Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

То, что Петр прописал

 
   

Контроль над недрами ввел царь-реформатор. Чтят ли его наказ потомки? Недра России принадлежат государству, которое со времен царя Петра передает право на их разработку недропользователям. За счет этого формируется 2/3 бюджета страны. Необходимо введение четкой системы контроля и учета извлекаемых углеводородов.

 

 
 

Владимир НАДЕИН,
генеральный директор ООО "НГБ-Энергодиагностика"

 
 
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОЕКТА

Запасы нефти и газа - основа энергобезопасности России. И поскольку мы сегодня тесно связаны с Европой, а через сахалинские проекты - и с Азией, то обеспечиваем безопасность не только собственную, но и многих других стран.

Если вчера недра - вернее, утвержденные запасы - передавались министерствам, то есть государству, то сегодня недропользователями являются и полугосударственные компании, и частные. Но надо очень четко поставить акцент на том, что, передавая запасы, государство оставляет за собой право контроля над ними, их извлечением и дальнейшим расходованием. Государство настаивает, что, если запасы переданы, недропользователь должен составить четкую технологическую схему их разработки, при которой запасы извлекаются максимально. Очевидно, что извлечь все 100 % утвержденных запасов сегодня не представляется возможным ни технически, ни технологически. Следовательно, недропользователь разрабатывает технологическую схему реального извлечения, ориентируясь на рентабельность. Поскольку цена на углеводороды неуклонно растет, максимальное их извлечение становится все более актуальной задачей.

Технологическая схема проходит экспертизу и утверждается в Роснедрах. На ее основе разрабатывается проект обустройства месторождения. Затем начинается стадия эксплуатации и добычи.

ЗАКОН У НАС ХОРОШИЙ. ПОРЯДКА ТОЛЬКО НЕТ

Вся цепочка от разработки месторождения до использования добытых ресурсов четко прописана в законе. Нередко приходится слышать, что нормативная база недостаточна. Позволю себе не согласиться с этим, бегло пролистав некоторые законы. Начну с закона "О недрах" (№ 2395-1 от 21. 02. 1991 г.). Там прописаны государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр (ст. 3, п. 16), а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах полезных ископаемых (ст. 23, п. 6). Достаточно этого? Более чем.

Следующий важный закон в этом контексте - закон "Об энергосбережении" (№ 28-ФЗ от 03. 04. 1991 г. ). Он предусматривает, в числе прочего, и рациональное отношение к углеводородам, которые после добычи становятся энергоресурсами. Обратимся к первоисточнику: "Осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов при их добыче, производстве, транспортировке, хранении и потреблении (ст. 3); обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов (ст. 4); обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения (ст. 7); весь объем добываемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету (ст. 11)".

Полезно напомнить, что у истоков этого вполне современного закона стоял Петр Первый. Именно он установил контроль над извлекаемыми из недр богатствами. Нефть тогда, правда, не добывали, больше интересовались золотом, серебром, углем. Так вот, царь, увидев, что купцы, которым он отдал в разработку месторождения, берут то, что легче взять, а в отвалы сбрасывают много полезного, учредил Берг-коллегию. Царь строго наказывал тех, у кого Берг-коллегия обнаруживала добро в отвалах.

Жесткость монарха объяснялась тем, что налоги собирались исходя из учтенного добытого полезного сырья. Кто скажет, что для нас это неактуально?

Обеспечить соблюдение этих двух законов (о недрах и энергосбережении) обязан Ростехнадзор. Он же, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г., согласовывает условия выдачи лицензии. Есть также методические указания о ведении государственного надзора за охраной недр. Для этого Ростехнадзору дано достаточно полномочий.

Важно добавить сюда и закон об осуществлении метрологического контроля, который требует четкого метрологического надзора за энергоносителями. Как видим, обязанности - кто что должен делать - определены, правила прописаны. Очевидно, что сегодня всего хватает - и законов, и полномочий контролеров. Надо браться и выполнять.

МИЛЛИАРДЫ В ТРУБУ

В технологической схеме разработки месторождения одним из важных показателей является коэффициент извлечения углеводородов. Мы называем его КИН, то есть коэффициент извлечения нефти, но ведь чем больше нефти добыто, тем больше извлечено и нефтяного попутного газа (НПГ), который находится в залежи в растворенном состоянии.

Это ценное сырье бессмысленно горит в факелах. В прошлом году президент Владимир Путин поставил цель - к 2011 г. поднять уровень утилизации НПГ до 95 %. Выполнима ли эта задача? Да, выполнима, потому что есть немало технологий, которые позволяют и на больших, и на маленьких месторождениях собирать попутный газ. Но, чтобы достичь цели, для начала следует понять, сколько НПГ извлекается при добыче нефти. Владимир Путин обозначил примерную цифру потерь - 20 млрд кубометров.

Однако всякий, кто хотя бы поверхностно знакомился с проблемой, не мог не заметить, как разнятся эти данные у специалистов: и 20, и 40, и даже 50 млрд м3. О чем говорит такой сумасшедший разброс? Ответ очевиден: никто досконально не измерял объем извлеченного вместе с нефтью попутного газа. Так сколько в реальности денег буквально вылетает в трубу - и не просто без пользы, а чрезвычайно вредя окружающей среде? Если принять в расчет, что тысяча кубометров НПГ стоит 400 долл. , то даже официальные 20 млрд кубометров дадут внушительные 8 млрд долларов потерь!

Между тем, сегодня есть все условия для того, чтобы попутный газ пошел на пользу государству. Тем более, что в некоторых случаях НПГ даже лучше нефти. Ведь что такое попутный газ? Смесь пропан-бутана плюс метан. То есть готовая смесь, которую Сургутнефтегаз, например, отправляет в качестве топлива на Сургутские ГРЭС.

Полагаю, государство найдет способ заставить недропользователей собирать это ценнейшее сырье.

ЧТО СКАЖЕТ КПК?

Эта аббревиатура, если кто успел забыть, означала Комитет партийного контроля при ЦК КПСС. К чему это я? А вот к чему.

Под новый, 1980-й, год я ушел с работы в Миннефтепроме в половине двенадцатого ночи (к праздничному столу, слава богу, успел). Занимались мы тем, что искали ответ на вопрос, как объяснить разницу в 2 млн т между добытой (и, соответственно, показанной в отчетах) нефтью и сданной на экспорт и переработку. КПК и КНК (комитет народного контроля) обязательно поинтересовались бы, откуда дисбаланс. Ведь что такое 2 млн тонн? Всего 0, 23 % от объема добытой нефти. Но в деньгах - полмиллиарда долларов! Какой же ответ мы нашли, просидев до полдвенадцатого ночи?

Мощности по подготовке нефти и объемы добычи были таковы, что не всю нефть успевали подготавливать, в ней остаточно содержался растворенный газ. Основным нефтедобывающим районом являлся Нижневартовск, откуда до ближайших перерабатывающих мощностей было не меньше двух тысяч километров. Пропускная способность нефтепроводов не соответствовала добыче, и при транспортировке температура нефти повышалась, газ испарялся. Отсюда и разница в 2 млн тонн. Конечно, это была большая потеря, потому что "испарившиеся" полмиллиарда долларов были заложены в бюджете.

Чтобы впредь такого не случалось, в Миннефтепроме организовали специальное подразделение по товарно-коммерческому учету - Спецнефтеметрология. На всем пути от добычи до отгрузки на НПЗ и на экспорт были спроектированы, смонтированы и прошли аттестацию товарно-коммерческие системы учета нефти. Возможные потери нормировались, но мы, чтобы уменьшить их, перешли на так называемую безрезервуарную сдачу нефти с помощью совершенных систем учета, оснащенных счетчиками. Все системы были сертифицированы.

Эту давнюю историю я вспомнил в связи с тем, что грамотные учет и контроль над извлекаемыми углеводородами актуальности не потеряли, а, наоборот, приобрели повышенную значимость в связи с предстоящим дифференцированием НДПИ.

БИЗНЕС АПЛОДИРОВАТЬ НЕ СПЕШИТ

В 2005 г. к нам обратилось руководство Ханты-Мансийского округа, где, как известно, добывается до 70 % российских углеводородов. ХМАО давно стремился наладить учет и контроль над извлекаемыми запасами, поэтому вышел с инициативой создать национальный стандарт измерений. На основе разработанных в округе нормативных документов, прошедших первичную апробацию, мы провели экспертизу, и на основе нашего экспертного заключения Ростехрегулирование ввело национальный стандарт, устанавливающий нормы точности измерения извлекаемых углеводородов. Стандарт стал применяться в ХМАО.

Тотальному распространению его препятствует то обстоятельство, что применяется он только на добровольной основе, хотя, согласно ему, нефтяные компании обязаны создать систему учета извлекаемых углеводородов. Это сложная задача, потому что из скважины идет смесь нефти, газа, воды, механических примесей, солей. Следовательно, кроме самих средств измерений должны быть методики выполнения измерений (МВИ) извлекаемых углеводородов. Национальным стандартом определены метрологические требования к средствам измерений. Чтобы исключить возможность ошибок, они должны быть соответствующим образом откалиброваны с учетом МВИ на ту среду, которая будет измеряться.

На проекте "Сахалин-2" мы показали, что система учета извлекаемых углеводородов дает точное представление об их отгруженном количестве. Как ее строить, изображено на рис. "Схема системы учета извлекаемых углеводородов". Кроме того, мы показываем, какие выгоды будут иметь нефтяные компании при создании достоверных систем учета извлекаемых углеводородов.

Важно понять: вести эту работу надо не просто установкой средств измерения, а через проекты, что позволит знать, сколько сырья извлекается из месторождения ежедневно. В этом, по логике, прямая заинтересованность недропользователя, так как он сможет отчитаться перед государством в выполнении всех требований закона и показать, сколько углеводородов поставляет на продажу.

Установке счетчика должен предшествовать анализ множества показателей, чтобы стало ясно, какие именно средства измерения ставить. Наугад действовать никак нельзя. Должен быть проект, должна быть его экспертиза, затем - опытно-промышленная эксплуатация модернизированной системы учета (отладка, подстраивание - постоянно). Ни одного этапа пропускать нельзя, надо все делать пошагово, через проекты. Сегодня для такой работы все есть, была бы воля.

Обрадовался ли бизнес введению еще одного национального стандарта? Спешит ли выполнять его требования? Да нет, большого энтузиазма не наблюдается. За все три года только одна компания изъявила желание сделать проект - это ЗАО "Томская нефть". По ее заказу выполняется работа "Совершенствование учета углеводородного сырья".

Недропользователи относятся к новым требованиям довольно враждебно. Они твердят, что метрологические требования поточности, заложенные в этом стандарте, недостижимы. Однажды на большом совещании в Госстандарте представитель крупной нефтедобывающей компании заявил, что они никогда не смогут справиться с задачей. Я поинтересовался, какой фонд скважин у компании. Выяснилось, что он не помнит. А ответ на мой вопрос, на каком фонде скважин был апробирован этот стандарт, оказался и вовсе неожиданным: "Мы его не апробировали". Услышав такое, я попросил мои вопросы и его ответы занести в протокол.

Что же не устраивает бизнес? В его планы, судя по всему, не входит вытекающий из введения стандарта четкий контроль над соблюдением утвержденной технологической схемы. Ведь сегодня если даже что-то нарушил, то никто не увидит.

СИСТЕМА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Одно обнадеживает: при нынешних ценах на нефть бизнесу неизбежно придется перестраиваться. А государство ему в этом поспособствует. Уже известно, что Минприроды будет создавать систему мониторинга месторождений углеводородного сырья. Мониторинг должен включать:
1. оперативный контроль и учет добычи сырья,
2. анализ текущего состояния разработки месторождений,
3. прогноз и выдачу рекомендаций по рациональному недропользованию.

Это задача общероссийского масштаба, которая с лихвой окупится при четком контроле и надзоре со стороны государства.

Бизнес должен усвоить, что, получив месторождения, он обязан отчитаться за извлеченные углеводороды и указать, куда они пошли. Мы вправе знать, сколько чего извлекается - не транспортируется, а именно извлекается. Решению этой задачи поможет четкая система контроля. Она необходима, потому что, если нет ясности об объемах при извлечении, не появится она и при их использовании. Все будет приблизительно. Ясно, что в один год систему не построишь, но если разумно подойти, то в течение нескольких лет справиться можно. Государству важно располагать информацией, чем оно владеет, потому что владение ресурсами обеспечивает энергетическую безопасность не только страны, но и ее соседей.

Выгода нефтяных компаний при реализации программы "Система учета извлекаемых углеводородов":

1. Создание предпосылки для обоснования дифференцированного налогообложения скважин с различными дебитами.
2. Возможность следить за динамикой показателей разработки в целом по нефтяным компаниям.
3. Прогнозирование развития нефтедобычи по нефтяным компаниям.
4. Выявление тенденций (с учетом мирового опыта) изменений основных показателей разработки месторождений углеводородного сырья с целью долговременной оценки перспектив и анализа риска развития ресурсной базы нефтяных компаний.
5. Максимальное использование потенциальных возможностей месторождений углеводородов.
6. Анализ показателей разрабатываемых месторождений нефтяных компаний в целом.
7. Выявление основных причин отклонения показателей от проектных.
8. Защищенность компании от возможных претензий надзорных органов России.
9. Постоянный контроль текущего состояния ресурсной базы углеводородного сырья.
 
     
 
Еще статьи на эту тему:
 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru