Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

В поисках формулы общего рынка

 
   

Одна из основных задач ЕврАзЭС - углубление интеграции в ТЭК и формирование общего энергетического рынка. Предполагается, что его создание позволит стимулировать торговлю между странами-участницами, задействовать инвестиционный (в том числе внешний), трудовой и технологический потенциалы.

 

 
 

Владимир ЛИХАЧЕВ,
заместитель директора Института энергетических исследований РАН

 
 


В устоявшемся понимании общий региональный энергетический рынок - это рынок на географической территории, состоящей из группы государств, которые договорились о законах и правилах, определяющих все действия в области энергетики, включая добычу энергоресурсов, производство различных продуктов, передачу, сохранение энергии, а также торговлю энергоносителями.

В последние несколько лет объемы торговли энергоносителями между странами ЕврАзЭС неуклонно снижались, отмечалась переориентация экспортных потоков за пределы региона. В результате для всех стран Сообщества в экспорте энергетических товаров стала доминировать торговля с остальным миром. Во многом это было связано с существенным различием в ценах на энерготовары на мировом и внутрирегиональном рынках, а также узостью рынков государств ЕврАзЭС для быстро развивающихся отраслей энергетики стран-участниц. В последнее время начался переход в межгосударственной торговле энергоресурсами в регионе на уровень цен, сопоставимый с мировыми. Намечен ряд крупных межгосударственных проектов в области энергетики. Однако остается ряд проблем, от успешности решения которых зависит эффективность и скорость достижения намеченных в рамках ЕврАзЭС целей в энергетической сфере.

ИНТЕГРАЦИЯ -ПРОЦЕСС ОБЪЕКТИВНЫЙ

Как неоднократно отмечалось, в том числе и авторами "Мировой энергетики" , интеграция национальных энергетических комплексов и систем является объективной особенностью современного этапа развития мировой энергетики и свидетельствует о тенденции глобализации энергетических рынков. В то же время этот процесс всегда был (и остается таковым в настоящее время) достаточно противоречивым явлением, в котором сочетаются два разнонаправленных вектора развития.

В целом это развитие свободной торговли и укрепление суверенитета и независимости государств. С одной стороны, налицо интересы экономического характера, направленные на повышение эффективности и доходов от функционирования и развития национальных экономик, с другой - тенденции углубления специализации и международного разделения труда. В идеале, в соответствии с этими тенденциями, производство различных видов энергетических ресурсов следует развивать, прежде всего, в странах с низкими относительными затратами. При этом желательно обеспечить беспрепятственные торговые отношения и свободный транспорт энергии между странами.

Тем не менее, на практике торговля энергетическими ресурсами на национальном и международном уровне ограничена значительным количеством разного рода правил, условий и барьеров. Более того, по разным причинам ряд государств вынужден направлять значительные ресурсы и средства на развитие собственного производства энергии более дорогой, по сравнению с доступной на мировом рынке и даже в соседних странах. Это объясняется целями национальной энергетической безопасности, что, однако, зачастую в действительности мотивируется стремлением обеспечить развитие и защитить интересы предприятий и компаний собственного национального энергетического комплекса.

Следует признать, что многочисленная критика тех экономических и политико-правовых процессов, которые ныне протекают на просторах бывшего СССР, во многом обусловлена отсутствием достаточно проработанной научной базы и методических принципов, необходимых для их осуществления.

Как отмечалось на заседании Азиатской парламентской ассамблеи в мае 2007 г. , "двусторонние соглашения являются разумным способом удовлетворения потребностей в энергоносителях. Однако потенциально они могут зависеть от многих политических нюансов, часть которых является совершенно непредсказуемыми, например, смена правительства или политического курса. Коллективное региональное сотрудничество гарантирует большую стабильность и безопасность как для производителей, так и для потребителей энергии. Объединенные энергоресурсы нескольких участвующих добывающих государств, а также сочетание их политической воли и влияния обеспечивают договоренностям о коллективном региональном сотрудничестве безопасность и долговечность".

Наличие политической воли является важнейшим условием успешности межгосударственных интеграционных проектов. "Времени на пустые разговоры уже не осталось, настало время для реальных действий и конструктивных решений". Так сформулировал призыв к действиям министр иностранных дел Франции Робер Шуман, представляя общественности в 1950 г. проект создания Европейского объединения угля и стали. Призыв Шумана нашел отклик среди политиков, бизнесменов и населения, позволил преодолеть узконациональные взгляды на будущее Европы и через несколько десятков лет (!) привел к успешной реализации крупнейшего межгосударственного проекта - созданию Европейского союза (ЕС).

План Р. Шумана стал катализатором регионального сотрудничества в Европе и был основан на трех положениях:
1) сотрудничество в энергетической сфере является важнейшей предпосылкой для более широкой и глубокой интеграции и улучшения благосостояния стран - участниц объединения;
2) использование "функционального и прагматического" подхода позволяет сформулировать ориентиры развития для оценки прогресса в области межгосударственного сотрудничества;
3) для успешной реализации межгосударственной интеграции и развития общих рынков необходим продуманный институциональный каркас.

На основе первых шагов и общих целевых установок западноевропейской интеграции была реализована неолиберальная модель, которую сформулировал американский ученый Бела Баласса. Эта модель предусматривает пять разных степеней интеграции в зависимости от достигнутого уровня интеграции:
1) зона свободной торговли;
2) таможенный союз;
3) общий рынок;
4) валютно-экономический союз;
5) политический союз.

Широко известно, что в зоне свободной торговли упразднены внутренние таможенные пошлины, но страны-члены союза оставляют за собой право установления различающихся таможенных пошлин на внешней границе. В рамках таможенного союза дополнительно к упразднению внутренних таможенных пошлин устанавливается единый режим таможенного обложения на внешних границах. У общего рынка обеспечивается возможность свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Целью валютно-экономического союза является внедрение единой валюты на основе тесного согласования экономической политики государств-членов союза. Наконец, в политическом союзе центральные сферы национального суверенитета, как, например, внешняя политика или политика безопасности, отдаются в ведение наднациональных политических органов.

МОДЕЛИ РАЗНЫЕ, НО ЦЕЛЬ ОДНА

В области энергетики ЕС проводит политику создания единого энергетического рынка на основе либеральной модели рыночных отношений с целью стимулирования конкуренции, в том числе в сфере естественных монополий - в электроэнергетике и газовой отрасли. Опыт Европейского союза широко используется при создании межгосударственных экономических и энергетических объединений в других регионах мира: Центральной и Южной Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, в северной и южной частях Африки, на Ближнем Востоке.

В ходе дискуссий о создании межгосударственных экономических объединений и объединенных энергетических рынков на территории бывшего СССР пример европейской интеграции используется ее сторонниками как образец для подражания при создании общего электроэнергетического рынка СНГ или общего энергетического рынка ЕврАзЭС.

Однако ряд обстоятельств указывают на то, что прямое использование именно "европейской" модели создания общего энергетического рынка в ЕврАзЭС не является гарантией успеха на постсоветском пространстве.

Прежде всего отметим, что до начала XXI века доминировала либеральная модель создания межгосударственных объединений и развития рынков, в том числе энергетических, при ограничении участия государства в процессах их развития. В настоящее время в ряде регионов мира страны добиваются успехов при доминирующей роли государства в экономическом развитии, а в области международной торговли энергоресурсами все больший вес набирают государственные корпорации.

Очевидно, что при создании межгосударственных экономических объединений и объединении энергетических рынков таких стран (включая страны СНГ и ЕврАзЭС), необходимо учитывать определяющую роль государств в разработке, совместной деятельности по созданию общих крупных энергетических проектов и межгосударственной торговле энергоресурсами и электроэнергии. В этих условиях государства-участники общего энергетического рынка определяют политику на рынке и стратегию его развития. Именно государства-участники берут на себя риски крупных энергетических проектов. Крупные транснациональные компании не допускаются напрямую к принятию решений. С этой точки зрения выбор модели рынка на основе европейского образца для объединенного энергетического рынка ЕврАзЭС далеко не очевиден.

Другой, не менее важной, проблемой при создании общего энергетического рынка ЕврАзЭС является достаточно распространенное мнение, базирующееся на усеченном понимании тезиса о разнонаправленной и разноскоростной интеграции России с бывшими советскими республиками, о возможности создания, в первую очередь, общего электроэнергетического рынка стран СНГ (или ЕврАзЭС), вне зависимости от рынков других энергоносителей.

Прежде всего отметим, что создание общей электроэнергетической системы и рынка той или иной степени либерализованное и не является самоцелью, а позволяет получить следующие эффекты:
1) снижение необходимых уровней установленной мощности в рамках объединения энергосистем двух или нескольких стран в связи с тем, что общий максимум нагрузки по объединению, как правило, ниже, чем сумма годовых максимумов нагрузки в независимых энергосистемах. Этот эффект может быть особенно велик при несовпадении максимумов нагрузок в отдельные периоды времени (сезоны);
2) повышение надежности энергоснабжения и снижение необходимого уровня резервных мощностей при определенном, установленном уровне надежности объединенной энергосистемы;
3) положительное воздействие на окружающую среду при совместном строительстве и использовании крупных "экологически чистых" энергетических объектов (ГЭС, АЭС и т. п. ), которые в противном случае было бы сложно построить, или их строительство было бы отложено на более поздний срок.

Эффект создания общих и объединенных рынков не только электроэнергии, но и основных видов топлива (прежде всего угля и природного газа) в рамках единого процесса заключается в снижении затрат на топливо при топливоснабжении электростанций путем совместной оптимизации условий функционирования и развития генерирующих мощностей в объединенной энергосистеме региона. Другими словами, взаимозависимость отдельных отраслей ТЭК предопределяет необходимость обеспечения их совместного функционирования и развития. Помимо этого, следует учитывать взаимозаменяемость отдельных видов топлива у потребителей различных категорий, а также взаимозависимость цен на энергоносители.

Следующей проблемой является степень либерализации общего энергетического рынка. При создании межгосударственных энергетических рынков при полной либерализации могут возникать эффекты, наносящие ущерб потребителям одной или нескольких стран-партнеров по общему энергетическому рынку. Интеграция энергетических рынков стран с разными уровнями развития энергетического сектора (по объемам производства, в технологическом плане и в плане эффективности управления), обладающих разными запасами энергетических ресурсов с различными характеристиками, в условиях либерального рынка потенциально опасна ростом цен на энергию для потребителей тех стран, производство энергии в которых обеспечивается национальными ТЭК при относительно низких затратах. При этом потребители стран с относительно "дорогим" производством энергии выигрывают от интеграции, как в краткосрочном, так и долгосрочном плане. Следовательно, страны - участники ЕврАзЭС, допуская либерализацию своего общего энергетического рынка, должны четко представлять себе, к какой категории ("выигравших" или "проигравших") будут относить себя "их" потребители.

Большое значение при создании общего энергетического рынка государств-участников ЕврАзЭС имеет "внешний" фактор. Большинство энергопроизводящих стран региона заинтересованы в повышении эффективности экспорта энергоносителей. При этом потенциально возможно возникновение конкуренции между ними в том или ином регионе. В этих условиях необходимо разработать механизм гарантирования одинаковой привлекательности для заинтересованных стран реализации тех проектов, которые затрагивают условия функционирования и развития общего энергетического рынка.

Тот перечень проблем, который приведен в статье, далеко не полон, поиск их решения продолжается. В этом нет ничего удивительного, ведь даже в странах, давно участвующих в межгосударственных энергетических рынках (странах ЕС), дискуссии по различным аспектам их функционирования и развития не стихают.

 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru