Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Попутный и полезный.

 
   

Введение НДПИ на нефтяной попутный газ.

 

 
 

Владимир МИРГОРОДСКИЙ,
Наталья ЧЕРНЫШЕВА,
ОАО "НижневартовскНИПИнефть"

 
 
Нефтегазовые месторождения существенно различаются по многим характеристикам - производительности и глубине скважин, уровню запасов, составу добываемых продуктов (нефть, газ, газовый конденсат), расстоянию до основных потребителей. Поэтому более эффективное налогообложение, стимулирование разработки сложных и трудно извлекаемых запасов, увеличение уровня использования попутного нефтяного газа (ПНГ) возможны только при гибком подходе.

Мировая практика показывает, что дифференцированное налогообложение в нефтегазовом секторе (НГС), в отличие от унифицированного, выгодно и для государства, и для недропользователей.

Применяемый сегодня НДПИ, введенный с 2002 г., не стимулирует увеличение уровня использования ПНГ: согласно пп. 2 п. 1 ст. 342 второй части Налогового кодекса, ставка на добычу полезных ископаемых относительно попутного нефтяного газа равняется нулю. Существующая система штрафов позволяет сжигать ПНГ без пользы для экономики страны.

А между тем известно, что попутный газ - ценнейшее углеводородное сырье. Продукты его переработки используются в строительной промышленности, медицине, автомобилестроении, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах.

Сжигание ПНГ - это еще и экологическая проблема. Выбросы от сжигания в факелах попутного нефтяного газа занимают первое место в общем годовом объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории России. При сжигании газа наносится значительный ущерб окружающей среде (выделение парниковых газов, загрязнение пылью и сажей, токсичными веществами), а также непоправимый вред здоровью человека.

В табл. приведены действующие ставки налогов применительно к попутному нефтяному газу и продуктам его переработки.

Одним из направлений предотвращения сжигания попутного нефтяного газа является установление ставки НДПИ на его добычу.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N107-ФЗ в п. 2 статьи 342 НК внесены следующие изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 г.
"Налогом на добычу полезных ископаемых облагается:
1. Природный газ по ставке 147 руб./ тыс. м.куб.
2. Газовый конденсат - 17, 5% от стоимости добытого конденсата.
3. Иное углеводородное сырье, не включенное в п. 2 ст. 342, - 16, 5% от стоимости добытого сырья".


Наиболее простым предложением является отнесение ПНГ к "иному углеводородному сырью" со ставкой НДПИ 16, 5 процента. Более сложный вариант-разделение НДПИ на нефтяную и газовую составляющие с привязкой второй части к уровню использования. Например, обложение ПНГ по компонентному и объемному составу - с учетом того, что это сырье одновременно является близким к природному газу и газовому конденсату. Объем компонентного состава ПНГ (этан, метан) можно облагать по ставке НДПИ на природный газ (147 руб./ тыс. м.куб.), остальную часть углеводородов - по ставке НДПИ 17, 5%, предусмотренной для газового конденсата.

При наличии в ПНГ значительных объемов неуглеводородных газов (гелий, азот и т.д.) возможно применение иных подходов к определению НДПИ. Соотношение групп компонентного состава по отдельным месторождениям для налогообложения должно определяться в проектных документах на их разработку. При достижении фактического использования ПНГ более 95% можно снизить или вообще отменить взимание НДПИ. При расчете налогооблагаемой базы по НДПИ в части попутного нефтяного газа возможно установить требование о ее уменьшении на размер затрат недропользователя, связанных со строительством объектов утилизации ПНГ.

Одновременно с введением НДПИ на попутный газ необходимо рассмотреть вопрос о снижении или об отмене акцизных платежей на продукты его переработки (дизельное топливо, прямогонный бензин). Это позволит повысить рентабельность проектов по переработке ПНГ на отдаленных месторождениях и увеличить уровень использования попутного нефтяного газа.

Принятие названных поправок к действующему законодательству требует оценки рентабельности деятельности нефтяных компаний, разрабатывающих мелкие и удаленные месторождения.

Главное, чтобы совокупный размер НДПИ на нефть и ПНГ не превышал существующей суммы налога и обеспечивал должную дифференциацию, полноту учета всех горно-геологических, экономико-географических и этапных (по стадиям разработки) факторов, физических и химических характеристик нефти и попутного нефтяного газа, добываемых на каждом месторождении.

В настоящее время обнаружены существенные недостатки в системе постановки на баланс запасов попутного нефтяного газа и его дальнейшего учета. Объемы годовой добычи ПНГ, уровни использования и объемы сжигания в факелах по компаниям-недропользователям и по России в целом являются приблизительными и определяются разными структурами (Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Федеральной службой государственной статистики, нефтяными компаниями, Всемирным банком), исходя из их собственных источников.

Кроме недостоверного учета, вторым фактором, влияющим на оценку объемов добычи ПНГ, является отражение в статистических данных по нефтяным компаниям совокупных объемов добычи и попутного нефтяного, и природного газа. Данные по добыче ПНГотдельными нефтегазодобывающими компаниями существенно отличаются от реальных объемов. Основная причина расхождений - существующая система статистической отчетности по этим видам сырья.

В связи с тем, что на добычу нефти и природного газа установлен НДПИ, учет ведется по объемам извлеченного из недр сырья. А учет ПНГ ведется по его полезно используемому объему (реализация стороннему потребителю, применение на собственные нужды).

В итоге достоверной системы учета нет, поэтому оценить объемы добычи и сжигания попутного нефтяного газа компаниями-недропользователями с необходимой точностью невозможно.

Таким образом, введение НДПИ на нефтяной попутный газ поможет устранить недостатки в статистической отчетности по объемам его добычи, а также добычи природного газа.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru