца (КАД) вокруг Петербурга. Кирпичи из золы (золокирпичи, как их здесь называют) уже используются для благоустройства города. Но это не все возможности сухого остатка. В Питере думают над тем, как расширить сферу его применения. Рядом с Северной станцией аэрации планируется построить завод по производству стройматериалов.

В "Водоканале" Санкт-Петербурга гостям демонстрируют декоративную тарелочку, выпущенную по случаю грядущего 150-летия организации. Сувенир изготовлен из золы. Красиво, кстати, получилось.
 
 
Еще статьи на эту тему:
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru