Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Как стать мировым лидером без своих ресурсов

 
   

Общая характеристика энергетических ресурсов Японии. Перспективы сотрудничества с Россией в разработке энергоресурсов. Япония является одним из центров мировой экономики. Ее ВВП составляет около 3, 5 трлн долларов. Она в значительной мере определяет спрос на энергоносители в мире и таким образом влияет на тенденции и динамику рынка.

 

 
 

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 
Япония не располагает собственными запасами энергоресурсов, за исключением угля. По оценкам, его в стране 359 млн т, но он невысокого качества, поэтому несколько лет назад добычу прекратили. Практически все, что требуется для функционирования энергетики, страна импортирует. Это по-своему уникальный случай, когда вторая по экономическому потенциалу страна умудряется обеспечивать себя и свою промышленность энергией в достаточном количестве за счет импорта. По импорту нефти она занимает второе место в мире после США, по потреблению - третье вслед за США и Китаем.

Между тем, ввозить энергоресурсов приходится много - потребности страны составляют примерно 520 млн тонн нефтяного эквивалента. Как отмечает Центр энергетических исследований АТР (Токио), импорт составляет 82 % потребности в первичных источниках энергии. Ввозить приходится 99 % нефти, 100 % угля, 96 % природного газа.

ЭНЕРГОБАЛАНС ДЕРЖИТСЯ НА НЕФТИ

В настоящее время в энергобалансе Японии главное место при надлежит нефти. За счет этого вида топлива удовлетворяется около половины всех потребностей, конкретно - 47 %. Далее следует уголь - 21 %, природный газ - 14 %, атомная энергия - 12 %, гидроэнергетика - 4 % и по мелочи возобновляемые источники. Вопреки ожиданиям, особенно с учетом высокого технического развития Японии, в этой стране очень слабо развиты "модные" , так называемые альтернативные виды энергетики - использование энергии ветра, приливов, термальных источников, биомассы, биотоплива. Это свидетельствует о прагматизме японцев и том, что они умеют реально оценивать все плюсы и минусы альтернативной энергетики на сегодняшний день, хотя в многочисленных публикациях нет недостатка в описании проектов, рассчитанных на будущее, в которых говорится о грядущих переменах в отоплении домов, работе транспорта и так далее. Исследования ведутся, причем давно, но надежд на прорыв, во всяком случае, на данный момент, пока не намечается.

Другое дело - эффективность использования энергии и снижение энергозатрат. В энергосбережении огромные успехи Японии неоспоримы.

Энергетика находится в сфере ответственности Министерства экономики, торговли и промышленности - METI. Задача министерства - разработка долгосрочных планов и выработка общей политики. Непосредственные задачи решаются Агентством природных ресурсов, подчиненном министерству. Среди задач, поставленных перед агентством - обеспечение необходимых регламентов, содействие энергосбережению и эффективному использованию ресурсов. Агентство отвечает и за электроснабжение. Атомная энергетика находится в ведении Агентства по безопасности ядерных объектов и промышленности.

ПЯТЬ ЦЕЛЕЙ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

В 2006 г. METI обнародовало так называемую "Новую стратегию в области энергетики". Фактически это программа действий до 2030 г. При разработке документа министерство исходило из того, что ситуация на мировом рынке будет ухудшаться ввиду появления новых крупных потребителей (Китай, Индия), в связи с нестабильностью положения на Ближнем Востоке и по мере усиления контроля за поставками нефти в странах ЕС, России, США и других. Все это происходит на фоне роста цен на энергоносители.

Поэтому Япония считает необходимым добиваться сокращения зависимости своей экономики от импортируемой нефти, в том числе за счет энергосбережения. Перед государственными и частными организациями были поставлены пять целей.

1) Обеспечить повышение эффективности эффективность использования энергии к 2030 г. не менее чем на 30 %. Задача не должна представляться невыполнимой, поскольку Япония может похвастаться тем, что после двух нефтяных кризисов, случившихся в мире, ей уже удалось повысить эффективность энергопотребления на 37 %.
2) Зависимостьотимпорта нефти сократилась с 1973 г. с 75 % до 50 %. До 2030 г. необходимо снизить этот показатель до 40 % (возможно, и еще ниже).
3) Сократить использование нефти на транспорте. В настоящее время автомобильный транспорт зависит от нефти практически на 100 %. К 2030 г. доля нефти в моторном топливе должна снизиться до 80 %.
4) На атомные станции приходится около 30 % вырабатываемой электроэнергии, и доля АЭС должна быть сохранена или увеличена до 40 % и выше.
5) Доля нефти, поступающей от японских компаний, ведущих разработку и добычу за пределами собственной территории, на внутреннем рынке составляет около 15 %. С учетом борьбы за ресурсы в мире к 2030 г. эта доля, как считает METI, должна быть увеличена до 40 %.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Нефть. Ее запасы в Японии чрезвычайно малы - что-то около 59 млн барр. , по данным американских источников. Сырой нефти добываются буквально капли - 6 тыс. б/д. , между тем потребление составляет 5, 3 млн б/день.

В перспективе можно ожидать обнаружения нефти на морских участках в прилегающих к Японии морях. Такую теоретическую возможность специалисты не отвергают. Наиболее обещающими и перспективным могут быть акватории в Восточно-Китайском море, однако по поводу принадлежности некоторых необитаемых островов в этом районе уже имеет место дипломатический конфликт с Китаем, который считает острова и акваторию своей территорией. Таким образом, в ближайшем будущем перспективы хозяйственного освоения этого морского района с точки зрения поиска, а тем более добычи нефти являются туманными.

Нефтяная отрасль Японии отличается тем, что в ней есть предприятия и фирмы различной формы собственности - государственной, частной. Функционируют и иностранные фирмы. Однако сложилось так, что предпочтение отдается национальным компаниям, а иностранное участие в некоторых случаях ограничивается, хотя правила такого участия постепенно смягчаются.

Еще одной особенностью является активное участие японских фирм в поисках и освоении нефтяных месторождений за границей, причем это делалось на начальном этапе в основном силами государственной Японской национальной нефтяной корпорации (JNOC). В 2004 г. компания была реорганизована, по некоторым сообщениям, за ошибки в работе.

На ее месте появились несколько новых компаний. Делалось это для создания конкурентной среды. Была создана, например, Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (JOGMЕС). Появились также компании Inpex и Японская компания по освоению нефтяных месторождений (Japex). Их задача - содействие освоению и добыче нефти за границей и поддержание запасов сырья на необходимом уровне.

Японцы активно действуют на Ближнем Востоке, в частности, Персидском заливе. Получают нефть и из Кувейта. Правда, не все получилось гладко с Саудовской Аравией и Ираном. Активность там пришлось значительно свернуть из-за недовольства по поводу темпов реализации проектов.

Японские компании участвуют и в освоении месторождений на Каспии, в частности, в Азербайджане и Казахстане. Некоторое время назад было торжественно объявлено о загрузке первого японского танкера в турецком порту Джейхан. Но и здесь доля японцев в проектах находится на уровне примерно 10 %.

Можно указать на участие японских компаний в освоении месторождений Сахалина - проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В Юго-Восточной Азии также можно встретить японские нефтяные компании, в том числе Mitsui, Mitsubishi и другие.

Касаясь намерения Токио поднять в импорте долю нефти, добываемую японскими компаниями за границей, необходимо отметить слабое участие японских фирм в нефтедобыче в Африке и Латинской Америке. Япония здесь явно проигрывает Китаю. Возможно, в этом и заключается тактика - не брать на себя первые роли, а участвовать в освоении месторождений в форме концессий с другими участниками. Еще одно возможное объяснение - сознательное или вынужденное участие в реализации мелких проектов, не бросающихся в глаза. Во всяком случае, пока Япония действует не очень заметно (как это можно было бы предположить в свете новой доктрины).

Не совсем понятно, как и когда будет реализовываться провозглашаемое стремление диверсифицировать поставки нефти. Около 90 % ее по-прежнему поступает в Японию с Ближнего Востока - ОАЭ, Катара, Кувейта, Саудовской Аравии и Ирана (в 2006 году - 80 %).

Переработка нефти ведется на 31 предприятии. Здесь доминируют японские компании, в частности, Nippon Oil, хотя в последние годы стали действовать транснациональные гиганты Shell, Exxon-Mobil и другие. Мощности по переработке- 4, 7 млн б/д. (данные Министерства энергетики США). Японские компании впервые стали участвовать в сооружении нефтеперерабатывающего предприятия за границей. Это завод в Катаре стоимость 800 млн долларов. Соглашение было заключено в 2006 г. , доля двух участников с японской стороны - 20 %.

Природный газ. Запасы Японии, по данным Центра энергетических исследований АТР, составляют 40 млрд м. куб. , по американским - 1, 4 трлн фут. куб. Это немного. Природный газ встречается в префектурах Ниигата, Тиба и Фукусима.

Однако Япония широко использует импортируемый газ - СПГ. По его импорту она занимает первое место в мире. Основные поставщики - Индонезия, Малайзия и Австралия. Газ поступает морским путем специальными танкерами. Трубопроводов в стране мало, но инфраструктура по приему и переработке газа очень развита. Япония ввозит в год 58 млн т СПГ, для обработки грузов сооружено более 20 специальных терминалов.

Многие японские компании ведут добычу природного газа за границей. Доминируют на рынке японские фирмы Inpex, Tokyo Gas, Osaka Gas. Потребление составляет 2, 9 трлн фут. куб. , собственная добыча - 104 млрд фут. куб.

Спрос на газ в Японии растет постоянно. В 90-е и последующие годы несколько раз менялись законы, регулирующие рынок газа в стране. Основная цель - снизить затраты на поставки и создать в отрасли конкуренцию.

Специалисты отмечают, что запасы газа могут быть обнаружены вблизи самой Японии, в частности, в Восточно-Китайском море. Однако, как и в случае с нефтью, здесь сталкиваются интересы Японии и Китая. Акватория не поделена, поэтому Токио возражает против китайских поисковых работ, Пекин - против японских. Демаркационная линия пока не установлена, и ситуация патовая. По этому вопросу состоялось несколько встреч на уровне представителей правительств, но результатов достигнуто не было.

Японские фирмы очень активно действуют в разработке месторождений в Австралии. Так, компания Inpex участвует в проекте в Западной Австралии стоимостью 6 млрд долл. Крупные инвестиции сделаны и в освоение месторождений газа в Индонезии. В общей сложности Inpex участвует в нескольких проектах, и сумма предполагаемых затрат исчисляется миллиардами долларов.

В настоящее время перед японскими импортерами СПГ стоит задача сохранить своих поставщиков и объемы поставок. Дело в том, что контракты заключались давно - в 70-80-е гг. Срок их действия скоро заканчивается. Долгосрочные контракты предполагают более жесткие условия ценообразования и обязательные объемы закупок. В настоящее время японские фирмы хотели бы большей гибкости в этом вопросе и предлагают в меньшей степени увязывать цены на СПГ с ценами на нефть. С другой стороны, отдельные поставщики, такие как Индонезия, не в состоянии поставлять газ в прежних объемах из-за роста внутреннего потребления и истощения запасов. Японии надо сохранить поставщиков и попытаться выторговать для себя выгодные условия. Задача сложная, поскольку одно исключает другое. В этой связи открываются неплохие шансы для России.

Уголь. Запасы угля составляют 359 млн т, месторождения расположены на острове Хоккайдо. К 2002 г. собственная добыча была полностью прекращена. В Японии это объясняют тем, что добычу приходилось вести на большой глубине, а это удорожало продукцию. Правительство субсидировало добычу, и это оказалось гораздо более затратным, чем импортировать уголь из других стран. Несмотря на отсутствие собственной добычи, Япония очень широко использует привозной уголь. Поставщиками являются Австралия, Китай, Россия, Индонезия, ЮАР, другие страны. Среди поставщиков коксующегося угля особо выделяется Австралия. В энергобалансе Японии, как уже отмечалось, доля угля составляет 20 %. На Японию также приходится пятая часть мирового импорта угля.

Радикального отказа от угля, таким образом, в Японии не предвидится. Более того, как указывается в японских источниках, в настоящее время реализуется план освоения иностранных месторождений. Япония передает новейшие технологии некоторым азиатским странам, стем, чтобы обеспечить бесперебойные поставки угля для своей промышленности и энергетики. Происходит своеобразный "вывод" угольной отрасли за свою территорию. Выгода получается обоюдная, поскольку принимающая сторона получает самые передовые технологии добычи и переработки угля.

Ядерная энергетика. В этой отрасли Япония является третьей в мире и уступает только США и Франции. В стране 55 реакторов и предполагается построить дополнительно еще более 10. Мощность АЭС - порядка 50 гигаватт. Уже говорилось о стратегии японской энергетики на будущее, согласно которой будет развиваться и атомная отрасль. В настоящее время 29 % вырабатываемой электроэнергии приходится на атомные станции. Через четверть века доля может быть увеличена до 40 %.

С учетом технического развития страны и дисциплинированности японцев неприятным сюрпризом стало то, что на японских АЭС бывают не только аварии, но и попытки скрыть подобные факты от властей и населения ("Мировая энергетика" писала об этом в прошлом году). В 2002 г. были обнаружены нарушения со стороны токийской компании ТЕРСО. Позже выяснилось, что некоторые компании также в отрасли предоставляли фальсифицированные данные. Из-за скандала было приостановлено строительство новых объектов, а 17 реакторов остановлены. Работу разрешили возобновить только спустя два года.

Япония, тем не менее, будет развивать атомную энергетику. Инциденты не остались незамеченными. Правительство усилило контроль над деятельностью АЭС и строительством новых объектов. Были ужесточены меры по сохранности ядерных материалов.

Поставлена задача создать, примерно к 2050 г. , коммерческий вариант реактора на быстрых нейтронах. В этом отношении большие надежды возлагаются на сотрудничество с США в рамках "Глобального партнерства в области атомной энергии". Согласие на этот счет было достигнуто в январе 2007 года.

Не стоит забывать, что после инцидентов экологические и прочие параметры АЭС находятся под контролем не только правительства, но и многочисленных общественных организаций.

Наконец, еще одно обстоятельство в пользу развития атомной энергетики. В публикациях METI отмечается, что самообеспеченность Японии энергоресурсами очень небольшая - всего 4 %. Однако с учетом урана и атомной энергетики оно выглядит намного лучше - 16 %. Уран в мире не такой дефицит, как нефть или природный газ. Приобрести его гораздо проще. Поэтому атомная энергетика обеспечена сырьем надолго.

В этой связи хотелось бы упомянуть о стремлении Японии диверсифицировать источники получения ресурсов для атомной промышленности. Как отмечается в ежегодном правительственном отчете по энергетике за 2007 г. ("Белая книга по энергетике"), Япония стремится укрепить отношения с Казахстаном, который располагает, согласно изданию, вторыми в мире запасами урана. В 2006 г. Казахстан посетил премьер- министр Коидзуми и договорился о сотрудничестве в области атомной энергетики. В апреле 2007 г. в Астане побывал министр экономики, торговли и промышленности Акира Амари. Япония согласилась оказать Казахстану техническую помощь в реализации 24 проектов, а взамен был заключен контракт на поставку урана в объемах, которые соответствуют 30-40 % всего японского импорта.

Электроэнергетика. Мощности японских электростанций составляют 243 гигаватта. Это второй показатель в мире после США, выработка электричества достигает 980 млрд кВт. часов.

В Японии отмечают, что стоимость электроэнергии в стране едва ли не самая высокая в мире. Для исправления ситуации проводятся реформы, и правительственный контроль постепенно ослабевает. Реформы начались в 90-е годы прошлого столетия. Их смысл заключался в том, чтобы на рынке было больше участников. В данный момент в Японии функционируют десять крупных компаний. Им принадлежит значительная доля в выработке и распределении электроэнергии. Монопольное положение, видимо, дает им возможность соответствующим образом вести себя на рынке. Поэтому усилия по развитию еще большей конкуренции будут продолжены.

СОСЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РАЗВИВАЮТСЯ

Наличие огромных энергетических ресурсов России и стремление Японии диверсифицировать источники энергоснабжения - серьезный фактор, который рано или поздно обязательно сработает, особенно при обострении проблем на мировом рынке энергоресурсов.
Видимо, это начинают понимать и в Японии. Объем двусторонней торговли вырос до 20 млрд долл. , хотя в 2006 г. он был около 10 миллиардов. Конечно, это очень мало с учетом товарооборота Японии, но положительная динамика налицо.

Россия в течение нескольких последних лет предложила Японии сотрудничество в области атомной энергетики, развития транспортной инфраструктуры, освоения ресурсов, других областях.

Некоторые результаты уже есть. Например, Атомэнергопром договорился с японской Toshiba о сотрудничестве в проектировании ряда объектов и производстве ядерных продуктов для деятельности АЭС. Недалеко от Иркутска начато освоение Могдинского нефтяного месторождения. Предполагаемая смета - 100 млн долларов. Создано СП, где доля российской стороны - 51 %.

Это, пожалуй, первый случай такого рода после того, как японские компании приняли участие в реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В начале будущего года в рамках проекта "Сахалин-2" должны начаться поставки СПГ в Японию - 8 млн т в год. Это значительный объем, который позволит Японии сократить поставки из Индонезии.

Возможно, результаты были бы гораздо значительнее, если бы Япония в свое время действовала решительнее. Можно вспомнить, что к сахалинским проектам она присоединилась только после того, как на это пошли американцы и европейцы. Можно привести и другой пример.

Когда решался вопрос о маршруте ВСТО, Япония намекала России на огромные кредиты - по сообщениям прессы, до 7-10 млрд долларов. Вопрос решили - кредитов нет. Правда, Москва решала вопрос самостоятельно, исходя из национальных интересов.

Однако не исключено, что когда-нибудь возникнет новая ситуация, и тогда может выясниться, что наши партнеры оказали сами себе медвежью услугу. Пока не похоже, что в недалеком будущем энергоресурсов станет больше.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru