|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Малая, но важная
|
|
|
Концепции развития малой энергетики. Свое видение концепции развития малой энергетики представляет председатель
профильного подкомитета Комитета по энергетике Госдумы РФ Георгий ЛЕОНТЬЕВ.
|
|
|
|
|
|
Большая энергетика находится в процессе реформирования. Разработан значительный
объем правил оптового рынка электроэнергии, Постановлением правительства РФ
утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., в
которой указаны только крупные станции. Что касается малой энергетики, то нет
даже ее общего определения. Я бы предложил отнести к ней источники генерации
мощностью не более 25 МВт, работающие на розничном рынке. Сегодня развитие этих
объектов никак не увязано с процессами, происходящими в большой энергетике.
Однако мировая практика показывает, что согласование развития малой энергетики с
большой позволяет снизить затраты на энергоснабжение и повысить его надежность.
Главные вопросы, определяющие судьбу малой энергетики, таковы: кто будет
инвестировать в новую малую генерацию, кто отвечает за надежное энергоснабжение
потребителей в регионе?
На федеральном уровне за надежность энергоснабжения отвечает Системный оператор.
На региональном - единого центра ответственности нет. Возможным претендентом на
эту роль в регионе мог бы стать гарантирующий поставщик (ГП). Но для этого надо
изменить его статус и создать инструмент взаимодействия между программой
развития региона и действиями ГП. В принципе, это соответствует мировой практике
развития энергетики после реформирования.
Обсуждая малую энергетику, нельзя не затронуть неоднозначность действующего
государственного регулирования тарифов на рынке электроэнергии. Оно создает
неправильные ценовые сигналы к строительству генерации. Значительные затраты на
подключение к сетям, перекрестное субсидирование населения за счет промышленных
потребителей в тарифе на передачу электроэнергии, отсутствие гарантий в
бесперебойности энергоснабжения, безусловно, формирует стимулы к созданию
собственной генерации у потребителей. Эту тенденцию сдерживают только
ограничения по топливу. При этом неясно, насколько она целесообразна с точки
зрения государственной стратегии развития российской генерации.
Таким образом, чтобы ценовые сигналы работали нормально, действующая система
регулирования должна быть пересмотрена.
Прежде всего надо обеспечить недискриминационные условия подключения малой
генерации к единой сети и ее взаимодействия с единой энергосистемой. Большая и
малая энергетика на территориях образуют единый технологический комплекс, они
должны быть связаны соответствующими нормативами и правовым регламентом. У
потребителей энергии, помимо выбора поставщика энергоресурсов, существует право
и возможность вырабатывать тепло и электричество самостоятельно. Поэтому
Минэнерго должно разработать специальный стандарт на подключение малой генерации
к сети.
Кроме того, техническая база малой энергетики слаба, а квалифицированного
персонала не хватает. Следует создать условия для решения этих проблем.
В мировой практике региональная энергетика финансируется как за счет
потребителей электроэнергии, так и за счет госбюджетов. У нас же финансирование
отрасли пытаются снять с государства. Учитывая стратегическое значение
региональной энергетики, необходимо предусмотреть инструмент покрытия затрат на
строительство малых энергетических объектов за счет федерального и региональных
бюджетов.
Удачной схемой привлечения инвестиций может стать договор концессии, по которому
собственник энергообъекта передает его частному лицу(или компании) в управление,
содержание и эксплуатацию. Концессионер обеспечивает сооружение и
функционирование объекта на свой страх и риск. Срок таких договоров - от 15 до
20 лет.
Получили распространение контракты с частными компаниями, которые за счет
собственных средств или кредитов проектируют, строят и эксплуатируют предприятия
в течение времени, позволяющего вернуть вложенные средства и получить
определенную в договоре прибыль, а затем передают предприятие муниципалитету.
Перспективные инновационные проекты в малой энергетике могут финансироваться
специальными венчурными фондами.
В заключение можно сделать следующие выводы.
В правилах розничного рынка электроэнергии следует четко разграничить зоны
ответственности разных субъектов, активнее стимулировать энергосбережение у
потребителей.
Необходима нормативная база для партнерских отношений государства и
промышленности в регионах, прогнозирование рыночных условий, заказы на
строительство новой генерации.
Будущий закон о теплоэнергетике должен разрешить долгосрочные контракты на рынке
тепла, а также определить приоритеты государства.
Условия подключения малой энергетики к единой энергосистеме следует резко
упростить. С другой стороны, повальный переход на автономное энергоснабжение
также нежелателен, и поэтому надо ограничивать перекрестное субсидирование,
подталкивающее потребителей к таким действиям. |
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|
|
|
|