|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Без осадка : как из стоков мегаполиса извлечь кирпичи и киловатты
|
|
|
Проблема сжигания осадков сточных вод. Как из стоков мегаполиса извлечь кирпичи и киловатты
|
|
|
Елена СУББОТИНА, Санкт-Петербург - Москва
|
|
|
- Да тут мокро! - Коллега опасливо ставит ногу, выбирая, где посуше. - Что это?
- Пол только что вымыли, скоро просохнет, - объясняет зам. директора Северной
станции аэрации по имени Станислав.
На нем светлый костюм и хорошо начищенные ботинки. Диалог происходит в чистом, хорошо освещенном цехе, где напротив входа
висит графическое изображение производственного цикла. Называется это "Принципиальная схема сжигания осадков". На выходе -
киловатт-часы и кирпичного цвета порошок. Зола - все, что осталось от ила
городской канализации.
Не уверена, что здесь уместны подробности, но жителям городов не грех знать, в
какую тяжелую проблему выливаются их удобства. Пусть задумаются над этим хотя бы
для того, чтобы не транжирить воду.
В двух словах: чем больше город, тем больше производит он канализационного
осадка. Так образуются поля фильтрации со всеми сопутствующими этому грязному
делу проблемами. Там осадок постепенно обезвоживается, превращаясь в
специфический ил, на профессиональном языке - кек. Кеком заняты значительные
пространства вокруг мегаполисов. Царственно красивый Петербург - не исключение.
На его северной окраине есть глухой угол, где хорошо только чайкам. Возле
гадкого пруда горбится городская свалка. Площадка заполнена под завязку, лить больше некуда.
С вводом завода по сжиганию осадков сточных вод на Юго-Западных очистных
сооружениях (ЮЗОС) Санкт-Петербурга за счет утилизации тепла с использованием
турбогенераторов теперь экономится природного газа более 1 млн м.куб./год.
Выработка собственной электроэнергии составляет до 3 МВт генерируемой мощности.
Внедрение этой современной технологии на Северной станции аэрации позволяет
"Водоканалу" снизить свои потребности еще на 5 МВт.
Вообще-то, если поступать без затей, то есть сбрасывать неочищенные стоки в
море, как до сих пор делает, например, Владивосток и как до 1970-х поступал
Ленинград, илового осадка не возникнет, с кеком разбираться не придется. А что
море будет зарастать... Ну кого, кроме ученых зануд, это может занимать? Если же
город свои стоки очищает, то что делать с содержимым отстойников? В качестве
удобрения использовать это невозможно. Относительно недавно захлебывавшаяся
Москва пыталась избавиться от ила по-простому, вывозя баржами на колхозные поля
ниже города. Морковка-картошка на тех полях вырастала крупная, но, кек ее
побери, тяжелых металлов содержала больше, чем витаминов.
Перед Питером проблема встала в полный рост тогда, когда начала появляться в
городе современная система очистки сточных вод. С конца 1970-х иловый осадок
вывозили на полигоны, и сегодня на 170 га в общей сложности лежит и пахнет более
6 млн м.куб. осадка. Немало, прямо скажем, но места под отстойники требовалось
все больше и больше. Несложный расчет показал, что в весьма обозримом будущем
пригодные площадки в радиусе 50-60 км от очистных сооружений будут забиты. И
тогда в северной столице приняли стратегию, применимую ко всем без исключения
отходам: сведение конечного объема к минимуму. При таком подходе самое опасное -
то, что получается на "хвосте". В данном случае "хвост" - активный ил, который
решено было уничтожать в специальных установках.
В 1997 г. в Санкт-Петербурге запустили первые мощности по сжиганию илового
осадка на крупнейшей в городе Центральной станции аэрации. Генподрядчиком выступила французская компания,
успевшая на тот момент построить в Европе два десятка аналогичных установок.
Затем пришла очередь Северной станции аэрации и Юго-Западных очистных
сооружений, где мощности были пущены почти одновременно - в октябре и ноябре
прошлого года.
"Зеленые", как им положено, возбудились, но тут уж надо выбирать: либо сжигание,
либо разливы известно чего. Пока, кстати, ни кто убедительно не доказал, что
огненный способ плох: опасные вещества из отходящих газов улавливаются, а зола
годится для рекультивации свалок и дорожного строительства, например,
автомобильного кольца (КАД) вокруг Петербурга. Кирпичи из золы (золокирпичи, как
их здесь называют) уже используются для благоустройства города. Но это не все
возможности сухого остатка. В Питере думают над тем, как расширить сферу его
применения. Рядом с Северной станцией аэрации планируется построить завод по
производству стройматериалов.
В "Водоканале" Санкт-Петербурга гостям демонстрируют декоративную тарелочку,
выпущенную по случаю грядущего 150-летия организации. Сувенир изготовлен из
золы. Красиво, кстати, получилось.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|
|
|
|