Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Монополизация вместо конкуренции

 
   

С 1 января вся электроэнергия на оптовом рынке будет продаваться по свободным ценам. Создание и развитие конкурентной среды - одно из ключевых условий реформирования электроэнергетики. Что мешает этому процессу?

 

 
 

Василий МИХАЙЛОВ,
председатель Российской Ассоциации "Коммунальная энергетика"

 
 
С 1 января 2011 г. вся электроэнергия на оптовом рынке будет продаваться по свободным ценам. В то же время либерализация не касается населения и приравненных к нему групп потребителей. Возникает вопрос - кто же заплатит за увеличение стоимости электроэнергии в результате отпуска цен? Население - не заплатит*1. Дополнительные затраты ложатся на всех остальных потребителей. Это относится и к промышленности, и к бюджетным учреждениям. Для данных потребителей либерализация, по сути, оборачивается лишь более дорогим электричеством. И чем она полнее, тем сильнее растут цены.

Это означает, что практика перекрестного субсидирования не только сохраняется, но и усугубляется. Пока процент либерализации невысок, это не очень заметно, но с каждым годом диспропорция будет нарастать. К чему это приведет?

Сейчас сумма, которую бюджетным организациям предстоит потратить по статье "Оплата энергии", определяется, когда тарифы на год уже установлены. А после либерализации появится риск, что в течение года электричество неожиданно подорожает, и бюджетных средств, выделенных школам и больницам на его оплату, не хватит.

Что касается промышленности, очевидно, что повышение цен приведет к росту себестоимости продукции и к снижению конкурентоспособности, особенно для энергоемких отраслей.

Существенно это обстоятельство и для сетевых компаний. Они покупают электроэнергию для оплаты технологических потерь, в тарифы для них закладываются регулируемые цены, и повышенную стоимость они могут компенсировать только за счет прочих расходов, а прочие расходы - это содержание электрических сетей. Поэтому неизбежно сокращение финансирования на проведение ремонтных и иных работ, а это уже надежность энергоснабжения.

Очевидно, необходимо создать рабочую группу из представителей федеральных структур для детального анализа перспектив роста стоимости электроэнергии и выработки решений по нейтрализации негативных последствий рыночных преобразований в этой области.

Теперь о развитии конкурентных отношений. Предприятия энергетики были разделены по видам деятельности, в том числе и для того, чтобы в сфере сбыта появилась конкуренция. К сожалению, эта программа выполнена только в части разделения предприятий.

На территории регионов в настоящее время действуют, как правило, несколько гарантирующих поставщиков, созданных на базе сбытовых подразделений энергоснабжающих организаций: АО-энерго и предприятий коммунальной энергетики. В структуре потребителей АО-энерго население занимает незначительную долю, у других гарантирующих поставщиков население занимает обычно около половины объема реализуемой электроэнергии.

В результате трансляции свободных цен и отклонений оптового рынка на потребителей розничного рынка (кроме населения), у первого гарантирующего поставщика повышение тарифа для юридических лиц из-за трансляции с оптового рынка заведомо меньше, чем у остальных.

Таким образом, сбытовые организации оказываются в неравном положении. Наряду со злоупотреблением первым гарантирующим поставщиком своим положением действующего участника оптового рынка и препятствиями с его стороны выходу на оптовый рынок других гарантирующих поставщиков, это ставит под угрозу их дальнейшее существование, что приведет к еще большей монополизации рынка электроэнергии и исключению возможности появления на этом рынке конкурентных сбытовых организаций.

Необходимо учесть это при внесении изменений в Правила функционирования розничных рынков электроэнергии в связи с окончанием переходного периода реформирования электроэнергетики.

Чрезвычайно важен объективный анализ ситуации со сложившимся институтом гарантирующих поставщиков вообще. По оценкам НП "Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций", гарантирующие поставщики в настоящее время продают около 75% электроэнергии. Если учесть, что кроме них на оптовом рынке электроэнергию приобретают крупные энергосбытовые организации и крупные предприятия, картина на розничных рынках еще более очевидна.

Таким образом, из структуры, обеспечивающей поставки электроэнергии любому потребителю, гарантирующие поставщики фактически превратились в абсолютно монопольных игроков на розничных рынках электроэнергии.

Более того, если потребитель по какой-то причине пожелает перейти на обслуживание к другой сбытовой организации, он должен компенсировать гарантирующему поставщику выпадающие доходы до конца текущего года.

За время реформирования энергетики, особенно после разделения предприятий по видам деятельности, в регионах существенно сократилось количество сбытовых организаций - прежде всего за счет поглощения сбытовых подразделений коммунальных предприятий гарантирующими поставщиками, образованными на базе АО-энерго.

Возможность конкуренции между действующими гарантирующими поставщиками вряд ли возможна: они находятся в неравном положении сточки зрения тарифообразования - второй гарантирующий поставщик оплачивает сбытовую надбавку первого. Выход относительно небольших гарантирующих поставщиков на оптовый рынок чрезвычайно затруднен как по объективным, так и по субъективным причинам. Существует практика рассмотрения этих проблем как в НП "Администратор торговой системы", так и в региональных управлениях ФАС. Не решена проблема деятельности разных сбытовых организаций, в том числе и гарантирующих поставщиков, на одних и тех же группах точек поставки электроэнергии, что само по себе исключает возможность какой-либо конкуренции сбытовых компаний. Проблема перекрестного субсидирования, особенно актуальная для "коммунальных" гарантирующих поставщиков с большой долей населения, также исключает возможность полноценной конкуренции.

В связи с изложенным логично предложить следующую схему взаимодействия розничных рынков электроэнергии с оптовым. Функции гарантирующих поставщиков надо закрепить за территориальными сетевыми организациями, исходя из технологического присоединения к ним потребителей, как это предусмотрено действующими Правилами функционирования розничных рынков для случаев прекращения деятельности гарантирующего поставщика.

При этом возможно сохранить за прет на совмещение деятельности по передаче и сбыту электроэнергии в тех случаях, когда в данной зоне функционирует сбытовая организация, имеющая, согласно заключенным договорам купли-продажи электроэнергии, возможность энергоснабжения потребителей этой зоны.

Впрочем, это требование представляется излишним, если законодательно будет закреплено право любого потребителя и любых сбытовых организаций недискриминационного доступа к получению услуг по передаче электроэнергии.

На каждом розничном рынке электроэнергии, сформированном исходя из регионального административного деления, должны быть сбытовые организации - участники оптового рынка, имеющие точки поставки только на присоединениях к Единой национальной электрической сети, обслуживаемой Федеральной сетевой компанией. При этом должна быть минимизирована сбытовая надбавка, а возможно и вообще исключена, для покупки электроэнергии у участника оптового рынка другими сбытовыми компаниями, функционирующими на данном розничном рынке. Трансляция ценовых отклонений оптового рынка и колебаний свободных цен должна осуществляться, в перспективе, на всех потребителей, а до введения этого положения - на всех потребителей - юридических лиц данного региона по принципу "котла".

Неотложной задачей представляется урегулирование взаимоотношений смежных сетевых организаций и сетевых организаций со сбытовыми, особенно в условиях "котлового" метода формирования тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Отчасти эта проблема вызвана неурегулированностью отношений с собственниками многоквартирных домов (исполнителями коммунальных услуг), но в целом она - шире. Отнесение на так называемые "фактические" потери электроэнергии недоработок сбытовых организаций - как по объективным причинам, так и по субъективным - недопустимо, это ставит под угрозу надежное энергоснабжение потребителей розничного рынка вообще.

Министерство регионального развития РФ оказалось в стороне от рыночных преобразований в энергетике, несмотря на то, что они оказывают колоссальное воздействие на экономику, промышленность, социально-экономическое положение регионов. Настало время проанализировать фактическую готовность регионов к этим преобразованиям.

*1 В 2009 г. намечено повысить средние тарифы на электроэнергию на 26%, в 2010-м - на 22% и в 2011-м - на 18%. Тарифы для населения будут так же увеличиваться в 2009-2011 гг., на 25% ежегодно. - Прим. ред.
 
 
Еще статьи на эту тему:
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru