Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Малая, но важная

 
   

Концепции развития малой энергетики. Свое видение концепции развития малой энергетики представляет председатель профильного подкомитета Комитета по энергетике Госдумы РФ Георгий ЛЕОНТЬЕВ.

 

 
 

 
  Большая энергетика находится в процессе реформирования. Разработан значительный объем правил оптового рынка электроэнергии, Постановлением правительства РФ утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., в которой указаны только крупные станции. Что касается малой энергетики, то нет даже ее общего определения. Я бы предложил отнести к ней источники генерации мощностью не более 25 МВт, работающие на розничном рынке. Сегодня развитие этих объектов никак не увязано с процессами, происходящими в большой энергетике. Однако мировая практика показывает, что согласование развития малой энергетики с большой позволяет снизить затраты на энергоснабжение и повысить его надежность.

Главные вопросы, определяющие судьбу малой энергетики, таковы: кто будет инвестировать в новую малую генерацию, кто отвечает за надежное энергоснабжение потребителей в регионе?

На федеральном уровне за надежность энергоснабжения отвечает Системный оператор. На региональном - единого центра ответственности нет. Возможным претендентом на эту роль в регионе мог бы стать гарантирующий поставщик (ГП). Но для этого надо изменить его статус и создать инструмент взаимодействия между программой развития региона и действиями ГП. В принципе, это соответствует мировой практике развития энергетики после реформирования.

Обсуждая малую энергетику, нельзя не затронуть неоднозначность действующего государственного регулирования тарифов на рынке электроэнергии. Оно создает неправильные ценовые сигналы к строительству генерации. Значительные затраты на подключение к сетям, перекрестное субсидирование населения за счет промышленных потребителей в тарифе на передачу электроэнергии, отсутствие гарантий в бесперебойности энергоснабжения, безусловно, формирует стимулы к созданию собственной генерации у потребителей. Эту тенденцию сдерживают только ограничения по топливу. При этом неясно, насколько она целесообразна с точки зрения государственной стратегии развития российской генерации.

Таким образом, чтобы ценовые сигналы работали нормально, действующая система регулирования должна быть пересмотрена.

Прежде всего надо обеспечить недискриминационные условия подключения малой генерации к единой сети и ее взаимодействия с единой энергосистемой. Большая и малая энергетика на территориях образуют единый технологический комплекс, они должны быть связаны соответствующими нормативами и правовым регламентом. У потребителей энергии, помимо выбора поставщика энергоресурсов, существует право и возможность вырабатывать тепло и электричество самостоятельно. Поэтому Минэнерго должно разработать специальный стандарт на подключение малой генерации к сети.

Кроме того, техническая база малой энергетики слаба, а квалифицированного персонала не хватает. Следует создать условия для решения этих проблем.

В мировой практике региональная энергетика финансируется как за счет потребителей электроэнергии, так и за счет госбюджетов. У нас же финансирование отрасли пытаются снять с государства. Учитывая стратегическое значение региональной энергетики, необходимо предусмотреть инструмент покрытия затрат на строительство малых энергетических объектов за счет федерального и региональных бюджетов.

Удачной схемой привлечения инвестиций может стать договор концессии, по которому собственник энергообъекта передает его частному лицу(или компании) в управление, содержание и эксплуатацию. Концессионер обеспечивает сооружение и функционирование объекта на свой страх и риск. Срок таких договоров - от 15 до 20 лет.

Получили распространение контракты с частными компаниями, которые за счет собственных средств или кредитов проектируют, строят и эксплуатируют предприятия в течение времени, позволяющего вернуть вложенные средства и получить определенную в договоре прибыль, а затем передают предприятие муниципалитету. Перспективные инновационные проекты в малой энергетике могут финансироваться специальными венчурными фондами.

В заключение можно сделать следующие выводы.

В правилах розничного рынка электроэнергии следует четко разграничить зоны ответственности разных субъектов, активнее стимулировать энергосбережение у потребителей.

Необходима нормативная база для партнерских отношений государства и промышленности в регионах, прогнозирование рыночных условий, заказы на строительство новой генерации.

Будущий закон о теплоэнергетике должен разрешить долгосрочные контракты на рынке тепла, а также определить приоритеты государства.

Условия подключения малой энергетики к единой энергосистеме следует резко упростить. С другой стороны, повальный переход на автономное энергоснабжение также нежелателен, и поэтому надо ограничивать перекрестное субсидирование, подталкивающее потребителей к таким действиям.
 
 
Еще статьи на эту тему:
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru