Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Четырехлетние надежды на лучшее

 
   

По мнению эксперта, все отрасли российского топливно-энергетического комплекса заинтересованы в развитии фондового рынка через увеличение числа инвесторов и объемов инвестиционных средств, но основными ожиданиями и инвесторов, и самих компаний ТЭК является даже не получение денег на развитие, а ограничение вмешательства государства в деятельность уже сложившихся компаний и рынков - тем более, что на данном этапе развития этот сектор экономики является одним из наименее проблемных в России.

 

 
 

Тарас БОНДАРЬ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 
После восьмилетнего периода президентства Владимира Путина в России сменилась верховная власть - в стране новый президент, новый премьер-министр и обновленное правительство. С этими изменениями компании ТЭК и их инвесторы связывают надежды на разрешение самых серьезных проблем отрасли и возможность разрешения существующих конфликтов.

Оживление фондового рынка, связанное с первыми инициативами бывшего президента страны на посту премьер-министра, стало явным свидетельством ожидания перемен и надежд на лучшее со стороны всех инвесторов и профессиональных участников рынка. Так, индекс РТС за первые две недели мая вырос почти на 20 % и установил несколько абсолютных рекордов своего значения на новостях о назначении Путина премьер-министром и его обещаниях налоговых изменений для нефтяной отрасли, призванных снизить нагрузку на последнюю.

Налогообложение - самая больная проблема нефтяников, почти вся прибыль от роста мировых цен на нефть изымается при помощи экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), привязанных к рыночному уровню цен. Как следствие, прибыли нефтедобывающих компаний оказываются относительно статичными даже при продолжающемся росте мировых цен на нефть, что ограничивает их инвестиционные возможности внутри страны. Хотя рентабельность существующих месторождений остается высокой, возможности освоения новых месторождений сужены финансовыми возможностями, т. е., в условиях ограниченной доступности кредитных средств, - нераспределенной прибылью компаний.

Отчасти именно эту проблему попытался решить новый премьер-министр, предложив ввести налоговые каникулы на срок до семи лет для новых месторождений, вводимых в эксплуатацию в Тимано-Печорском бассейне, на Ямале и континентальном шельфе. Для таких инвестиционных проектов предлагается нулевая ставка НДПИ до момента достижения оговоренного накопленного объема добычи или на определенный срок с момента добычи первой нефти.

С учетом географической привязки льгот, они будут неравномерно распределены среди ведущих компаний отрасли. Преимущества получают работающие в этих регионах Роснефть, Газпром нефть и ЛУКОЙЛ, остальным же придется ждать других налоговых инициатив, поскольку государство пытается манипулировать налоговой системой так, чтобы дополнительно стимулировать развитие отрасли, а не просто оставить нефтяникам побольше финансовых ресурсов.

Помимо снижения НДПИ, в ближайшее время возможно и изменение ставок акцизов на нефтепродукты, за которое ратуют крупнейшие переработчики нефти. Более экологичные виды топлива могут облагаться меньшим акцизом, что стимулирует их выработку, сократит возможности для фальсификации более дорогих видов (в первую очередь, высокооктанового бензина) и, соответственно, создаст предпосылки для дополнительных инвестиций в современные установки нефтепереработки.

А вот снижение экспортных пошлин - крупнейшего из налогов в отрасли - маловероятно. Во-первых, это приведет к росту привлекательности экспорта и снизит объем поставок нефти и топлива на внутренний рынок. Во-вторых, среди обязательств России по вступлению в ВТО - фиксирование формулы расчета экспортных пошлин, и ее изменение может потребовать нового раунда переговоров в рамках вступления в эту организацию.

Вступления в ВТО нефтяники также ждут от нового правительства - в том числе, в надежде на изменение ситуации на рынке труб, где цены продукции российских производителей в условиях ограничения импорта из Китая и Украины растут темпами, опережающими порой рост цен на нефть.

Наконец, нефтяники надеются на окончание периода объявления налоговых претензий государства (в том числе вследствие истечения срока давности таких претензий по событиям, когда практически все компании отрасли минимизировали свои платежи через многочисленные схемы уклонения от налогов) и передела нефтяных активов в пользу государственных компаний.

Из незавершенных споров, которые еще только ждут своего разрешения в судах, наиболее важными для отрасли являются дело о приватизации башкирского ТЭК и налоговые претензии к Русснефти. С тем, что эти предприятия отойдут государству или лояльным по отношению к федеральным властям частным компаниям, все уже смирились, и главным остается вопрос о возможности продолжения подобных преследований компаний отрасли, оказавшихся в частных руках законным образом.

Точно так же частные инвесторы готовы признать право государственных "стратегически важных" компаний на получение лицензий на крупнейшие месторождения углеводородов, если государство сможет обеспечить справедливые условия доступа частных компаний к более мелким месторождениям.

Ожидания газовой отрасли менее однозначны. Основной игрок этого рынка - Газпром, где нынешний президент был председателем совета директоров - получил за последние годы практически все мыслимые преимущества и теперь ждет разве что возможности собрать немногочисленные оставшиеся в отрасли государственные активы под свой контроль и, возможно, активизировать зарубежную экспансию.

С другой стороны, независимые производители газа хотели бы вернуть себе право на экспорт, а также избавиться от зависимости от Газпрома при доступе к трубопроводной системе.

Впрочем, у обеих групп есть и общий интерес - выравнивание внутрироссийских цен на газ с мировыми, чему до сих пор правительство активно сопротивлялось, понимая, что такой шаг может вызвать дополнительную социальную напряженность и будет способствовать ускорению инфляции.

Возможно, теперь, когда президент, его администрация и правительство оказались еще теснее связаны с Газпромом, ускоренный рост внутрироссийских цен на газ станет реальностью, тем более, что таковы обязательства страны в рамках требований по вступлению в ВТО. В остальных проблемах газовой отрасли правительство, скорее всего, будет продолжать покровительствовать крупнейшей российской компании, чему свидетельством и ожидаемое назначение бывшего премьер-министра и нынешнего первого вице-премьера Виктора Зубкова на освободившийся пост председателя совета директоров.

Угольные компании, пожалуй, меньше других ожидают участия в своих делах нынешнего правительства и президента. У отрасли сейчас наступил весьма благополучный период, когда спрос на продукцию превышает существующее предложение и на внутреннем, и на внешнем рынках, при этом регулирование отрасли со стороны государства и налоговые изъятия в ней существенно меньше, чем в нефтянке. Соответственно, главными проблемами остаются железнодорожные тарифы. Угольщики, как и большинство товаропроизводителей, расположенных вдалеке от своих основных потребителей, заинтересованы в разрешении проблемы перекрестного субсидирования в отрасли и, соответственно, относительном снижении грузовых тарифов.

Отчасти угольные компании должны выиграть от целевых программ развития территорий за Уралом - как благодаря развитию инфраструктуры, так и вследствие появления новых потребителей в регионе, где сосредоточены перспективные месторождения.

В остальном угольная промышленность, скорее, заинтересована в сохранении статус-кво - политики минимального вмешательства государства в угольные дела и, быть может, политической поддержки в случае зарубежной экспансии. Она выражается в активизации интереса российских компаний к приобретению месторождений за пределами страны.

Наконец, угольщики рассчитывают на постепенное усиление их роли в энергобалансе страны и потому приветствовали бы любые меры правительства, направленные на развитие угольной электроэнергетики, особенно вблизи действующих и перспективных месторождений.

После завершения реформы отрасли и прекращения деятельности холдинга РАО ЕЭС электроэнергетика в наибольшей степени зависит от дальнейших действий государства в решении вопросов, выходящих за рамки хозяйственной деятельности отдельных компаний или координации деятельности участников рынка электроэнергии. Роль координатора предположительно может взять на себя вновь созданное министерство энергетики, которое, с точки зрения компаний, могло бы лоббировать в правительстве отраслевые интересы, а с точки зрения государства - управлять остающимися в его распоряжении генерирующими, сетевыми и диспетчерскими активами, а также представлять его интересы в различных институтах новой модели рынка.

Атомная энергетика явно будет в числе фаворитов будущего правительства - нынешний министр энергетики Сергей Шматко успел поработать в руководстве двух крупнейших холдингов отрасли - Атомэнергопром и Атомстройэкспорт. Теперь ему предстоит решать задачу ее развития и интеграции в новый рынок электроэнергии внутри страны, а также усиления роли России на мировом рынке поставок оборудования и строительства для атомной энергетики.

Отрасль нуждается в стабильных правилах игры в рамках принятой федеральной программы развития атомной энергетики, а также в привлечении новых инвесторов и, возможно, частичной приватизации действующих предприятий. Это позволило бы некоторым из них быть представленными на фондовом рынке.

В целом, все отрасли российского ТЭК заинтересованы в развитии фондового рынка через увеличение числа инвесторов и объемов инвестиционных средств, распределяемых через этот институт, в надежде на будущее привлечение капитала с этого рынка.

И все же основными ожиданиями и инвесторов, и самих компаний ТЭК является даже не получение денег на развитие, а ограничение вмешательства государства в деятельность уже сложившихся компаний и рынков - тем более, что на данном этапе развития этот сектор экономики является одним из наименее проблемных в России.
 
     
 
Еще статьи на эту тему:
 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru