Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Большие задачи малой энергетики.

 
   

Начиная с этого номера «Мировая энергетика» планирует постоянно освещать деятельность Комитета по энергетике Государственной думы РФ. Это один из ведущих комитетов в структуре нижней палаты парламента, от деятельности которого в значительной степени зависит эффективная работа топливно-энергетического комплекса страны, а значит, и всей экономики России.

 

 
 

Ведущая рубрики Любовь КИЗИЛОВА

 
 
Большие задачи малой энергетики

В структуре Комитета по энергетике создан новый подкомитет — по малой энергетике. Такое решение было принято по предложению председателя Комитета Юрия Липатова.

Председателем подкомитета избран Георгий Леонтьев. В комментарии «Мировой энергетике» он пояснил, что подкомитет будет заниматься вопросами, связанными с функционированием объектов малой энергетики — мини-котельных, мини-генераторов, преимущественно объектов ЖКХ. Кроме того, в ведении подкомитета будет находиться широкий спектр вопросов, связанных с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Георгий Леонтьев пояснил, что на базе нового подкомитета будет создана рабочая группа, в состав которой войдут представители трех комитетов: по вопросам местного самоуправления; по строительству и земельным отношениям; по энергетике.

Новый подкомитет во взаимодействии с правительством РФ разработает стратегию и программу развития малой энергетики. «Предположительно к июню планируется подготовить заседание всероссийского форума по региональной энергетике, в ходе которого будут предметно обсуждаться и вопросы законодательного обеспечения малой энергетики», — сообщил депутат.

Для безопасных поставок газа

По итогам заседания круглого стола «О совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере организации поставок газа населению и обеспечения безопасной эксплуатации газового оборудования» Комитет по энергетике создал специальную рабочую группу для подготовки предложений по данной проблематике. Руководителем рабочей группы назначен депутат Владимир Марков.

Сформирован круг экспертов

Утвержден состав Экспертного совета, созданного при Комитете по энергетике. Его возглавил председатель Комитета Юрий Липатов. Он же избран руководителем секции по вопросам законодательного обеспечения развития электроэнергетики и использования ВИЭ.

Секцию по вопросам законодательного обеспечения деятельности в области бюджетного финансирования в части вопросов ведения Комитета, энергосбережения и формирования энергоэффективной экономики, а также по вопросам налоговой и таможенной политики в сфере ТЭК возглавил депутат Валерий Драганов.

Руководителем секции по вопросам законодательного обеспечения атомной отрасли стал депутат Константин Зайцев, по вопросам законодательного обеспечения нефтяной отрасли — депутат Леонид Симановский, газовой отрасли — Василий Зиновьев, угольной отрасли — депутат Иван Грачев. Секцию по вопросам тарифной и ценовой политики и антимонопольного регулирования возглавил депутат Виктор Гришин.

«Нефтянка» ждет новых законов

В Комитете по энергетике 23 апреля состоялось заседание круглого стола, посвященное актуальным задачам законодательного обеспечения нефтегазового сектора. В нем приняли участие представители крупных нефтяных компаний, представители федеральных ведомств, Союза нефтепромышленников России, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Вице-спикер Госдумы Валерий Язев заявил, что «нефтяная отрасль перегружена налогами», и призвал правительство более заинтересованно относиться к проблемам совершенствования законодательства в этой сфере. Более подробный материал по этой теме будет опубликован в следующем номере.

Возобновляемые источники законотворчества

На заседании Комитета по энергетике, состоявшемся 16 апреля, самое пристальное внимание было уделено проблемам нормативно-правового обеспечения ВИЭ.

Собственно, этой проблеме Госдума уже отдала должное, приняв в апреле прошлого года изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике». Однако этого оказалось недостаточно. Чтобы принятые поправки заработали, или, как сказано в документах Комитета, «для реализации механизмов поддержки использования ВИЭ», предстоит еще принять огромный массив нормативно-правовых актов, которые должно подготовить правительство РФ.

Депутаты надеются, что эти документы будут внесены в правительство в обещанный срок. По заверению начальника департамента Минпромэнерго Сергея Михайлова, это произойдет уже во II квартале текущего года. Однако некоторые из депутатов (в частности, Валерий Драганов) считают, что было бы лучше посвятить столь важной проблеме один, специальный закон.

Компромисс был обретен. После обстоятельного обсуждения депутаты согласились с предложенными мерами по нормативно-правовому обеспечению, а если к осени (ориентировочно к октябрю) правительство не успеет разработать огромное количество запланированных документов — вернуться к идее об отдельном, специальном законе о ВИЭ.

Тема действительно чрезвычайно непростая. В Европе, где к 2020 г. хотят перевести на ВИЭ около 22% энергетического баланса, с применением альтернативных источников не все гладко. Например, в Германии, где гигантские силуэты ветроэнергетических установок (ВЭУ) уже стали привычной приметой пейзажа, признаются, что эти источники энергии нерентабельны. В значительной степени они являются данью активности «зеленых». Да и в целом Европа, поставляющая углеводороды из России, развивает ВИЭ не от хорошей жизни (50% всей потребности в энергии зависит от импорта), и проблема эта европейцами в значительной мере политизируется.

Россия, богатая традиционными энергетическими ресурсами (хотя, естественно, не безграничными), чувствует себя в этом смысле значительно увереннее. Поэтому и планы правительства по развитию ВИЭ значительно скромнее: к 2020 г., в соответствии с Энергетической стратегией, мы планируем в энергетическом балансе долю ВИЭ в размере всего лишь 4,5% (сейчас в России — 0,6%, а в мире — 2,1 процента).

Однако развитие ВИЭ даже в таких масштабах — весьма амбициозный государственный мегапроект. Его реализация столкнется с целым комплексом сложнейших, глубоких, взаимоувязанных проблем — экономических, технических, экологических, инфраструктурных и т.д. А ведь кроме этого возникают еще и дополнительные риски коррупции, возможности использовать государство в частных интересах. Вот почему при обсуждении подобных планов «чрезмерная» дотошность и критический взгляд никогда не оказываются лишними.

Не случайно в заседании Комитета при обсуждении этого непростого вопроса присутствовало немало приглашенных — авторитетных специалистов отраслевых министерств и ведомств, представителей крупных энергетических компаний.

В ходе дискуссии стало очевидно: главная задача, которую предстоит решать при нормативно-правовом обеспечении использования ВИЭ, — найти грань «между рыночными сигналами» и финансово-экономическими инструментами по стимулированию их развития.

Если правительство России, подобно некоторым другим странам Европы, станет «накидывать» надбавку на цены, по которым энергосистемы будут принуждены покупать дорогую «альтернативную» энергию в обязательных объемах, то ясно, что в конечном итоге искусственно завышенная цена ляжет на конечного потребителя.

Другой возможный вариант — субсидировать производителей ВИЭ непосредственно из бюджета. В этой схеме бремя затрат распределяется уже не между потребителями электроэнергии, а вообще между всеми налогоплательщиками. Обе модели предполагают, что за развитие ВИЭ заплатят обычные экономические субъекты, чья заинтересованность в расширении этого вида энергетики совершенно не очевидна.

В Германии закон «О возобновляемой энергии» обязывает компании, производящие или транспортирующие электроэнергию, покупать генерируемую с помощью ВИЭ электроэнергию по гарантированным тарифам. Без этих гарантий и тарифов она не смогла бы конкурировать с электроэнергией, производимой с использованием традиционных топливно-энергетических ресурсов. Не случайно, характеризуя развитие ВИЭ в Европе, председатель Комитета Юрий Липатов отметил, что «вся эта энергетика дотационная».

Как обеспечить конкурентоспособность ВИЭ, не искажая рыночных механизмов искусственными ценовыми подпорками? И возможно ли это вообще? Очевидно, ответить на этот вопрос нельзя, не задумавшись о том, кому конкретно и зачем нужно развитие альтернативной энергетики в России.

Думается, если мы не стремимся слепо копировать Европу, если дело лишь в самой по себе «возобновляемости», то беспокоиться не стоит: случись нам дожить до реального истощения традиционных источников энергии, они начнут резко дорожать, ВИЭ станут более экономичными, и их доля расширится без всякой государственной поддержки.

А вот экологический аспект проблемы более серьезен. Чем жестче будет экологический контроль, тем больше будет у безвредных для природы ВИЭ возможностей на равных конкурировать с традиционной электроэнергетикой. Конечно, на этом пути есть свои сложности и можно легко перегнуть палку, но если главные участники полемики четко сформулируют свои цели и критерии, обсуждение сделает большой шаг вперед.

Подводя итоги дискуссии, Юрий Липатов заметил, что «Госдума третьего созыва не могла близко подойти к этой теме», поскольку «большая энергетика была в стагнации», шла реформа электроэнергетики России. Действительно, столь предметно заняться альтернативной энергетикой появился шанс лишь у нынешней Госдумы. Состоявшееся обсуждение дает основания надеяться, что этот шанс будет использован в полной мере.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru