Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Предложения весьма скромны.

 
   

Правительство России внесло в Госдуму пакет законопроектов по налогообложению нефтяных компаний. Речь идет о некотором снижении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), уже принятом в первом чтении, а также, в близком будущем, о налоговых льготах для компаний, работающих на шельфе и в новых регионах — в частности, на Ямале и в Тимано-Печорской провинции. Имеются также предложения об изменении акцизной политики в отношении моторного топлива. Некоторые чиновники в правительственных структурах назвали эти инициативы чуть ли не кардинальной реформой налогообложения нефтегазового сектора. Это явное преувеличение.

 

 
 

Геннадий ШМАЛЬ,
Президент Союза нефтегазопромышленников

 
 
Специалисты нефтяной отрасли, Союз нефтегазопромышленников достаточно давно и настойчиво ставят вопросы о неэффективности существующей конструкции налогообложения в нефтяном секторе экономики.

Центральная проблема налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, то есть размера ставки налогов, не угнетающих производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора.
Первый — размер индивидуального налогообложения, то есть размер налога, возлагаемого на конкретного налогоплательщика.
Второй — размер налогового бремени на макроуровне, то есть какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

Налоговая нагрузка для разных предприятий различна. В среднем по России в 2003 г. нагрузка на выручку оценивалась в 27%, в 2007 г. — около 35%. Что касается нефтяного сектора, то в 2005 г. налоги от выручки составили 59,5%, а в 2007 г. — около 63%. Доля налогов в чистом доходе, равном валовому за вычетом капитальных вложений и операционных затрат, подскочила с 81% в 2004 г. до 91% в 2005 году. В то же время налоги в процентах к выручке у ведущих нефтяных компаний составляют в среднем: ExxonMobil — 32%, Chevron — 20,4%, Shell — 29,7%.

Достаточно широко распространенное мнение о том, что нефтяники и газовики купаются в деньгах, при глубоком экономическом анализе оказывается мифом. Речь не идет о доходах отдельных олигархов, они действительно порой неоправданно велики. Экономическое состояние нефтегазового сектора страны в целом нельзя назвать благополучным. В качестве иллюстрации этого тезиса можно привести несколько цифр.

Чистая прибыль всей нефтяной промышленности России в 2005 г. составила около 25 млрд долларов. Для сравнения — чистая прибыль ExxonMobil в том же году — 36,6 млрд долл., при том что добыча нефти у последней в два раза меньше, чем в нефтяной промышленности России. ВР — 26,1 млрд долл. чистой прибыли в 2005 г. при добыче менее 200 млн тонн. Shell — 25,3 млрд долл. чистой прибыли.

Как видим, эффективность нефтяного комплекса России уступает ведущим зарубежным нефтяным компаниям. Причин тут несколько, и это тема отдельного разговора, но главное заключается, на мой взгляд, в нерациональной структуре нефтегазового комплекса нашей страны. Так, отношение добычи нефти к ее первичной переработке составляет у ExxonMobil — 0,41, ВР — 0,71, Total — 0,57, а по России в целом — около 2,3. То есть слишком большое количество сырья направляется на экспорт, вместо того чтобы быть переработанным в стране.

Вторая причина — увеличение налоговой нагрузки на нефтяной сектор, включающей повышение ставки НДПИ, рост экспортных пошлин. Все это привело к тому, что налоговая конструкция при высоких мировых ценах стала для многих компаний несправедливой. Особенно это касается малых и средних нефтяных компаний.

На протяжении последних семи — восьми лет налоговая нагрузка на нефтяной сектор уменьшалась при более низких ценах на нефть и резко возрастала при средних и высоких. При цене 20 долл. за баррель, как это было в 2000 г., полная налоговая нагрузка на нефтяной сектор составляла 31,5 процента. При цене в 35 долл. за баррель нагрузка возрастала до 47%, а в прошлом году она составила около 63 процентов.

Компании платят одинаковую цену за разные по качеству и количеству запасы полезных ископаемых. По сути, это дискриминация тех, кто готов работать и работает на трудных месторождениях.

Кроме того, это приводит к инвестиционной непривлекательности нефтяного сектора со стороны зарубежных инвесторов. Не случайно нефтегазовый сектор постоянно испытывает недостаток инвестиционных ресурсов. В разные годы он различен, но в среднем объем инвестиций составляет 60—70% от потребности.

Вместо научного, грамотного, экономически эффективного подхода к налогообложению нефтяной отрасли НДПИ и экспортную пошлину привязали к ценам на нефть на мировом рынке. В связи с этим возросла как относительная, так и абсолютная налоговая нагрузка на нефтяные компании.

Не могу сказать, что нефтяники бедные. Заработная плата, как правило, достаточно высока по сравнению с другими отраслями экономики, многие нефтяные компании выплачивают и дивиденды. Тем не менее усиление налоговой нагрузки существенно понизило стимулы компаний к инвестированию в разведку новых месторождений. Отмена инвестиционной льготы — серьезная ошибка в проведении налоговой реформы. Во многих случаях существующая налоговая система не позволяет вести рентабельную добычу в соответствии с проектами разработки месторождений и снижает и без того безобразно низкий коэффициент нефтеизвлечения. У нас он сегодня 0,29—0,3. Действующая система налогообложения не стимулирует внедрение прогрессивных технологий и современного оборудования.

Предполагалось, что новая система взимания НДПИ будет действовать временно — до 1 января 2005 года. После этого специфическую ставку НДПИ собирались поменять на адвалорную, составляющую 16,5% от выручки нефтегазовой компании. Однако затем было решено продлить специфическую ставку НДПИ до 31 декабря 2006 года. Сейчас базовая ставка НДПИ — 419 руб. за тонну, она умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть.

В результате НДПИ вырос до 178 долл. за тонну, а вместе с экспортной пошлиной, тоже рассчитываемой в зависимости от мировой цены и составляющей в настоящее время около 400 долл. за тонну, достигает 62,5% от выручки компании — то есть чем выше мировая цена, тем ниже рентабельность российского нефтяного экспорта. Увеличение НДПИ и экспортных пошлин ведет к росту внутренних цен на нефтепродукты, ибо растет цена на сырье на внутреннем рынке.

Теперь вернемся к началу нашего разговора и посмотрим, что же дает нефтяным компаниям предложение правительства. Повышение необлагаемого минимума с 9 до 15 долл. за баррель в цене марки Urals при расчете НДПИ дает нефтяникам около 110 млрд руб., или 4,9 млрд долл. в год. Если учесть, что сумма НДПИ с нефтяного сектора — 85—87 млрд долл. в год, то экономия составит чуть более 5 процентов.

Фактор, безусловно, положительный. Но говорить в том, что принятие этих поправок позволит решить все проблемы нефтяной отрасли, было бы явным преувеличением. Дело в том, что сегодня многие виды необходимых затрат нефтяники могут осуществлять только за счет чистой прибыли. Это касается геологоразведочных работ, обустройства месторождений, я уже не говорю о социальных программах, которые есть во всех нефтяных компаниях.

Даже по умеренному варианту Энергетической стратегии России в 2011—2020 гг. ежегодно потребуется в среднем около 40 млрд долл. инвестиций в ТЭК России, из них половина — в нефтяную промышленность. Откуда брать эти инвестиции?!

Следует сказать, что надо не бояться зависимости нашей экономики от нефтяного и газового сектора, а умело использовать существующую конъюнктуру. Рассуждения демагогов насчет «нефтяной иглы» надо решительно отбросить. Несмотря на достаточно громкие требования структурной перестройки экономики, за последние двадцать лет в этом направлении не сделано ничего. Поэтому когда наши экономисты рассуждают о необходимости привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в нашу страну, они должны четко представлять, что такие инвестиции (и иностранные, прежде всего) возможны в основном в нефтегазовый сектор.

Следует активнее использовать налоговые стимулы для повышения заинтересованности предприятий в освоении новых месторождений, новых перспективных регионов нефтедобычи — Восточной Сибири, шельфа, Каспия и других.

Должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций, налоговые методы стимулирования научно-технического прогресса, шире применяться «налоговые каникулы» и налоговые кредиты.

Применение, по действующему законодательству, пониженных ставок НДПИ для участков недр с высоковязкой нефтью и выработанностью более 80% чрезвычайно затруднено наличием в Налоговом кодексе требования об обязательном применении так называемого «прямого метода» при определении количества добытого полезного ископаемого. Это противоречит производственным стандартам, установленным в соответствии с действующим законодательством и фактически сложившимся в отрасли.

Серьезной проблемой нефтегазового комплекса является старение основных фондов. Российская газотранспортная система изношена на 57%, в нефтяной промышленности износ составляет 60%, в нефтепереработке — 80%. Требует корректировки амортизационная политика. Сроки амортизации основных средств в нефтегазовой отрасли необоснованно велики.

Учитывая все сказанное, можно утверждать, что российские нефтяные компании по-прежнему ждут более гибкой и эффективной налоговой политики, которая дала бы им новые импульсы к дальнейшему развитию и повысила их конкурентоспособность на мировом рынке.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru