Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Размахнулись на один процент.

 
   

Экс-президент России Владимир Путин начал свою деятельность на посту премьера с ключевого сектора российской экономики - нефтегазового. И это понятно. Мировые цены бьют рекорды, страна не испытывает недостатка в притоке нефтедолларов, а добыча углеводородов стагнирует.

 

 
 

Михаил СУББОТИН,
старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН

 
 
Налоговая программа заявлена обширная: уточнение порядка применения учета добытой нефти для использования понижающих коэффициентов и нулевой налоговой ставки; налоговые каникулы для нефтяных месторождений, расположенных на арктическом шельфе, мелких месторождений, новых месторождений в Тимано-Печорском бассейне, на Ямале, в Азовском и Каспийском морях. С 2009 г. произойдет повышение необлагаемого минимума с 9 до 15 долл. за баррель в цене марки Urals при расчете НДПИ.

Предлагается поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ при добыче попутного нефтяного газа либо альтернативный способ решения этого вопроса в виде взимания штрафов за его сжигание. Начиная с 2009-2010 гг. предусмотрена отмена нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти. В то же время, до 2011 года отложены дифференциация акцизов на моторное топливо и повышение ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа.

Минфин уже озвучил свои оценки предложенных налоговых новаций - в 2009 г. эти льготы дадут нефтяным компаниям около 105 млрд рублей. В соответствии с проектом федерального бюджета на 2009 г., доходы должны составить 7421, 2 млрд руб., из них 2385, 8 - доходы нефтегазовые, а НДПИ - 845, 8. Следовательно, льготы составят 5% всех нефтегазовых доходов или - 12% НДПИ. Хотя, конечно, все это лишь прогнозы, и каким будет соотношение цен и затрат уже через год, никто сказать не решится.

Кстати, а что означает повышение необлагаемого минимума до 15 долл. при цене нефти в 130 долл./баррель.? Можно ли вообще назвать такое действие введением льготы, или это неизбежная, минимальная и запоздавшая налоговая корректировка?

Для реализации конкретных проектов такие льготы в одном случае и вовсе не нужны, а в другом - совершенно недостаточны: речь идет об одной переменной в формуле расчета НДПИ, налоговая же нагрузка складывается в основном из трех налогов - НДПИ, экспортной пошлины и налога на прибыль. По оценкам эксперта Комитета по природным ресурсам Госдумы Елены Дьячковой, при действующей ставке НДПИ доля этого налога в цене нефти составила в феврале 2008 г. 21%, а по новой формуле расчета НДПИ снижение ставки может привести к сокращению его доли в цене только на 1%. Учитывая, что суммарная налоговая нагрузка составила уже около 80% (от экспортной цены нефти), ее снижение до 79% вряд ли будет ощутимо.

Предыдущее налоговое вспомоществование нефтяникам в виде так называемой дифференциации НДПИ, введенное с 1 января 2007 г. и включавшее налоговые каникулы для Восточной Сибири и льготы для истощенных месторождений, почти не сказалось на деятельности большинства компаний. Сэкономленные деньги пошли на приобретение новых лицензий и выплату дивидендов.

Чтобы использовать "дифференцированный" НДПИ на выработанном участке месторождения, на этот участок нужно оформлять новую лицензию с переоценкой запасов. И реально воспользоваться льготой смогла разве что Татнефть на Ромашкинском месторождении, ведь нужен прямой учет добытой нефти, а для этого каждое месторождение - претендента на льготу - приходится оснащать дорогим коммерческим узлом учета. Для большинства компаний такой порядок оказался делом неподъемным. Лишь после заседания президиума правительства 26 мая 2008 г. были наконец подготовлены и внесены в правительство поправки по переходу на косвенный учет нефти и предложения об отмене с 2009 г. требования о прямом учете.

Однако насколько сегодня велика налоговая нагрузка, снижением которой вдруг озаботилось правительство? Благодаря взлетевшим до небес ценам, компании и так зарабатывали совсем немало. На этом основании несколько высокопоставленных чиновников даже заявляли, что налоги надо бы не уменьшать, а увеличивать. Однако даже такие доходы почему-то не привели к стремительному росту запасов нефти и ее добычи. Может быть, взаимосвязь между налоговой нагрузкой и инвестициями не столь прямая, как это подчас кажется?

Наконец, если учесть, что в последние годы шла стремительная консолидация лучших активов и лицензий в руках госкомпаний, а приобретение частных структур потребовало солидных заимствований, легко догадаться, что большую часть льгот получат именно госкомпании, и госдолжникам налоговые послабления придутся как нельзя более кстати. С другой стороны, введение налоговых каникул применительно к Тимано-Печоре и на Каспии - к выгоде ЛУКОЙЛа и Сургутнефтегаза. Да, конечно, они получат от налоговых новаций куда меньше, чем две госкомпании, но ведь дареному коню в зубы не смотрят...

Среди основных причин удорожания и затягивания с реализацией крупных нефтегазовых проектов нельзя не выделить проблемы правового и налогового характера. Прежде всего, речь идет о "плоском налогообложении", применяемом с 2002 г. и поэтапно включавшем в себя сначала введение НДПИ (вместо дифференцированных по объектам роялти, акциза и налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, ВМСБ), а затем и замораживание режима раздела продукции. Именно за эти стратегические ошибки при проведении налоговой реформы в ТЭК теперь приходится расплачиваться.

На самом деле проблема не столько в налоговой нагрузке, сколько в том, что она должна быть разумной и адресной: если у компании богатое месторождение - с него нужно платить больше, с бедного - меньше.

Есть принципиальная разница между введением налоговых льгот для отдельных регионов и адекватностью налоговой нагрузки для конкретных проектов. Если изменить формулу НДПИ или ввести каникулы по у плате этого налога, например, для шельфа, то сохранится прокрустово ложе для всех шельфовых месторождений. И никакой дифференциации между ними! А известно, что и по североморским, и по сахалинским шельфовым проектам разница в доходности составляет пять - семь раз! И отчего это бедное месторождение на Каспии нуждается в меньших налоговых льготах, чем на арктическом шельфе? Вот считается, что у китайцев население малорослое, однако этого никак не скажешь об игроках их национальной сборной по баскетболу...

Недифференцированный подход к налогообложению месторождений означает, что действует "принцип ватерлинии": кто оказался выше ее - плывет, зарабатывает сверхприбыли; кто ниже - тонет, разоряется, консервирует ставшие нерентабельными месторождения. А значит, такие месторождения не разрабатываются и с них не платятся налоги. Из-за введения "плоского" НДПИ компании стали выбирать те лицензии, что получше, концентрируя усилия именно на них и отбрасывая "за ненадобностью" все остальное. Пока они успешно наращивали свои доходы, государству, создавшему такие правила игры, оставалось лишь наблюдать за исчерпанием лучших месторождений и, соответственно, неуклонным ухудшением структуры запасов в стране. Можно ли надеяться, что теперь ситуация изменится к лучшему?

Беда в том, что о глубоком реформировании НДПИ (отказ от специфической ставки, от привязки к марке нефти Urals и т.п.) никто не говорит - речь идет лишь о косметическом исправлении "отдельных недостатков". В частности, вице-премьер Алексей Кудрин, отвечая на вопросы журналистов в рамках Петербургского международного экономического форума, выступил резко против возможной дифференциации НДПИ: "Пока мы не подошли к тому времени, чтобы принять решение об установлении индивидуальных ставок для нефтяных месторождений, которые были бы прозрачными и справедливыми". "Я бы не связывал снижение добычи нефтяных компаний с налогами", - добавил он. Но ведь речь и должна идти не о дифференциации НДПИ на основе каких-то критериев, а о дифференцированном подходе к конкретным месторождениям и об использовании неналоговых рентных платежей.

По словам вице-премьера, при нынешнем налоговом бремени у нефтяных компаний достаточно стимулов для увеличения добычи: "Я знаю ряд предпринимателей, которые готовы при нынешнем налоговом бремени с удовольствием взять нефтяные активы и добывать". Так что же им мешает?

Алексей Кудрин не отрицает факта снижения доходов нефтяников в последнее время, но связывает это не с чрезмерными налогами, а с укреплением рубля. По словам вице-премьера, в любом случае при нынешних высоких ценах добыча нефти выгодна.

Он согласен с тем, что "введение дифференцированных налогов должно зависеть от качества месторождений", но считает, что Россия пока не прошла "зону, когда решения по установлению индивидуальных налогов для месторождений были бы прозрачными и справедливыми". Вот только индивидуальные налоги - это и не налоги вовсе. Если хотя бы прочитать ст. 56 Налогового кодекса. Впрочем, конечно, компании действительно готовы инвестировать, и дело действительно не в уровне налогов: нет гарантий стабильности, нет защиты прав собственности... Ни за какие деньги!

Известное заседание президиума правительства показательно - власти, кажется, наконец осознали остроту проблемы. Но чтобы добиться перелома, нужен действительно "комплекс мер", нужно избавить компании от усиливающегося год от года страха перед возможным "раскулачиванием", следует существен но изменить российское законодательство - и налоговое, и по недропользованию. Ключевой задачей является незамедлительное стимулирование деятельности частных компаний, но никак не создание все новых преференций для компаний государственных.

На заседании Морской коллегии при правительстве РФ президент Роснефти Сергей Богданчиков сообщил, что объем необходимых инвестиций на развитие "бесспорной" зоны шельфовых месторождений до 2050 г. составит более 61 трлн рублей. За чей счет? Минприроды намекнуло, что бюджет не готов нести основные затраты даже по геологоразведке шельфа, составляющей меньшую часть предполагаемых инвестиций.

Конечно, Минфин рассчитывает, что средства, которые компании с 2009 г. начнут получать от льгот по НДПИ, будут направлены на инвестиции. Однако для многих компаний инвестиции в новые проекты сегодня, в условиях противоречивой энергетической госполитики - далеко не самый эффективный способ использования доходов, подаренных государством.

Напрашиваются давно назревшие решения: введение в недропользование договорных отношений, укрепление институтов прав собственности, расплетение сплетенных ныне норм административного, уголовного и гражданского законодательства в правоприменительной практике при пользовании недрами, возвращение от налогов к рентным платежам, отказ от грубой дискриминации иностранных инвесторов, денационализация, последовательное проведение антимонопольной политики вместо выращивания так называемых "национальных чемпионов" и тому подобное. Однако такие действия в нашей стране осуществляются только "из-под палки", когда мировые цены на нефть "уходят в штопор".

Российский бизнес (опрос РСПП, 2007 г.) акцентирует внимание на необходимости строгого соблюдения "правил игры": ожидания связаны с созданием эффективных законодательных условий деятельности бизнеса, их безусловным и справедливым применением, о чем заявили 64% предпринимателей. Судя по ответам респондентов, самый серьезный изъян экономической политики - подверженность воздействию со стороны влиятельных групп, ориентация на интересы именно этих групп, в противоположность интересам бизнеса в целом; негибкость, неспособность учесть реально складывающуюся на рынках ситуацию; несоответствие фактически проводимых мер заявленным. И при этом лишь каждый третий рассчитывает отстоять свои права в возможных конфликтах с представителями государства..

Схоже с этим и видение ситуации "со стороны" - из-за границы. Так, в своем ежегодном аналитическом отчете "Индекс экономической свободы - 2008" эксперты Фонда наследия (Heritage Foundation) пришли к выводу, что в России нет свободы экономики и предпринимательства. Наша страна в этом рейтинге 165 стран мира заняла 134-ю позицию, попав в последнюю, пятую группу, куда входят "наименее свободные" страны. Степень свободы экономики рассчитывалась по среднему арифметическому десяти разных показателей -свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, а также гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. За год Россия в рейтинге скатилась с 120-го места до 134-го, перейдя из группы "преимущественно несвободных" стран в разряд государств, где экономические свободы "подавляются". В докладе особо отмечается вмешательство российских властей в ключевые отрасли экономики, такие как энергетический сектор и горнорудная промышленность...

Вот и пытайтесь после этого решить инвестиционные проблемы исключительно с помощью налоговых послаблений!..

В докладе "Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе", опубликованном недавно экспертами ТЭНИ, Института макроэкономических исследований и Института проблем инвестирования, подчеркивается, что долгосрочные инвестиции возможны лишь в условиях благоприятного инвестиционного климата и налогового режима. "Подобные условия сейчас в стране отсутствуют, поэтому на повестке дня для нефтяных компаний по-прежнему превалируют краткосрочные проекты, в основном, в сфере нефтедобычи".

Поэтому остается надеяться, что налоговые нововведения - это лишь начало системных перемен в ТЭК, стартовая часть мер по улучшению инвестиционного климата в стране.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru