Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Газификация уже приносит стране солидные дивиденды

 
   

Развитие системы газоснабжения регионов России - важная часть Энергетической стратегии страны. Впрочем, до последнего времени эффективность газификации оставляла желать лучшего. Ситуация изменилась только после того, как контроль над этим процессом был поручен Газпрому.

 

 
 

Денис КИРИЛЛОВ,
заместитель директора Института национальной энергетики

 
 
В советские времена добыча газа, магистральный транспорт и распределение развивались практически независимо друг от друга. Госплан собирал заявки на реализацию программ газификации в регионах и принимал соответствующие решения. Как правило, эффективности проектов, как и процесса газификации в целом, не придавалось большого значения. Главными показателями считались протянутые километры трубопроводов, отводов от них и распределительных сетей. Появлявшиеся в ходе такого строительства объекты отличались заложенными в них неоправданно высокими резервами по пропускной способности, из-за чего их загрузка была крайне низка и зачастую составляла не более 1- 5 процентов.

Переход от плановой экономики к рыночной в нашей стране кардинально изменил структуру потребления газа. Спрос со стороны жилищно-коммунального сектора и населения увеличился более чем в три раза, а нужды промышленности в газе сократились вдвое. Это привело к недопустимым перекосам в загрузке существовавших сетей низкого давления:
там, где газ был крайне необходим, его не было, и наоборот. В итоге многие газопроводы-отводы просто прекратили работу. Кроме недогрузки распределительных мощностей появились еще и неплатежи за потребляемое топливо. Тем не менее строительство системы газоснабжения продолжалось, но шло оно еще более хаотично и с еще худшей координацией, чем в советское время.

В законе "О газоснабжении" определено, что государство должно поддерживать проекты газификации на основе формирования и реализации федеральных, межрегиональных и областных программ. Однако общенациональной стратегии в этой сфере так и не появилось, поэтому система газоснабжения строилась главным образом за счет средств Газпрома, региональных бюджетов и потребителей. Теперь все зависело от воли конкретного губернатора. Если он считал газификацию региона общественным благом, то ее уровень постоянно рос. Если же чиновник усматривал только свою выгоду, то строительство отводов и создание распределительной системы хоть и велись по указаниям свыше, но к ним подключались лишь отдельные объекты, а не все потенциальные потребители (если, конечно, таковые вообще существовали в данном регионе). Процесс шел бесконтрольно. Соответственно, эффективность проектов газификации оставалась неудовлетворительной. Определяющим показателем, как и прежде, был объем выполняемых работ.

В результате Газпром построил множество газопроводов-отводов и распределительных станций, которые, по сути, оказались впоследствии никому не нужны, поскольку региональные власти не спешили вкладывать средства в развитие мощностей системы газоснабжения, которые позволили бы подключиться к ней конечным потребителям. Не исправила ситуацию и так называемая "президентская" Федеральная целевая программа "Газификация России", которую инициировал Борис Ельцин в 1996-2000 годах. Она также осуществлялась без координации с основными участниками рынка.

Впрочем, когда Владимир Путин в 2005 г. дал поручение Газпрому активизировать работы на этом направлении, все изменилось кардинальным образом. Корпорация стала не только ответственной за газификацию, но и впервые получила возможность от начала и до конца контролировать этот процесс. Положение быстро изменилось в лучшую сторону.

ГАЗПРОМ МЕНЯЕТ ПОДХОДЫ

Выполнение широкомасштабной программы газификации регионов Газпром начал в 2005 году. На тот момент обеспечение природным газом в России составляло 54%, в том числе в городах - 61%, в сельской местности - 36%. Согласно первоначальным планам в 2005 г. в развитие распределительных сетей планировалось направить почти 4 млрд рублей. Однако после поручения президента сумма вложений увеличилась до 9,2 млрд рублей. Дополнительные финансовые средства были выделены уже в рамках программы газификации регионов в 2005-2007 гг., которая предполагала освоение в общей сложности 35 млрд рублей. Первые деньги были использованы для начала строительства 131 объекта в 25 субъектах Федерации.

Вместе со столь серьезным увеличением финансовых вложений в развитие ЕСГ Газпром выдвинул ряд условий своего участия в проектах газификации регионов. Главными из них стали полная оплата текущих поставок, погашение потребителями дебиторской задолженности, готовность покупателей к приему газа, максимальная загрузка строящихся отводов и газораспределительных станций, содействие региональных властей внедрению энергосберегающих технологий. Естественно, в первую очередь все проекты оценивались на предмет окупаемости.

Газпром начал разрабатывать генеральные схемы газификации регионов, в которых определялись наиболее эффективные проекты и очередность ввода в эксплуатацию планируемых к строительству объектов. Ответственность за реализацию программы была четко распределена между Газпромом и субъектами Федерации. Компания полностью взяла на себя расходы по созданию системы газоснабжения, вплоть до сооружения межпоселковых газопроводов. А финансирование строительства уличных и внутридворовых распределительных сетей, приобретения и установки оборудования для приема потребителями за счет средств бюджетов всех уровней и населения легло на плечи региональных администраций.

В 2006 г. Газпром направил на осуществление проектов программы 17,6 млрд рублей. Было завершено строительство 122 объектов, которые обеспечили повышение уровня газификации России природным газом до 58%, в том числе до 64% в городах и до 40% - в сельской местности.

Следующий год оказался не менее результативным. Изначально Газпром планировал освоить 12,2 млрд руб., но успешная реализация проектов в некоторых регионах позволила увеличить объем инвестиций до 20,2 млрд рублей. Это дало возможность направить 19,7 млрд руб. на активизацию строительства 309 уже возводимых объектов, а также приступить к проектированию и сооружению 257 новых. На реконструкцию и техническое перевооружение существующих сетей было выделено 1,5 млрд рублей. Кстати, количество вовлеченных в программу регионов выросло в минувшем году до 58. В итоге завершено строительство 421 объекта.

Таким образом, Газпром полностью выполнил свои обязательства и успешно завершил трехлетнюю программу газификации, инвестировав в ее проекты свыше 43 млрд рублей. Благодаря этому построено 543 объекта (в частности, протяженность новых распределительных сетей составила 8,4 тыс. км). К ЕСГ России подключено 1,2 тыс. населенных пунктов, 4,4 млн квартир и домовладений (3 млн в городах и 1,4 млн в сельской местности). На природный газ переведено 23,5 тыс. коммунально-бытовых предприятий, 5 тыс. сельских котельных и 570 аграрных предприятий. Программой за три года охвачено около 13 млн россиян в 58 регионах страны. Все это позволило повысить уровень газификации природным газом до 62% (67% в городах и 44% в сельской местности). В то же время в ходе работы над программой возникли проблемы, которые снизили эффект от освоения инвестиций.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Для выполнения своих обязательств по подготовке потребителей к приему газа администрации субъектов Федерации обязаны предусматривать в бюджетах средства, объем которых должен быть не ниже уровня вложений Газпрома в проекты газификации. Успешно справились с этой задачей власти 42 регионов, среди которых можно особо выделить Белгородскую и Смоленскую области, Республику Марий Эл и Калмыкию. Недавно, но очень активно включился в работу Дагестан.

Однако руководство целого ряда территорий не выполнило свои обязательства, что привело к срыву планов-графиков ввода в строй объектов газификации. В 2007 г. в Новосибирской области и Краснодарском крае по сравнению с предыдущим годом положение только ухудшилось. Также на крайне низком уровне в прошлом году велась подготовка к приему газа потребителей Астраханской, Костромской, Курганской, Тверской, Тульской, Челябинской и Ивановской областей. Причины возникновения проблем вполне очевидны, что позволяет надеяться на их скорое решение.

Службы администраций субъектов Федерации при подготовке планов-графиков синхронизации дают гарантии на приобретение объемов газа, которые оказываются выше реальных потребностей или возможностей покупателей. Например, когда в минувшем году Газпром ввел в строй новые мощности в Курганской и Тульской областях, в первой из них на газ перевели лишь четверть котельных, во второй - подключили чуть более трети изначально заявленных квартир и домовладений. Другая причина, влияющая на темпы газификации, заключается в том, что зачастую власти расходы на подключение к распределительным системам стараются полностью переложить на плечи населения, хотя для большинства сельских жителей они просто неподъемны.

Поэтому на 2008 г. Газпром включил в обязательства администраций пункт об обеспечении строительства внутрипоселковых распределительных газопроводов и отводов от них к цоколям домовладений за счет региональных бюджетов и иных источников финансирования без привлечения средств населения. При этом в текущем году инвестиции в газификацию субъектов Федерации, которые не выполняют своих обязательств, будут направлены исключительно на завершение уже начатого строительства. Выделение денег на новые проекты предусматривается только после окончания работ по программе 2005-2007 годов.

ГАЗПРОМ ВИДИТ ПЕРСПЕКТИВУ

В текущем году компания планирует инвестировать в газификацию регионов 23,05 млрд руб., а участниками процесса станут уже 64 субъекта Федерации. В результате освоения этой суммы предполагается повысить уровень газоснабжения страны до 64-69% в городах и до 46% в сельской местности.

Приоритетом компании на ближайшую перспективу останутся традиционные территории газификации, по которым проходит транспортная система Газпрома, либо расположенные недалеко от нее. Эти регионы планируется довести до максимально возможного с технической и экономической точек зрения уровня обеспечения сетевым газом. Речь идет не только о его поставках населению, коммунально-бытовым, сельскохозяйственным или промышленным предприятиям. Большое внимание будет уделено и развитию рынка использования метана в качестве моторного топлива путем строительства в городах, на трассах и в сельской местности станций для компримирования газа (АГНКС), а также расширению работающего на нем парка техники и автотранспорта.

Стратегические интересы Газпрома в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке требуют активизировать газификацию в этих регионах. Так, в минувшем году первый сетевой газ получили жители Иркутской обл., в нынешнем году начнутся работы в этом направлении в Красноярском и Хабаровском краях, Сахалинской обл. и Якутии. Все они уже включены в программу Газпрома. В ближайшее время компания должна приступить и к развитию системы газоснабжения Камчатки. А в долгосрочной перспективе восточная часть нашей страны станет главным приоритетом корпорации в рамках программы газификации регионов России, которая будет вестись все энергичней, правда, переместившись на новые территории.

Пока еще рано судить о результатах работы Газпрома по газификации регионов России, но положительный эффект от деятельности компании не вызывает сомнений. Судить об этом можно по уже реализованным проектам, например, в соседней Армении.

АРМЯНСКИЙ ПРОРЫВ

Стремясь вывести страну из жесточайшего энергетического кризиса 1992-1995 гг., правительство Армении сосредоточило усилия на двух стратегических направлениях: повторном запуске Армянской АЭС и обеспечении непрерывных и надежных поставок газа. Если первую задачу удалось решить уже в 1995 г., то вторая требовала системных подходов и масштабных инвестиций.

Учреждение в 1997 г. Министерством энергетики республики, Газпромом и компанией "ИТЕРА" совместного армяно-российского ЗАО "АрмРосгазпром" с уставным капиталом 270 млн долл. позволило привлечь прямые инвестиции в газовый сектор.

В первые годы деятельности АрмРосгазпром стоял перед необходимостью решения двух тесно взаимосвязанных задач: повысить финансовую устойчивость и добиться качественных изменений в производственно-хозяйственной сфере. Актуальность этих проблем в основном определялась превышением норм потерь газа, низким уровнем сбора платежей за реализованное топливо, ежегодным уменьшением мощностей станции подземного хранения газа, значительными долгами перед госбюджетом и поставщиками сырья, растущей кредиторской задолженностью на внутреннем рынке. Уровень газификации Армении в 2001 г. составлял всего 21 процент.

В 2002 г. АрмРосгазпром инициировал беспрецедентную газификацию всех регионов страны. Эффективность работ наглядно отражают следующие цифры. В 2002-2007 гг. на реализацию программы было направлено около 82 млн долл., что позволило довести уровень газификации до 90%. Сегодня природный газ в Армении получают 464 населенных пункта, из которых 98 ранее не были газифицированы.

Протяженность эксплуатируемых в настоящее время компанией газораспределительных сетей составляет 11,8 тыс. километров. Намеченную программу предусматривается завершить в 2008 г., но уже сегодня показатели уровня газификации выводят Армению на лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и в мире. Динамика роста количества абонентов ЗАО "АрмРосгазпром" в 2002-2007 гг. приведена на рисунке 1.

Газификация практически решила проблему теплоснабжения населения. Достаточно отметить, что 420 млн м3 природного газа, идущих исключительно на отопление, эквивалентны 950 млн кВт*ч, которые энергосистема Армении была бы вынуждена дополнительно выработать для потребителей с целью компенсации недостатка в энергоресурсах. Для сравнения: это примерно 15% годового производства электроэнергии в республике.

Как известно, одним из важнейших факторов, влияющих на степень энергетической безопасности страны, является надежность энергоснабжения потребителей. С этой точки зрения представляет интерес эффект от газификации, выражаемый в снижении пиковой нагрузки на энергосистему страны, особенно в зимний период. Так, например, пиковая нагрузка в энергосистеме Армении в самый холодный месяц в 2007 г. составила 1180 МВт против 1230 МВт в 2006 году. Другим косвенным показателем такого эффекта является снижение количества аварийных отключений в системе электроснабжения потребителей, динамика которого реально совпадает с динамикой газификации республики. Иными словами, поставки природного газа потребителям Армении позволили в значительной мере снизить имевшую ранее место сверхнормативную нагрузку на электрические сети, что, безусловно, благоприятно сказалось и продолжает сказываться на режимах эксплуатации энергохозяйства.

Расширение рынка газопотребления принесло также ощутимый социальный эффект. Данные за 2007 г. говорят о том, что переход с других энергоносителей не привел к ожидаемой экономии финансовых средств в транспортном секторе в пределах 180-200 млн долл. за счет замещения автобензина компримированным природным газом. В то же время население сократило расходы на 250- 300 млн долл. в год благодаря замене газом электроэнергии, древесного топлива и прочих энергоносителей. Согласно вполне обоснованным прогнозам в 2008 г. эти цифры возрастут еще больше.

Что ждет газовый рынок Армении в ближайшем будущем? Сегодня в энергетическом балансе республики природный газ занимает довольно большую долю - 53%. На рис. 4 приведена современная структура потребления первичных топливно-энергетических ресурсов в республике.

Анализ текущих планов ЗАО "АрмРосгазпром" по завершению широкомасштабной программы газификации в 2008 г. и участию на рынке генерации электроэнергии позволяет сделать вывод о сохранении на ближайшую перспективу высоких темпов роста потребления газа в Армении, включая бытовой сектор.

Очевидно, что реализация Газпромом проектов газификации регионов России должна принести нашей стране еще более ощутимые дивиденды. Впрочем, это покажет будущее: пока процесс идет в плановом режиме и распространяется на восток. Но эффективность осуществляемых проектов теперь будет полностью зависеть от реальных потребностей рынка.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru