Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Атом и дрова мирно уживаются

 
   

В последние годы Индия по объективным причинам стала играть весьма заметную роль в мировой энергетике. И дело не в том, что на ее территории вдруг обнаружили крупнейшие запасы, скажем, нефти. Просто темпы ее экономического развития (наряду с Китаем) столь впечатляющие, что ей требуется все больше и больше энергоресурсов.

 

 
 

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 
Именно аппетиты Индии и Китая стали одним из факторов роста цен на энергоносители в мире. Это признают все. Не случайно в "Обзоре мировой энергетики" МЭА за 2007 г. этот тезис стал основным.

Происходит то же, что и с продовольствием. Его нехватка в мире и рост цен также объясняют возросшими потребностями жителей Азии - в основном Индии и Китая. Это лишний раз свидетельствует о необходимости учитывать Индию при рассмотрении глобальных проблем энергетики.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР

Он полностью находится в руках государства. Это неудивительно, поскольку экономическое развитие независимой Индии проходило под лозунгом государственного капитализма. Никто не мог обеспечить необходимые средства для развития этого важного сектора экономики, кроме государства. В настоящее время разрешен доступ частного капитала, хотя все рычаги управления фактически остаются за государством.

Энергетическая политика предусматривает обеспечение страны необходимыми энергоресурсами и удовлетворение потребностей населения и промышленности в энергии. Сделать предстоит немало, несмотря на достигнутые и впечатляющие результаты.

Энергобаланс складывается следующим образом. Доля угля - 53%. Далее следуют нефть - 33%, природный газ - 8%, гидроэнергетика - 5%, атомная энергетика - 1%. При этом из 1 млрд населения около 380 млн человек не имеют возможности пользоваться электричеством, в основном - в сельской местности. Кроме того, треть энергопотребностей населения обеспечивается за счет использования так называемой биомассы, а проще говоря - дров и отходов сельскохозяйственного производства. При этом не стоит забывать, что Индия имеет и атомную энергетику.

Особенностью страны можно считать своего рода рассредоточение функций управления энергетикой между рядом министерств. В стране есть министерство нефти и газа, министерство угля, министерство электроэнергетики. Наконец, структуры управления, помимо центральных ("федеральных"), имеются и в каждом штате.

Уголь. Основной энергетический ресурс, которым располагает Индия. Его начали добывать еще в XIX веке. Относительно запасов некоторые авторитетные западные источники не приводят данные, поскольку не уверены в правильности цифр. Правительственные чиновники Индии, со своей стороны, заявляют, что запасы равны 247 млрд т, и этого хватит на 240 лет добычи как минимум. Добыча растет, и в 2005 г. она составила, по индийским данным, 380 млн тонн. Потребление выше - примерно 465 млн тонн. По запасам угля Индия занимает 4-е место в мире, по добыче - 3-е. До недавнего времени доля угля в энергобалансе была выше 60%, в настоящее время сократилась до 53 процентов.

Особенностью можно считать неглубокое залегание угля - его значительные запасы расположены на глубине до 300 метров. Более того, значительная его часть добывается открытым способом, поскольку в стране есть удобные разрезы. Таким способом добывается около 80% всего угля. С другой стороны, качество индийского угля неважное, в нем высокое содержание золы - от 15% до 45%, он низкокалорийный. Поэтому местный уголь идет в основном на выработку электроэнергии. Этот сектор экономии остается важнейшим потребителем угля. В стране насчитывается несколько сот шахт (более 500), но они отличаются изношенностью оборудования. В последние годы упор делается на добычу угля из разрезов, а не подземных шахт. Себестоимость при этом значительно сокращается.

В начале 70-х гг. угольная отрасль Индии была национализирована ввиду ее стратегического значения. Правда, национализация в значительной степени была проведена и в интересах модернизации отрасли. В 1993 г. был принят закон, разрешающий существенное участие частного сектора. Флагманом угольной отрасли является компания CIL - Coal India Ltd., имеющая восемь дочерних компаний. Кроме того, функционируют и другие компании. Особых препятствий для получения лицензий на разработку и добычу у частных компаний, в том числе иностранных, нет. В настоящее время, согласно официальной публикации Министерства угля, 85% добываемого угля приходится на "общественный" сектор.

Качественные угли, особенно для металлургии, Индия импортирует. Тем не менее уголь остается и останется основным энергоресурсом страны еще очень долго. Потребность в угле, по оценке индийского правительства, в 2030 г. составит примерно 2 млрд тонн.

Нефть. Ее запасы нельзя назвать крупными. Они, по оценке Министерства энергетики США, составляют 5,8- 5,6 млрд барр. (0,8 - 0,75 млрд т). В мире это примерно 21-й показатель, зато в Азии - второй, и уступает лишь запасам Китая. Специалисты сходятся во мнении, что в целом в Индии залегают легкие сорта нефти. Она есть на западе и северо-востоке страны, хотя крупные неисследованные месторождения могут быть в Бенгальском заливе и штате Раджастан.

Добыча нефти не превышает 846 тыс. барр./день (42 млн т/год). Потребление составляет около 2,6 млн барр./день. Таким образом, Индия импортирует 2/3 всей необходимой ей нефти. По мере роста экономики спрос на этот ресурс постоянно растет. По некоторым оценкам, ежегодно он увеличивается на 100 тыс. барр./день.

Организация отрасли достаточно четкая. Что касается нефтедобычи, то она, как и вся энергетика, контролируется государством. Для привлечения иностранного капитала были сделаны послабления в пользу частного сектора. Политику в отрасли и основные направления разрабатывает Министерство нефти и газа, конкретными проблемами добычи занимается государственная Нефтяная и газовая корпорация (ONGC). Это крупнейший игрок на энергетическом рынке Индии, на который приходится свыше 70% добычи нефти.

Переработка является сферой государственных компаний. Их несколько, но самая крупная - Индийская нефтяная корпорация, ЮС. Из 17 НПЗ ей принадлежат 10. Она контролирует также более 70% транспортных коммуникаций по перекачке нефти. Только на рубеже 2000-х в стране была создана частная компания по нефтепереработке.

В 2000 г. в Индии был разработан механизм привлечения частного капитала для разработки месторождений. Называется он "Новая политика в области лицензирования разработок месторождений", своего рода НЭП в энергетике. При определенных условиях политика лицензирования предусматривает 100-процентное участие иностранных компаний в освоении месторождений. Правда, пока таких примеров немного.

В Индии были проведены торги, на которых выставлялись месторождения, подлежащие освоению. Как отмечается в этой связи в публикациях Министерства энергетики США, торги прошли успешно для индийских компаний, в частности ONGC, а крупных мировых компаний в числе победителей не оказалось. Не исключено, что некоторые участки будут выставляться на конкурс на постоянной основе, а не в период официальных торгов.

Индия активно осваивает нефтяные месторождения за границей. В этом она похожа на многие страны, особенно те, которые не обладают собственными значительными месторождениями. Правда, в индийской печати можно встретить утверждение, что в этом отношении Дели значительно отстал от Китая.

В Индии добычу нефти за границей осуществляет особая компания - ONGC Videsh ltd. Это филиал ONGC. В настоящее время компания реализует 25 проектов по освоению запасов нефти и газа на территории 15 стран. География обширна - от Африки до нашего Сахалина. Часто компания действует в составе международных консорциумов - в частности, в Судане. ONGC Videsh имеет долю и в проекте "Сахалин-1", который возглавляет ExxonMobil. Как известно, добыча нефти там идет с 2005 года. Часть нефти поступает в Россию для внутреннего потребления, часть - экспортируется.

Переработка. Мощности НПЗ Индии составляют 2,2 млн барр./день. Самый крупный, мощностью 660 тыс. барр./день, принадлежит частному владельцу. Крупнейшая государственная структура в нефтепереработке - компания ЮС (Indian Oil Corporation) - располагает мощностями в 620 тыс. барр./день. К 2012 г. этот показатель предполагают удвоить, тем более что предпосылки для этого есть.

Правительство начало реформу в нефтяной отрасли, в том числе в перерабатывающем секторе. Частные предприятия могут поставлять нефтепродукты потребителям напрямую. Отменен и так называемый "Административный механизм ценообразования". Вместо него ввели "Механизм ценообразования рыночным путем". Однако это не означает, что государство устранилось от проблемы. Учитывая национальную специфику, а также платежеспособность потребителей, государство по-прежнему тратит огромные средства на субсидии при реализации нефти и нефтепродуктов. Цены искусственно занижаются. Все выплаты и различные гранты нефтяной отрасли предоставляются особой организацией - Комиссией по развитию нефтяной промышленности.

Природный газ. По американским данным, доказанные запасы природного газа Индии оцениваются в 1,1 трлн м3. Основные месторождения находятся в западной части страны - в частности, в районе Мумбая (Бомбей). Там находятся шельфовые месторождения. Кроме того, в материковой части штатов Ассам, Андра - Прадеш и Гуджарат также есть месторождения газа.

Добыча составляет около 28 млрд м3. Потребление несколько выше - 36 млрд м3. Импорт находится в пределах 6 млрд м3. Добыча природного газа почти полностью находится в руках государственных компаний ONGC и ОIC (Oil India Ltd). На основе соглашений о разделе продукции через СП добычей занимаются и некоторые иностранные компании.

Монопольное положение в транспортировке и реализации природного газа принадлежит государственной организации GAIL (Gas Authority of India Ltd). В самом конце 2006 г. иностранным, а также частным индийским компаниям разрешили иметь 100-процентную долю в реализации трубопроводных проектов. Но все равно им будет невозможно тягаться с компанией GAIL, у которой имеется протяженная трубопроводная сеть.

В течение последних лет достаточно крупные запасы газа были обнаружены в Бенгальском заливе - едва ли не 600- 700 млрд м3. Американские специалисты в этой связи подчеркивают, что хотя открытия не были сертифицированы, они могут внести изменения в оценку индийских запасов.

Скорее всего, потребности Индии в природном газе будут превосходить ее возможности по добыче. Индия будет постепенно наращивать импорт газа. Здесь необходимо учитывать динамику роста потребления этого вида топлива.

В таких условиях интересно проследить за политикой Индии в области импорта природного газа. Здесь можно выделить два направления: попытки наладить поставки по трубопроводам, а также намерение ввозить в страну СПГ. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Так, учитывая географическое положение Индии, было бы гораздо проще и менее затратно построить сеть трубопроводов, поскольку некоторые соседние страны располагают возможностями поставлять ей сетевой газ. Правда, такие попытки до настоящего времени если не блокируются, то существенно тормозятся политическими соображениями, причем, как правило, не самой Индией.

Наиболее привлекательной идеей можно назвать предложение построить трубопровод из Ирана в Пакистан и Индию. Обсуждается эта идея уже почти пятнадцать лет. Договорились о многом. Газ из месторождения Южный Парс предполагается направить в Индию (штат Гуджарат). Протяженность ветки - более 3 тыс. км. Заинтересованность Индии огромна, но, поскольку ветка будет пересекать Пакистан, Дели потребовал соответствующих гарантий пакистанской стороны. Кстати, в прошлом году Пакистан заявлял о готовности предоставить такие гарантии. Недовольство высказали США, которые проводят в отношении Ирана политику санкций.

Пока Индии, Пакистану и Ирану не удалось договориться и о цене на газ. Позиции сторон весьма разнятся. К тому же Иран хотел бы экспортировать газ, больше пригодный для получения тепла, а не переработки. Отсюда и разногласия в вопросе о ценах. Несмотря ни на что следует отметить, что это самый реальный вариант строительства трубопровода в Индию из всех имеющихся (В апреле было достигнуто соглашение между Индией и Пакистаном о начале прокладки газопровода в 2009 г., а затем - соглашение о сотрудничестве при его строительстве между Ираном и Пакистаном, предполагается, что соглашение о реализации проекта будет подписано в Тегеране.).

Вероятность других гораздо ниже, но от них не отказываются. В этой связи самым экзотичным в нынешних условиях представляется предложение соединить трубопроводом месторождения Туркмении и Индии. В таком случае ветка пройдет по территории Пакистана и Афганистана. Протяженность трубопровода составит около 2 тыс. км. Интересно, что первым инициатором такого начинания была американская нефтяная компания Unokal, которая продвигала проект по каким-то причинам еще в 80-е годы, несмотря на его явную фантастичность.

В начале 2006 г. Индию пригласили участвовать в "новом издании" проекта, уже без американцев. Согласие было дано. План строительства обсуждается на высшем уровне с участием руководителей заинтересованных стран. На сегодняшний день известно, что стоимость трубопровода - около 3 млрд долларов. Возможно, в данном случае Индия хотела бы иметь возможность торговаться с Ираном. Думаю, что через Афганистан еще долгое время никто не рискнет прокладывать газопровод. К тому же неизвестно, есть ли нужные объемы газа у Туркмении, основного поставщика газа для трубопровода (Все же в конце апреля Туркмения, Афганистан, Пакистан и Индия подписали рамочное соглашение о начале строительства в 2010 г. Трансафганского газопровода. Труба протянется от туркменского города Довлетабад через афганский город Кандагар до пакистанского Мултана и далее в Индию. Страны - участники проекта рассчитывают, что мощность газопровода составит 31- 32 млрд на туркменской стороне и 17-18 млрд м3 в Индии.).

Третий вариант, уже не один год обсуждаемый специалистами, -строительство газопровода Бирма - Индия. Соответствующее соглашение о поставках газа Индия и Бирма уже подписали, осталось решить главное - где будет проходить ветка. В идеальном варианте газопровод должен пересекать Бангладеш, но там почему-то не хотят прокладки магистрали. А в последнее время заговорили и о нарушениях прав человека в Бирме. Так что и это начинание пока повисло в воздухе. С другой стороны, при резком обострении топливного дефицита дело может принять совсем иной оборот. Тем более что на бирманский газ претендует и Китай.

СПГ В Индии построены два терминала для приема СПГ. Первый был пущен в строй в 2004-м (мощность - 5 млн), второй - через год (мощность - 2,5 млн т). Существуют планы строительства новых терминалов.

Первый терминал принадлежит индийским государственным компаниям и иностранным инвесторам. Строится вторая очередь мощностью 2,5 млн т, которая должна войти в строй в 2009 году. Таким образом, мощности по приему СПГ в ближайшее время могут составить 10 млн тонн.

НАСКОЛЬКО РАДУЖНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ

Что ждет индийскую энергетику в ближайшие годы? Обратимся к монографии Международного энергетического агентства. Как считают эксперты МЭА, экономический рост будет усиливать потребности страны в энергоносителях. Поскольку в данный момент акцент делается на дальнейшую электрификацию страны, возрастет потребность в угле. Он останется основным источником получения электроэнергии. Естественно, возрастут потребности в нефти и природном газе.

Согласно базовому сценарию развития Индии, подготовленному МЭА, к2030 г. потребности в первичных источниках энергии удвоятся, а в угле - возрастут в три раза. Этот вид топлива останется основным. Однако с учетом низкого качества местного угля следует ожидать увеличения его импорта. Ввоз антрацита, например, может возрасти в 7 раз. Качественный уголь понадобится для сталелитейной промышленности. Судя по всему, низкосортный индийский уголь также останется привлекательным для местных электростанций.

А вот в том, что касается нефти, ситуация будет складываться более напряженная. Уже к 2025 г. Индия при сохранении темпов экономического роста превратится в третьего по значимости импортера нефти в мире после США и Китая, обойдя Японию. Своей нефти вряд ли прибавится, поэтому к 2030 г. импорт, по прогнозам, составит 6 млн барр./день (300 млн т/год). Импортная нефть будет обеспечивать до 90% внутреннего спроса на этот продукт. Однако должна возрасти и роль Индии как экспортера нефтепродуктов.

Добыча газа достигнет пика где-то между 2020-м и 2030-м годами, затем начнет сокращаться. Дефицит будет восполняться импортом, в основном в виде СПГ. Для создания соответствующей инфраструктуры, по мнению МЭА, предстоит реформировать ценообразование. Только в этом случае удастся обеспечить необходимые средства, а расходы предстоят просто огромные. По расчетам, до 2030 г. Индии необходимо накопить 1,25 трлн долл. в виде инвестиций в развитие инфраструктуры энергетики (по курсу долл. 2006 года). Причем 3/4 этих средств понадобятся для электроэнергетики. Это неудивительно - дополнительно предстоит ввести 400 млн кВт. Как подчеркивает МЭА, это соответствует сегодняшним мощностям Японии, Южной Кореи и Австралии вместе взятым. А без инвестиций в электроэнергетику не будет экономического роста.

В альтернативном прогнозе также отмечается, что потребности останутся высокими, хотя цифры там несколько ниже: на 1 млн барр./день для нефти и наполовину меньше - для импорта угля.

С другой стороны, если экономический рост ускорится, то и спрос на энергию может оказаться даже выше на 16%, чем в базовом прогнозе. Хотя доступность электроэнергии для индийского населения составит 96%, все равно не менее 60 млн человек в сельской местности по-прежнему останутся без электричества (в настоящее время - 420 млн человек). К 2030 г. 470 млн индийцев все равно будут полагаться на дрова (в 2005 г. таких было 668 млн).
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru